Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств достижения экономии за счет масштаба и масштабов производства. Таким образом, производительность пространства, капитала и труда повышается за счет эффективности распределения и личной мобильности. Экономический рост все больше связан с развитием транспорта, а именно инфраструктуры, но также и с управленческим опытом, который имеет решающее значение для логистики. Также в современном мире необходимо точное и детальное законодательное регулирование транспортной системы как основополагающего фактора развития общества.
Ключевые слова: транспорт, транспортные системы, транспортный сектор, развитие.
Transport links together the factors of production in a complex network of relationships between producers and consumers. As a result, there is usually a more efficient division of production through the use of advantages, as well as means to achieve economies of scale and scale of production. Thus, the productivity of space, capital, and labor is enhanced by efficient distribution and personal mobility. Economic growth is increasingly associated with the development of transport, namely infrastructure, but also with management experience, which is crucial for logistics, and in the modern world, precise and detailed legislative regulation of the transport system, as a fundamental factor in the development of society.
Keywords: transport, transport systems, transport sector, development.
Технологические изменения во всех областях экономической и социальной деятельности являются одним из основных факторов, определяющих развитие. С развитием технологий появляется возможность предоставлять совершенно новые услуги и достигать большего при меньших затратах. Это означает, что в дополнение к повышению производительности труда повысится эффективность использования энергии, основных материалов, капитала и других ресурсов, что позволит смягчить многие неблагоприятные последствия и улучшить экологическую совместимость. Эффективное использование времени является еще одним важным фактором, особенно в контексте долгосрочного развития транспортных систем. Огромные скачки в развитии транспортных систем позволили покрыть за единицу времени все большие расстояния от традиционных деревень и доиндустриальных городов, соединенных пешим ходом, до почти всего мира, связанного за один день самолетом.
Технологические усовершенствования достигаются как за счет внедрения принципиально новых решений (базовых инноваций), так и за счет постепенного совершенствования существующих методов и систем (продуктовых и технологических инноваций).
Благодаря интенсивному использованию инфраструктуры транспортный сектор является важным компонентом экономики и общим инструментом развития. Это особенно важно в условиях глобальной экономики, где экономические возможности все больше связаны с мобильностью людей и грузов, включая информационно-коммуникационные технологии. Налицо взаимосвязь между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем экономического развития. Высокая плотность транспортной инфраструктуры и высокосвязанные сети обычно ассоциируются с высоким уровнем развития. Когда транспортные системы эффективны, они обеспечивают экономические и социальные возможности и выгоды, которые приводят к положительным мультипликативным эффектам, таким как улучшение доступа к рынкам, занятости и дополнительным инвестициям. Когда системы испытывают дефицит пропускной способности или надежности, они могут иметь экономические издержки, такие как сокращение или упущение возможностей и снижение качества жизни.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения [10, 194].
Возвращаясь к развитию транспортных систем, стоит сказать, что начиная с XIX века в большинстве стран было принято законодательство, направленное на защиту общественных интересов при перемещении товаров автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом. На протяжении многих десятилетий право, регулирующее международную перевозку грузов автомобильным транспортом, было кодифицировано в ряде международных конвенций.
Первое в России автопредприятие появилось в Санкт-Петербурге в 1904 году. Постепенно стало появляться больше автомобилей для перевозок как пассажиров, так и грузов. Через несколько лет доставка грузов стала осуществляться между городами, но такие услуги оказывали исключительно крупные компании.
Самой сильной проблемой в грузоперевозках в России было то, что в практически везде в стране было плохое дорожное покрытие. Из-за этого автотранспорт часто ломался и требовал ремонта. Использование автомобилей было выгодно только в случае большой интенсивности грузоперевозок [11]. Но с течением времени происходило не только развитие транспорта и транспортных систем, но и регулирующего данную отрасль законодательства.
Так, правовое регулирование международных перевозок пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом на сегодняшний день обеспечивают международные конвенции, среди которых наиболее значимы: Венская Конвенция о дорожном движении 1968 г. (г. Вена, 08.11.1968 г.) [4], Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (г. Женева, 19.05.1956 г.) [3], Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г. (г. Женева, 30.09.1957 г.) [1], Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г. (г. Бишкек, 09.10.1997 г.) [5].
На национальном уровне нормативно-правовые акты, регулирующие автомобильные перевозки представлены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ) [9], Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112) [6], Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) [7], Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [8].
Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г [2].
Таким образом, с течением времени мы видим развитие и становление международного законодательства автомобильных перевозок грузов, которое на сегодняшний день регулируется рядом международных соглашений в рассматриваемой отрасли. Развитие транспортных систем происходит в социально-экономическом контексте. В то время как политика и стратегии развития, как правило, сосредоточены на физическом капитале, в последние годы наблюдается более сбалансированный подход, включающий вопросы человеческого капитала.
Независимо от относительной важности физического и человеческого капитала, развитие не может происходить без взаимодействия между ними, поскольку инфраструктура не может оставаться эффективной без надлежащего функционирования и обслуживания, а экономическая деятельность не может осуществляться без инфраструктурной базы. Высоко транзакционные и сервисно-ориентированные функции многих видов транспортной деятельности подчеркивают сложную взаимосвязь между ее потребностями в физическом и человеческом капитале. Эффективная логистика опирается на инфраструктуру и управленческий опыт.
Литература:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) / Опубликован Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН отдельным изданием за N ЕСЕ\ТРАНС\60 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/58804886 (дата обращения: 05.05.2020).
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ-CMR). Женева, 19 мая 1956 года на английском и французском языках // Перевод сделан с подлинного текста, опубликованного ООН на французском и английском языках отдельным изданием за NN E/EE/253, E/ECE/TRANS/480 // [Электронный ресурс] // URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/cmr_r.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978) // Сборник нормативных актов «Междуународное частное право» М.: 1994.
- Конвенция о дорожном движении (с изменениями и дополнениями) от 8 ноября 1968 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М.: 1979 г., вып. XXXIII — 385 с.
- Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа от 09.10.1997 г. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901721674 (дата обращения: 05.05.2020).
- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Собрание законодательства РФ, 02.03.2009, № 9, ст. 1102
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 23.05.2020) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ, 25.04.2011, № 17, ст. 2407.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3805.
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Парламентская газета от 14 ноября 2007 г. № 156–157
- Дамдын, О. С. Государственное регулирование транспортной деятельности / О. С. Дамдын, Ю. С. Очур. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — 196 с. — URL: https://moluch.ru/archive/12/1009/ (дата обращения: 15.06.2020).
- История российских грузоперевозок [Электронный ресурс] // gruzoved.com URL: https://gruzoved.com/blog/post/istoriya-rossijskih-gruzoperevozok/ (дата обращения: 10.06.2020).