В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: анализ, франчайзинг, правовое регулирование, коммерческая концессия, предпринимательская деятельность.
В настоящее время, несмотря на активный рост малых и средних форм предпринимательства, многие предприниматели вынуждены закрывать бизнес ввиду множества препятствий, как со стороны конкурентов, государства, так и с учетом сложной экономической ситуации в целом.
В связи с этим правовые отношения в сфере франчайзинга становятся актуальным инструментом развития и ведения предпринимательской деятельности, поскольку снижают риски для всех участников данных правоотношений. В зарубежных странах франчайзинговая модель ведения бизнеса популярна среди малых предприятий, физических лиц, которые не имеют возможности инвестировать в собственную марку, однако, обладают большим экономическим потенциалом и весьма активны. В основном такие франчайзи являются владельцами и управленцами собственных точек, что позволяет оперативно реагировать на изменение обстоятельств.
На сегодняшний день такой способ ведения бизнеса как франчайзинг активно используется в предпринимательской деятельности на территории России, причем российские предприятия не только используют зарубежные торговые марки, но и осуществляют экспансию на мировом рынке.
Однако, в российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, использующими механизм франчайзинга, на территории Российской Федерации регулируются положениями Главы 54 «Коммерческая концессия» Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Е. В. Шестакова, рассматривая Главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, делает вывод о том, что термины «коммерческая концессия» и «франчайзинг» тождественны, «коммерческая концессия» фактически эквивалент понятия «франчайзинг» или «франшиза» [3].
Однако концепция франчайзинга как модели бизнеса гораздо шире отношений, регулируемых договором коммерческой концессии. Сущность франчайзинга заключается в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, менее подкованным в данном отношении. Коммерческая концессия регулирует отношения сторон на уровне более близком к лицензионному соглашению — передача за вознаграждение, в первую очередь, права использования фирменного наименования, товарного знака, ноу-хау правообладателя.
Решение вопроса на наличие взаимосвязей между договорами коммерческой концессии и франчайзинга позволит внести ясность не только в теоретические споры, но и привнесет ясность в практическое применений указанных договоров.
Как отмечает А. А. Коваленко во многих зарубежных странах предмет договора коммерческой концессии в начале развития данного института права отличался от предмета договора франчайзинга, поскольку в нем не предусматривалась обязанность передачи права на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя [2].
Многие российские юристы разделяют мнение, что под коммерческой концессией следует понимать франчайзинг. В. В. Витрянский, например, считает, что понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising» [1].
Необходимо отметить, что российские предприниматели сталкиваются с рядом проблем при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием механизма франчайзинга. Это связано с принципиальными различиями в законодательстве России и других стран. В связи с этим следует внимательно анализировать существенные особенности и ключевые элементы при переходе бизнеса из одного государства в другое.
Например, европейское и американское законодательство накладывают ряд обязанностей на франчайзера по предоставлению информации перед заключением договора. Такая практика дает дополнительные гарантии и уверенность франчайзи. Однако, в российском законодательстве на сегодняшний день не урегулированы вопросы, связанные с преддоговорными отношениями.
На основе приведенного анализа некоторых аспектов законодательства в России и за рубежом предлагаются следующие пути решения указанных проблем путем внесения изменений в российское законодательство с учетом мирового опыта правового регулирования франчайзинга:
– принятие соответствующего федерального закона «О франчайзинге»,
– введение новой терминологии,
– определение мер государственного регулирования,
– определение мер саморегулирования,
– определение норм, предусматривающих раскрытие информации франчайзером на этапе преддоговорных отношений с обеспечением конфиденциальности передаваемых сведений,
– определение норм, регулирующих вопросы иностранных франчайзинговых компаний,
– рассмотрение вопроса о создании единого государственного реестра франшиз.
Комплекс предложенных правовых мер позволит не только устранить имеющиеся пробелы и проблемы, но и будет способствовать развитию и широкому применению франчайзинговых правоотношений для осуществления предпринимательской деятельности.
Литература:
- Витрянский В. В. Реформа российского гражданского законодательства. Промежуточные итоги. Гражданское право. //Москва: Статус, 2016. — С. 62–68.
- Коваленко А. А. Правовое регулирование коммерческой концессии: история становления института и проблемы развития российского законодательства // Материалы 12-й Международной научно-практической конференции «Наука и инновации», 7–15 октября 2016 г. Przemysl: Nauka I studia, 2016. Vol. 7. С. 74–77.
- Шестакова Е. В. Корпоративное соглашение. // Москва: Право Доступа, 2019. — С. 180–181.
- http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=118168#05891933401857934
- https://internet.garant.ru/#/document/71359084/paragraph/1:5