Данная статья раскрывает сущность банковского надзора, а также его роль в регулировании банковской деятельности. Также в данной статье отмечены основные задачи и направления банковского надзора в России.
Ключевые слова: государственное регулирование, банковская система, банковский надзор.
Актуальность данной статьи заключается в том, что банковская деятельность, как и любая другая экономическая деятельность, нуждается в государственном регулирование и, в частности, в надзоре. Банковский надзор — основной процесс поддержания устойчивости банковской системы методом аналитического исследования кредитных организаций на всех этапах функционирования с применением необходимых мер надзорного реагирования. Органом, осуществляющим банковский надзор в России, является Центральный Банк Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации не имеется конкретизации определения термина «банковский надзор». Анализ научной литературы, а также норм отечественного законодательства отражает отождествление термина «надзор» с такими определениями, как «контроль» и «регулирование».
Например, согласно мнению Лаврушина О. И., известного отечественного экономиста, банковский надзор представляет собой особый комплекс мер, непосредственно обеспечивающих законную деятельность коммерческих банков. По словам вышеуказанного экономиста, функция надзора не выделяется обособленно и входит в состав контрольной функции [6, c. 9].
В то же время Алиев Б. Х. в своих трудах под банковским надзором понимает определенную систему мер, благодаря которым государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, тем самым предотвращая дестабилизирующие тенденции в совершенствовании всей банковской системы в целом [5, c. 126].
В свою очередь, исследователь Пономарев А. А. при изучении вопроса, касающегося определения термина «банковский надзор», придерживается несколько иной точки зрения. Указанный автор рассматривает данный термин как разновидность государственного финансового контроля. Таким образом, банковский надзор определяется в качестве обязательного звена в замкнутой системе управления финансами государства. В то же время, данное звено дает возможность достигать необходимую для банковской системы стабильность за счет активных действий регулятора, которые в большей мере направлены на соблюдение кредитными организациями нормативных актов Банка России и банковского законодательства [8].
Например, следует обозначить сформулированное понятие Рождественской Т. Э., которая под банковским надзором понимает особый вид публично-правовой деятельности, основная цель которого направлена на поддержание развития и стабильности банковской системы государства, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков [9, c.15].
Следует поддержать точку зрения Ермакова С. Л., который представляет банковское регулирование как особую систему мер. При этом данные меры дают возможность государству при использовании специальных органов надзора обеспечить безопасное, а также стабильное функционирование всей банковской системы в целом. Однако указанная система мер предполагает реализацию на основании действующего в настоящее время законодательства процесса формирования и разработки инструкций, правил, а также положений, которые определяют структуру и ведение банковского дела в нашем государстве.
Также следует обозначить сформулированное Ермаковым С. Л. определение банковского надзора, под которым автор понимает определенную систему норм государственного и властного характера. Основная цель данной системы направлена на обеспечение стабильной деятельности банковской системы в общем и целом, а также на защиту интересов непосредственных вкладчиков. Использование определенных мер воздействия от имени государства является основным инструментом банковского надзора.
К подобным мерам следует отнести следующие: государственную регистрацию банковской деятельности, лицензирование банковской деятельности, установление экономических нормативов деятельности кредитных организаций, а также реализацию целого ряда других мер надзорной деятельности [7].
В результате чего, основываясь на всех выше представленных вариантах определения банковского надзора, следует учитывать, что банковский надзор — это особая система мероприятий, которые направлены на анализ, проверку, мониторинг и оценку всех аспектов работы кредитной организации со стороны специализированного органа власти с целью соблюдения установленных норм, а также правил организации банковской деятельности, которые устанавливаются как самой кредитной организацией, так и Банком России.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, что подразумевает необходимость банковского надзора за функционированием банковского сектора; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации [1].
С позиции жизненного цикла надзорную деятельность Банка России можно подразделить на три этапа:
1) регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;
2) надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;
3) регулирование реорганизации или ликвидации кредитных организаций.
Главная цель надзора заключается в поддержании стабильного функционирования банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России не вмешивается в деятельность кредитных организаций, связанную с их текущим состоянием по проведению банковских операций, в том числе кредитном, депозитном и операционном направлениях.
Основными направлениями регулирования и надзора банковской деятельности являются:
установление обязательных банковских нормативов, а также установление лимитов по валютной позиции с целью формирования резервов по возможным рискам и потерям;
установление нормативов ликвидности для кредитных организаций с целью управления их ликвидностью посредством денежно-кредитных инструментов, в частности операции РЕПО на открытом рынке;
поддержание ликвидности коммерческих банков посредством их целевого кредитования со стороны ЦБ;
регистрация банков и открытие корреспондентских счетов, а также депонирование на специальных счетах обязательных резервов банковских организаций.
Функции и полномочия Банком России проявляются в координации и контроле деятельности коммерческих банков, которые реализуются на местах через главные территориальные управления, независимо от других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Осуществление регулирующих и надзорных функций Банком России происходит посредством действующего на постоянной основе органа — Комитета банковского надзора, объединяющего руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
Центральный банк РФ постоянно контролирует соблюдение кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, положений нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных регулятором индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Эффективность деятельности Банка России как контролирующего органа зависит от проведения комплексного регулирования и надзора на стадии осуществления деятельности кредитной организацией.
Регулятор разрабатывает обязательные нормативы, которые регламентированы статьями 62–72 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» [1] и уточнены положениями Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Действующим законодательством предусмотрено как установление порядка надзора за соблюдением нормативов, так и применение Банком России принудительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случае несоблюдения ими норматива.
В 2019 г. банковский сектор покинули 38 банков и пять небанковских кредитных организаций (НКО). Лицензии были отозваны у 24 банков и четырех НКО. С учетом банков с отозванной лицензией, а также ликвидированных (в том числе путем присоединения к другим банкам) число действующих в России кредитных организаций за 12 прошедших месяцев сократилось с 440 до 402.
Причинами отзывов банковских лицензий остается высокорискованная кредитная политика, несоблюдение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведение теневых, сомнительных и/или транзитных операций, проведение схемных сделок для сокрытия реального качества активов и уклонения от выполнения требований регулятора, а также утрата или критическое снижение уровня собственного капитала вследствие неадекватной оценки активов и доначисления резервов по требованию регулятора [4, с. 45].
Стоит отметить, что выявленные нарушения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, послужившие основанием для отзыва у кредитных организаций лицензий по соответствующим основаниям, — результат контрольных функций и надзорного реагирования регулятора.
Приведенная статистика является удручающей и может свидетельствовать о нестабильности финансового сектора страны. Для обеспечения стабильности банковского сектора необходима положительная динамика ключевых показателей, характеризующих участие банков в экономике страны.
Рост данных показателей во многом зависит от организации банковского регулирования и надзора в стране, его совершенствования и решения существующих в нем проблем. Проанализировав ключевые аспекты в осуществлении банковского надзора, значительно осложненных сложившимися экономическими условиями, можно выявить ключевую проблему.
Вследствие осложнения функционирования банковской системы и повышения уровня рисков наблюдается тенденция усиления (ужесточения) банковского надзора. С одной стороны, ужесточение требований к деятельности организаций способствует улучшению проводимых операций и повышению устойчивости банковской сферы в целом, однако, с другой стороны это оказывает отрицательное влияние.
В заключение хочется сказать, что Банк России играет важную роль в системе регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в России. Его деятельность направлена на повышение прозрачности функционирования коммерческих банков, в целях исключения и недопущения нарушения прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов.
Литература:
- Абрамова, С. Ю. Инструменты регулирования банковской деятельности в условиях нестабильности экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 4. — С. 126–131.
- Дудник Е. М. Банковский надзор / Е. М. Дудник, П. П. Князев, М. Н. Клименко, Р. Ю. Луговцов. — Москва: Академия естествознания, 2019. — 110 с.
- Корнеев, Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе // Молодой ученый. 2014. № 1. — С. 233–236.
- Обзор банковского сектора — 2019 // Информационный портал Банки.ру. — URL: http://www.banki.ru (дата обращения: 18.04.2020)
- Пономарева, А. А. К вопросу о понятии банковского надзора. — URL: https://clck.ru/MxeTd (дата обращения: 14.04.2020).
- Рождественская, Т. Э. Банковский надзор в Российской Федерации: учебное пособие для магистратуры / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».