Данная статья посвящена государственному регулированию банковской деятельности. Основное внимание в ней уделено инструментам регулирования со стороны Центрального Банка.
Ключевые слова: государственное регулирование, Центральный Банк, банковская деятельность.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в качестве основы экономической безопасности для любого современного государства выступает устойчивость банковской системы. При этом — вне зависимости от того, на каком этапе находится государство — в условиях экономического развития, либо в условиях экономической рецессии и депрессии.
В то же время финансово-кредитный сектор экономики позволяет обеспечивать не только процесс движения денежной массы в государстве, но и осуществляет ценовое, эмиссионное и валютно-финансовое экономическое регулирование. Для Российской Федерации достаточно серьезную угрозу представляет уязвимость банковской и финансовой системы из-за глобальных рисков. При этом указанная уязвимость имеет постоянный рост на фоне коррупции, а также криминализации в экономической сфере [3].
Регулирование банковской деятельности со стороны государства осуществляется законодательными органами в лице Банка России. Но, следует учитывать, что регулирование данной деятельности регламентируется на основании нормативно-законодательной базы, которая в свою очередь устанавливает регулятивные нормы деятельности кредитных организаций. Организация деятельности отечественной банковской системы на основании действующего законодательства предусматривает двухуровневую структуру.
Таким образом, Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор, а также выступает в качестве единственного органа, в функции которого включены надзор и регулирование банковской деятельности.
В соответствии со ст. 45.2 федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации», проведение мониторинга финансового рынка Банком России позволяет выявить неблагоприятные условия, провоцирующие финансовую нестабильность и на основе всестороннего анализа определить меры по минимизации угроз финансовой устойчивости и благополучию России. В частности, это касается определения надбавок к коэффициентам риска по банковским активам, используемых при определении нормативов достаточности ресурсной базы коммерческого банка.
Согласно Инструкции Центрального банка Российской Федерации «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» к кредитным субъектам рынка применяются меры принуждения, как экономического характера, так и административного, на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», а также Инструкции Центрального банка Российской Федерации. Стратегическая цель такого регулирования — приведение деятельности кредитных организаций в соответствие с требованиями современных нормативно-правовых актов в сфере регулирования и контроля финансового рынка.
Предупредительные и принудительные меры регулирования, администрирования и контроля используются главным регулятором в зависимости от конкретной ситуации, и предполагают сочетание различных инструментов одновременно. На выбор способов управления и контроля финансово-кредитной организацией влияют различные критерии, такие как причины совершения незаконных действий, характер совершаемых деяний, финансовое положение кредитного учреждения за анализируемый период в результате совершения данных действий.
В соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от финансово-кредитной организации законного разрешения противозаконного деяния, в частности, это взыскания штрафа (до 0,1 % от минимальной суммы уставного капитала) или ограничения проведения некоторых операций кредитной организацией на срок до 6 месяцев.
Кроме этого, все кредитные организации были обязаны привести в соответствие свой документооборот, согласно с Положением Центрального банка Российской Федерации № 242-П от 01 октября 2014 г. Могут быть использованы способы воздействия, которые предусмотрены ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» в случаях, если кредитные организации не рассмотрели на общем собрании вопросы приведения своих документов в соответствие с Положением Центрального банка Российской Федерации № 242 — П; или установлен факт несоответствия внутренних документов указанному выше Положению Центрального банка Российской Федерации [7]. Данные меры должны быть обязательны к исполнению территориальными подразделениями Банка России для недопущения случаев коррупционного характера. Государственная регистрация и лицензирование кредитных организаций, в частности, регулирование численности его участников, их организационно-правовой формы управления, а также наиболее значимых экономических показателей — являются стратегическими инструментами Центрального банка Российской Федерации.
Одной из главных задач Центрального банка России можно обозначить реализацию мониторинга, а также контроля за эффективностью применения нового инструментария в целях ПОД/ФТ. В данном случае основным считается выявление того, каким образом банковские организации применяют новые инструменты для защиты от проникновения доходов, полученных преступным путем и управления риском легализации доходов, а также финансирование террористической деятельности в целях ее снижения.
В настоящее время известно, что одной из главных причин отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковской деятельности, по-прежнему осталось неисполнение закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В декабре 2018 г. были внесены изменения в ст. 172 Уголовного кодекса РФ [1] в части ответственности сотрудников за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1), а также ответственности за невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физлицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах (ст. 172.3). При участии Агентства страхования вкладов (АСВ) удалось снизить интерес к деньгам фонда со стороны лиц, которые выискивали самые рисковые депозиты, вкладывали на короткий период деньги, а затем получали компенсацию через АСВ.
Даже несмотря на все принимаемые со стороны Центрального Банка России меры, недобросовестные кредитные организации, как правило, распространяют информацию о повышении процентных ставок по депозитам, что позволяет им привлекать денежные средства новых вкладчиков, в том числе и на забалансовые вклады. Некоторая часть кредитных организаций осуществляет активное привлечение подобных вкладов за несколько месяцев до отзыва лицензии или банкротства. Нельзя не отметить, что предложение высоких процентных ставок по депозитам, их чрезмерно активная реклама, а также нежелание со стороны банка принимать денежные средства вкладчика с использованием безналичного банковского перевода, либо отсутствие систем онлайн-управления счетом воспринимаются в настоящее время в качестве потенциального факта мошенничества.
Отметим, что нарушением для Центрального банка по-прежнему остается использование банковскими организациями различных схем по привлечению банковских вкладов без их отражения в бухгалтерском учете.
Для указанных целей Центральным банком предусмотрены меры в части выявления основных признаков привлечения кредитными организациями забалансовых вкладов. Так, например в 2019 г. Банком России был введен в действие совершенно новый механизм — проведение контрольных «закупок» и мероприятий.
В 2018 г. Банком России была принята Инструкция № 195-И [4], которая фиксирует определенный порядок проведения и организации Банком Российской Федерации контрольных мероприятий в отношении некредитных и кредитных организаций, а также порядок направления копии акта об их проведении. Как правило, данные мероприятия реализуются на основании заданий разных надзорных департаментов. Для каждого отдельного вида осуществляемых мероприятий специалистами Центрального банка России предусмотрены специальные чек-листы, в которых регламентирован порядок всех необходимых мероприятий.
Тем самым, Банк России, при использовании механизма «контрольной закупки» может принять своевременные меры, за счет выявления нарушений прав вкладчиков. Следует учитывать, что контрольные мероприятия не выступают в качестве замены для проведения инспекционных проверок кредитных организаций.
Действующим регламентом данного инструмента предусмотрены следующие правовые действия. На основании полученных запросов от надзорных органов подразделения безопасности территориальных учреждений Банка России осуществляют «контрольные закупки», при этом они могут быть как с непосредственным выходом на место, так и носить дистанционный характер.
К примеру, существует такое контрольное мероприятие как открытие вклада, т. е. когда специальные сотрудники приходят на место и при этом четко знают, что они должны спросить, а также на что обратить внимание. Они обращают внимание на все детали, не предлагают ли им при открытии депозита просто занести в кабинет, или, например не рекомендуют открывать вклад в данном банке, а перенаправляют в другую кредитную организацию.
Отметим, что также достаточно действенным инструментом является выявление различных схем внутри холдингов и финансовых групп. Его активно использует служба банковского надзора вместе с иными подразделениями Центрального банка РФ. Отраслевая модель консолидированного надзора также разработана в Банке России. Данная модель предполагает под собой взаимодействие надзорных блоков за некредитными и кредитными организациями.
Подводя итог, следует сказать, что регулирование банковской деятельности необходимо для обеспечения эффективной деятельности банковской системы государства и создания оптимальных условий для ее стабильности и устойчивости. В то же время Банку России, с целью дальнейшего укрепления и развития банковского сектора, требуется реализовать целый комплекс мероприятий, который будет направлен на совершенствование надзора и регулирования за участниками финансовых рынков, в первую очередь, с помощью модернизации в них содержательной составляющей и приведенных правовых условий, а также практики их реализации в соответствии с мировыми стандартами.
Литература:
- Винникова И. В. Банковский надзор в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности: автореф. дисс. канд. юрид. наук: по специальности 12.00.04. — М., 2015. — 24 с.
- Линников А. С., Карпов Л. К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности // А. С. Линников, Л. К. Карпов. — СТАТУТ. — 2016. — 11 с.
- О приведении учредительных и внутренних документов кредитной организации в соответствие с Положением Банка России № 242 — П: письмо Банка России [от 22.09.2014 г. № 163 — Т] // Вестник Банка России. — № 85. С 23–36.
- Рогатенюк Э. В. Контрольно-надзорная деятельность Банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение // Экономика строительства и природопользования. — 2018. — № 3 (68). — С. 86–95.
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 216629 / (дата обращения: 20.05.2020).
- Шурдумова Э. Г., Гедуев Э. М. Направления развития денежно-кредитного регулирования в РФ // Вектор экономики. Пермь: 2019. — № 3(33). — С. 69–81.
- Шурдумова Э. Г., Кучмезова М. Э. Направления развития банковской конкуренции в условиях экономической нестабильности в РФ // Вектор экономики. Пермь: 2019. № 2 (32). — C. 47–55.
- Экспресс-выпуск «Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия)» // Аналитические показатели. — 2019. — № 195. — С 32–41.