В статье исследуется законодательное регулирование государственного контроля осуществления предпринимательской деятельности в зарубежных странах, в частности, в странах ЕС, США и Канады, изучаются особенности органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора в этой сфере.
Ключевые слова: государство, контроль, надзор, предпринимательская деятельность, правовое регулирование, зарубежные страны, государственный контроль бизнеса.
The article examines the legislative regulation of state control of business activities in foreign countries, in particular, in the EU, the United States and Canada, and examines the features of bodies that perform the functions of state control and supervision in this sphere.
В процессе функционирования современных субъектов предпринимательской деятельности существенную роль играет государственный контроль, направленный на регулирование различных ее аспектов с учетом необходимости защиты прав субъектов предпринимательства. В зарубежных странах в силу разнообразия подходов, концептуальных положений, законодательной регламентации государственного контроля предпринимательской деятельности накоплен большой практический опыт регулирования в данной сфере, который может быть использован в России.
Поэтому представляется достаточно актуальным исследование государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в зарубежных странах, что и стало целью данной статьи.
В силу близости правовой системы России и большинства европейских стран в рамках романо-германской правовой семьи целесообразно сначала рассмотреть государственный контроль предпринимательской деятельности и его законодательное регулирование в странах ЕС.
Согласно практике ЕС, если предпринимательская деятельность была разрешена в одной стране ЕС, дальнейшее разрешение не требуется в другом государстве-члене. В свете этого роль сотрудничества между надзорными органами государств-членов постоянно возрастает [3].
Надзорные органы заключают соглашения о сотрудничестве с иностранными надзорными органами или учрежденными ими международными организациями, обмениваются информацией. В ходе международного сотрудничества надзорный орган может выдавать данные и информацию, полученные от иностранных надзорных органов, с целью оценки заявок на создание и функционирование различных организаций и для проверки содержания разрешения, надзорных решений, особенно мер и санкций.
В Германии государственный контроль бизнеса осуществляется на основе отраслевого законодательства и ряда специальных законов земель и федерации.
Так, в 1970 г. был принят закон о государственном контроле бизнеса в земле Гессен, который стремился обеспечить защиту юридических лиц пи проведении такого контроля государственными органами, органами сельских муниципалитетов и местных образований. В целях обеспечения соблюдения его положений закон создал уполномоченного по защите компаний, который гарантировал независимость при выполнении его функций, которые должны были обеспечить соблюдение положений закона [2].
В Швеции закон 1973 г. № 289 регулирует деятельность контрольных органов, обеспечивающих соблюдение закона [4], которые с инспекционными, регулирующими и процедурными полномочиями вправе требовать судебного применения санкций.
Жесткий контроль, предусмотренный в шведских нормативных актах, принес Швеции ярлык модели гетероконтроля. Тем не менее, некоторые из его положений пришлось изменить, приняв систему уведомления и регистрации, которая всегда находится в ведении национального контрольного органа.
Это законодательство характеризуется сосредоточением защиты на регулировании действий органов контроля, наложении определенных ограничений на предварительную и последующую проверку и т. д.
Во Франции основной базой государственного контроля предпринимательской деятельности является отраслевое законодательство, в т. ч. директивы ЕС, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, консолидированный с законодательством Сообщества, Коммерческий
кодекс Общий налоговый кодекс, Валютно-финансовый кодекс, Трудовой кодекс.
Как и в случае со шведским и немецким законодательством, французское законодательство предусматривает надзорный орган, Национальную комиссию, отвечающую за его применение, получать требования тех, кто пострадал и наделен регулирующими полномочиями, осуществление которых гарантировало нормативную долговечность [5].
В Испании закон о государственном контроле бизнеса регламентирует действия публично-правовых органов, средств контроля, закон устанавливает Федерального комиссара в качестве органа, призванного обеспечивать госконтроль. С другой стороны, при контроле непубличных организаций в закон вводятся важные поправки в отношении органа, которому разрешается осуществлять свои полномочия ex officio и принимать корректирующие меры в случае обнаружения технических или организационных нарушений.
В Румынии парламент принял Закон CXXIV 2007 года о государственном надзоре (HFSA), установивший порядок надзора, потому что все больше компаний, банков и инвестиционных компаний, чья деятельность пересекается, и компании, предоставляющие финансовые, страховые и инвестиционные услуги, сосредотачивается в нескольких группах компаний. Таким образом, комплексный контроль стал гораздо более эффективным.
Также представляет интерес опыт государственного контроля предпринимательской деятельности в США и Канаде.
В США главную роль в регламентации государственного контроля бизнеса играют отраслевые законы, хотя некоторые аспекты регулирования госконтроля установлены в пояснительном меморандуме, предусматривающем защиту компаний, проверяемых федеральными структурами и органами.
Основными регулирующими органами в США являются:
– Федеральная торговая комиссия;
– Антимонопольное управление Министерства юстиции;
– Комиссия по ценным бумагам и биржам — SEC;
– Таможенная служба США;
– Бюро промышленности и безопасности (BIS);
– Министерство торговли;
– Агентство по охране окружающей среды- EPA;
– Федеральная комиссия по связи (FCC);
– Управление по контролю за продуктами и лекарствами- FDA [1].
В Канаде регламентация государственного контроля бизнеса установлена в отраслевых законах и в Законе 1957 года, предполагающего, что административное обжалование решения надзорного органа отсутствует. Решения надзора могут быть оспорены только в суде, поэтому министр финансов, действующий в рамках своего правового надзора, не может пересмотреть или отменить решения надзора.
Требование возмещения убытков от решений надзора в связи с его решениями, принятыми при исполнении служебных полномочий, может быть исполнено только в том случае, если решение или упущение надзора является незаконным и им причинен ущерб.
Надзорные органы, сохраняя при этом банковскую тайну и тайну ценных бумаг, казначейскую тайну, страховую тайну и деловую тайну, имеют право защищать все или часть своих решений в целях защиты денег и участников рынка капитала, инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц или членов казначейства. Надзорные органы регулярно публикуют список выданных лицензий, список иностранных надзорных органов, с которыми были заключены соглашения о сотрудничестве на основе взаимного признания.
Надзорные органы имеют право высказывать свое мнение при подготовке законодательства, касающегося финансовой системы и контролируемых учреждений и лиц, и вносит предложения по созданию такого законодательства.
Таким образом, в большинстве стран мира отсутствует специализированный закон о защите прав субъектов предпринимательской деятельности или бизнеса при проведении государственного контроля, лишь в некоторых странах есть закон о государственном контроле бизнеса, поэтому в большей степени регулирование в данной сфере осуществляется посредством отраслевого законодательства, регламентирующего контроль со стороны различных государственных органов по разным видам предпринимательской деятельности.
Литература:
- Морозов, Д. И. Особенности государственного контроля предпринимательской деятельности за рубежом [Текст]/ Д. И. Морозов // Конкурентное право.- 2019.- № 8.- С.71–82.
- Олейник, В. И. Правовое регулирование государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст]/ В. И. Олейник// Административное право и процесс. — 2018. — № 5. — С. 37–39.
- Предпринимательское право [Текст]: учебник/ под ред. проф. А. П. Корнева. — М.: Норма, 2019.- 442 с.
- Сидорова, Г. Г. К вопросу о совершенствовании государственного контроля предпринимательской деятельности [Текст]/ Г. Г. Сидорова// Юридическая наука и правоохранительная практика.- 2018.- № 3.- С.61–64.
- Степанов, Е. С. Государственный контроль бизнеса в Европейском союзе [Текст]/ Е. С. Степанов // Деловой юридический журнал.- 2019.- № 5.- С.94–105.