В данной статье автор рассматривает вопросы правового регулирования лоббизма в России, то, какие в настоящее время существуют его тенденции которые, по мнению автора, являются достаточно актуальными, а так же пытается найти ответ на вопрос, необходимо ли нашей стране законодательное регулирование лоббизма.
Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, США, Россия, государственная власть, Конституция РФ, государство, гражданин.
Лоббизм — это один из способов решения различных вопросов в пользу интересов групп через воздействие, давление на правительственные, законодательные органы, в целом органы государственной власти. Лоббизм — это неотъемлемая часть демократических обществ, это способ отстаивания различными социальными субъектами (коммерческими корпорациями, профсоюзами, торговыми ассоциациями, гражданскими объединениями, университетами и прочими) своих интересов. Всем известно, что ни одно демократическое правление не может обойтись без постоянного поддержания диалога между государством и гражданами. Путём адекватного донесения до властей интересов групп можно вырабатывать эффективные политические решения. Если верить средствам массовой информации, в настоящее время такие ценности, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и повышение уровня правовой культур, становятся всё более приоритетными для нашего государства. В связи с этим вопрос правового регулирования лоббизма приобретает особую важность [1].
Для понимания такого явления как лоббизм, рассмотрим его историю. В письменном языке оно было впервые зафиксировано в 1553 году для указания на прогулочные площадки в монастыре. В XVII веке, спустя столетие, слово стало употребляться для обозначения прогулок в палате общин Англии, а также для прогулок в коридорах и холлах театров. Однако уже с 1640 года слово стало использоваться для обозначения мест, где проходили встречи законодателей с гражданами (вокруг залов заседаний). Принято считать, что это слово приобрело политический смысл спустя два века в Америке. Там «лоббирование» означало приобретение за деньги голосов в коридорах конгресса. Можно заметить, что в данном случае лоббизм прямо связан со взятками и обманом, однако сам по себе он обозначает попытки заинтересованных групп законным (акцент) способом повлиять на разработку и принятие абсолютно разных управленческих решений. К примеру, «Британская энциклопедия» определяет слово «лобби» как любую попытку индивида или группы лиц с частными интересами оказывать влияние на решение властей [2] [3].
Довольно часто в головах людей лоббизм стоит рядом со взяточничеством, с разными «серыми схемами», обманом, преступностью, а лоббисты, в свою очередь, представляются, как люди в очень дорогих костюмах, с кейсами, набитыми деньгами. Однако это вовсе не верно, так как «коррупция мешает лоббисту, и многие профессионалы предпочитают работать в открытую. Лоббист — не взяточник, и лоббизм — деятельность, требующая высокой квалификации» [4].
Лоббизм выступает неким посредником для бизнеса и государства, он знает то нужно бизнесу, а что — государству, и может найти решение, которое будет выгодным для обеих сторон.
М. Ходорковским было отмечено, что «интересы бизнеса должны быть представлены как общественности, так и органам власти». Я считаю, что с этим невозможно быть не согласным.
Так, в ЕС, в США «лоббизм» — то, что обозначает совершенно легальную деятельность по представлению, а также отстаиванию интересов различных субъектов. Такое определение находит отражение и в соответствующих НПА. В США, к примеру, в Lobbying Disclosure Act 1995 года, а в Евросоюзе — в European Transparency Initiative 2007 года. Кроме того, важным моментом, является то, что как в США, так и во многих других странах лоббист — это профессия. В США, официально зарегистрировано при конгрессе около 15 тысяч лоббистов. Оборот рынка лоббизма составляет порядка трёх миллиардов долларов в год. Однако у всех лоббистов существует обязанность отчитываться о том, сколько денег он получают от компании и на что они их тратят [5].
В нашей стране на данном этапе развития нет никакого легального определению этому термину. Однако лоббистская деятельность может быть обоснована содержанием статьи 33 Конституции РФ, согласно которой, граждане РФ имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления. Физические лица имеют право на вступление в контакт с властными органами. В целом, в нашей стране лоббизм имеет конституционные гарантии на основании п.1 ст.30, в котором говорится о праве граждан на объединения, право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, есть указание на гарантированность свободы деятельности этих объединений, ст.33, суть которой была описана ранее и п.2 ст.45 Конституции РФ, в котором обозначается право граждан РФ на защиту прав и свобод всеми, не запрещенными законом, способами [6].
Лоббизм, а точнее его определение в нашей стране на региональном уровне существует в законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края». В этом законодательном акте под лоббизмом понимают «деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве» [7].
В России на данный момент лоббизм существует в двух формах. Первая из них — публичный диалог с властью путём создания различных петиций, направление писем в органы власти, публикации в СМИ, выступления деятелей культуры, выступление ученых и тому подобное. Наглядным примером является история борьбы с 2006 по 2011 годы со строительством «Охта-центра» в Санкт-Петербурге. Против строительства активно выступали зарубежные архитекторы, грала британского архитектурного бюро, строительство критиковалось ЮНЕСКО, деятелями культуры, науки, против выступали партии «Яблоко», КПРФ, «Справедливая Россия», а также Дмитрий Медведев, бывший на тот момент президентом страны, поддержавший позицию ЮНЕСКО. Стоит ли говорить о том, что кампания завершилась успехом. Второй формой является как раз то, что наиболее распространено в нашей стране. Это скрытая борьба между группировками, которая пытается влиять на чиновников, включающая так же и подкуп чиновников с целью получения принятия выгодного лица, выступающего лоббистом решения.
Итак, какая же ситуация в стране складывается. Выходит, что часть примеров якобы лоббистской деятельности представляют собой коррупцию. С юридической точки зрения, если, к примеру, фирма или финансовая корпорация предлагает депутату деньги (услуги) за продвижение выгодного законопроекта — сомнений нет, это взятка. Однако, если фирма предлагает передать деньги в избирательный фонд, а после излагает депутату свои просьбы и предложения — это, по меркам нашей страны, лоббистская деятельность. Установить факт устной договоренности на встрече представителя фирмы и депутата, в большинстве случаев, не представляется возможным. То есть, мы видим ситуацию, когда фактически — налицо подкуп, дача взятки, а с юридический точки зрение — это политическое влияние в России [8].
Подводя итог, снова встаёт вопрос о том, нужно ли правовое регулирование лоббизма России? Разумеется, да.
Однако для того, чтобы обеспечить полноценное функционирование какого-нибудь закона о лоббизме, нужно сначала развить законодательство о государственной службе, которое будет не только содержать в себе ряд требований и запретов для чиновников, но и будет должным образом применяться.
Кроме того, в России в принципе отсутствуют многие правовые и институциональные предпосылки закона о лоббизме. Сами смежные правовые институты, такие как выборы, деятельность политических партий, политический плюрализм и подобные, в своём функционировании очень далеки от совершенства. Вероятнее всего, по этим причинам новый механизм влияния на государственную власть в нашей стране «не приживется».
Тем не менее, для повышения качества взаимодействий между бизнесом и государством, могут и должны предприниматься действия. Так, нам необходимо не отступать от системного правового регулирования продвижения частных интересов. Кроме того, нужно добиться гарантированного института независимой общественной экспертизы, обеспечить право доступа к проектам НПА заинтересованных в этом лиц. Так же нужно следовать по пути равноправия между группами, участвующими в деятельности общественных и экспертных советов при органах публичной власти. Нужно стимулировать развитие саморегулирование в разных отраслях и сферах экономики, используя правовые средства. И, наконец, нужно обеспечить доступ к обсуждению и принятию решений в рамках социального партнерства представителям некоммерческого сектора.
Литература:
- Яшин А. С. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования
- Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция.
- Субочев В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования.
- Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью.
- А. В. Павроз Принципы и альтернативы правового регулирования лоббизма.
- Конституция РФ 1993 года
- Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 года N 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края»
- Васильева С. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных//Право. Журнал Высшей Школы Экономики