Теоретическое обоснование проблемы исследования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 19.06.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Субботина, А. А. Теоретическое обоснование проблемы исследования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / А. А. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71874/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается проблема формирования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Раскрывается сущность понятия «знаково-символическая деятельность» и ее виды. Выделены особенности развития знаково-символической деятельности детей с интеллектуальной недостаточность .

Ключевые слова: знаково-символическая деятельность, знаки и символы, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью.

В зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях интенсивно исследуется проблема оперирования знаковыми средствами. Представление о том, что оперирование знаково-символическим средствам является особым видом деятельности, в науке складывалось постепенно, также постепенно уточнялся, расширялся круг понятий, используемых для обозначения и оперирования знаковым образованиями.

Знаково-символическая деятельность имеет большое значение для формирования интеллектуальных способностей, для совершенствования интеллектуальной деятельности носит развивающий характер.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца отмечалось, что уровень развития знаково-символической деятельности служит показателем умственного развития, является одной из общих интеллектуальных способностей. Степень сформированности знаково-символической деятельности определяет возможности школьников в процессе усвоения знаний, в продуктивной деятельности [2, 3].

Впервые в психолого-педагогическом аспекте Ж. Пиаже были использованы термины «семиотическая», «символическая», «знаковая». Под понятием «семиотическая» функция он подразумевал способность представлять отсутствующий событие или объект, не воспринимаемое посредством знаков или символов [5].

По мнению Л. С. Выготского, функциональным определяющим всего процесса в высшей психической структуре является знак и способы его употребления.

Л. С. Выготский считал, что для развития всех высших психических функций важно вовлекать такие внешние символические формы деятельности (речь, рисование, письмо, счет, чтение), которые чаще всего рассматриваются по отношению к внутренним психическим процессам как что-то постороннее, и которые входят в систему высших психических функций наравне с другими высшими психическими процессами [2].

Н. Г. Салмина выделяет такие виды знаково-символической деятельности как: кодирование, схематизация, замещение и моделирование [6].

Характерно использование заместителя для замещения. Выбор делается из принципа удобства той среды, в которой находится. Замещение может осуществляться в разных видах деятельности.

Кодирование — деятельность, которая заключается в переводе реальности на знаково-символический язык.

Схематизация — это использование знаково-символических средств для ориентировки в реальности. В учебной деятельности наиболее распространено применение схем для ориентировки в задачах и решения их. А. В. Запорожец в своих исследованиях использовал для анализа объективной реальности перцептивные эталоны [3]. Дети могут выделять форму предметов (например, круглую форму шарика). Реальность выступает объектом анализа детей.

Моделирование заключается в том, чтобы получить новую информацию (познавательная функция) за счет оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены функциональные, структурные, генетические связи. Как наиболее развитая система, моделирование предполагает освоение всех частей семиотической функции.

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей развития знаково-символической деятельности.

Особенности восприятий и ощущений детей с интеллектуальной недостаточность изучены многими психологами. Эксперименты доказывают, что у таких детей замедлен темп восприятий. Замедленность темпа восприятий связан с сужением объема воспринимаемого материала. Дети с интеллектуальными нарушениями замечают меньше предметов, попадающих в поле зрения, чем нормально развивающиеся сверстники.

Для младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерны трудности восприятия времени и пространства [1].

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью плохо дифференцируют сходные предметы при их узнавании.

Главным инструментом познания является мышление, которое тесно связано с восприятием и ощущением. У умственно отсталых детей отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, обобщений, абстракций, сравнений.

Дети бессистемно анализируют предмет, выделяют в нем наиболее яркие черты, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части.

Затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать предмет и понять его не только в целом, но и связать этот предмет с остальными предметами человеческого знания [1].

Дети с интеллектуальными нарушениями затрудняются в выделении существенного признака предмета и явления из-за несовершенства операции сравнения.

Дети испытывают затруднения при обобщении. Они не могут дифференцировать и выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать их.

На данный момент коррекция мыслительной деятельности и развития знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выступает как комплекс междисциплинарных методов.

Литература:

  1. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — Москва: Владос, 2007. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Питер: Владос, 2019. — 132 c. — Текст: непосредственный.
  3. Запорожец А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец. — Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 2000. — 736 c. — Текст: непосредственный.
  4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — Питер:, 2018. — 384 c. — Текст: непосредственный.
  5. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. — Москва:, 2019. — 480 c. — Текст: непосредственный.
  6. Салмина Н. Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе / Н. Г. Салмина. — Психологическая наука и образование. — Москва:, 1996. — 81 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): знаково-символическая деятельность, интеллектуальная недостаточность, предмет, ребенок, школьник.


Ключевые слова

младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, знаково-символическая деятельность, знаки и символы

Похожие статьи

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Опыт использования технологии ролевой игры с целью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, раскрывается специфика эмоциональных проявлений и признаки эмоционально-волевой незрелости.

Теоретический анализ особенностей развития морального сознания детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассматриваются особенности морально- нравственного сознания детей со сниженным интеллектом, раскрываются психолого- педагогические аспекты формирования морально- нравственного сознания. Произведен теоретический анализ исследований по теме.

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности как основы их успешной социализации и интеграции.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Похожие статьи

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Опыт использования технологии ролевой игры с целью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, раскрывается специфика эмоциональных проявлений и признаки эмоционально-волевой незрелости.

Теоретический анализ особенностей развития морального сознания детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассматриваются особенности морально- нравственного сознания детей со сниженным интеллектом, раскрываются психолого- педагогические аспекты формирования морально- нравственного сознания. Произведен теоретический анализ исследований по теме.

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Развитие коммуникативной функции речи в игровой деятельности как основа успешной социализации и интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности как основы их успешной социализации и интеграции.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Задать вопрос