Картели в настоящее время занимают неотъемлемую и значительную часть в современной экономике. В истории именно эта наиболее опасная форма ограничения конкуренции, так же со стороны крупных компаний, являлась главным объектом противодействия для государства. Приоритет в борьбе с антиконкурентными соглашениями объясняется тем, что от деятельности картелей потребители несут высокие потери. Согласно обзорам по исследованию цен, среднее значение надбавки ценового сговора над конкурентной ценой составляет 25 %, для картеля с международными участниками показатель достиг 18 %, картели, образуемые на внутреннем рынке, — 18 % [2, C. 3]. Таким образом, надбавки смещены в сторону более высоких значений. Хочется отметить, что в период расцвета ценовые надбавки картелей превышают медианные величины в два раза. Таким образом, наносится существенный ущерб потребителям, другим участником рынка, государству и обществу в целом.
Развитие перспективной рыночной экономики невозможно представить без конкурентной борьбы участников рынков. Можно утверждать, что конкуренция стала основой для развития экономики как большинства западных стран, так и важной составляющей экономического строя в России. Тем не менее даже при позитивном эффекте конкуренции для государства и общества, для конкурирующих субъектов появляются препятствия для получения более выгодных условий производства, а также сбыта товаров, различных услуг и получения высоких прибылей. Поэтому в конкурентной борьбе имеют место быть различные недобросовестные формы конкуренции, такие как картель, в результате которого происходит монополизация товарного рынка. Картелизация ограничивает экономическую свободы участников рынка, затем и экономического развития государства. Кроме того, это затрагивает все значимые сферы деятельности государства, такие как производство продуктов питания, здравоохранение, строительство, сфера транспортных услуг и перевозок, распределения добычи водных и биологических ресурсов.
Утверждение о том, что действия участников картельного соглашения в указанных выше сферах препятствуют нормальному развитию и функционированию всей экономики России, осуществлению конституционных прав, позволяет сделать вывод о нарушении экономической безопасности страны деятельностью картелей. Ведь под экономической безопасностью принято понимать состояние экономической системы, которое позволяет развиваться эффективно и динамично, а также решать социальные задачи, состояние в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику [8].
При этом борьба с картелями относится к наиболее проблемным областям антимонопольного регулирования. Основная сложность состоит в доказывании незаконного сговора поскольку нарушители стараются не оставлять прямых доказательств заключения соглашения. Относительно косвенных доказательств согласно сложившейся практике, такие доказательства с большим трудом признаются и используются судами. Кроме того, современная экономическая теория указывает на то, что для координации цен и других условий сделок между компаниями им не нужно вступать в соглашения даже тайно — достаточно взаимного понимания тех выигрышей, которые получат участники рынка, отказавшись от конкуренции между собой. В условиях подобного молчаливого сговора координации деятельности между компаниями становится недоказуемой по определению — поскольку доказывать, по существу, нечего [7, C. 235].
Противоправная деятельность полностью блокирует конкуренцию в различных отраслях экономики, приводит к затруднению рыночной саморегуляции, снижает её привлекательность для инвестиций, торможению научно-технического прогресса, ускоряет процесс разрастания коррупции, влечет за собой увеличение неравенства доходов населения, и в результате приводит к стагнации экономики, снижению темпов развития государства, подрывает доверие общества к основам рынка.
Процесс картелизации национальной экономики в настоящее время имеет огромные масштабы, его усиленное проникновение во все сферы экономической деятельности представляет серьезную угрозу для дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации и ее национальной экономической безопасности. Оценка современной социально-экономической ситуации в России показывает, что практически все сферы народного хозяйства уже поражены «картельным вирусом» [4, С. 59–60].
Анализ данных официальной статистики подтверждает серьезность ситуации в экономике России в части противоправной деятельности картелей. Так, например, в 2019 г. было возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях, 320 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также принято 292 решения по факту заключения соглашений с органами власти [5], и 4315 дел об административных правонарушениях, касающихся нарушений антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на 114 676, тыс. рублей [6].
Важно обратить внимание, что совершенствование нормативной правовой базы в части защиты и развития конкуренции в России осуществляется постоянно на протяжении нескольких лет. Так, в конце 2015 г. принят четвертый «антимонопольный пакет», который был разработан в соответствии с рекомендациями ОЭСР и направлен на повышение эффективности в работе, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений и преступлений, ограничивающих конкуренцию и ответственности за такие противоправные действия, а кроме того и на сокращение административных барьеров для хозяйствующих субъектов. Кроме того, Государственной думой принят так называемый «антикризисный закон», направленный на снижение усиленного антимонопольного контроля и сокращение количества оснований, по которым у антимонопольных органов есть право для осуществления внеплановых проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с надзорным органом.
Меры предпринимаемые в части развития конкурентной среды в России, приносят положительные результаты. Так, в аналитическом докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2019 г». в рейтинге 190 стран мира по показателю создания благоприятных условий для ведения бизнеса Россия заняла 28-е место и поднялась по сравнению с предыдущим годом на 3 позиции [3]. В рейтинге глобальной конкурентоспособности, формируемом аналитической группой Всемирного экономического форума, 2019 г. Россия сохранила 43-е место из 141 страны [1]. Тем не менее масштабы картельных сговоров во всех отраслях деятельности российского государства говорят о необходимости продолжения работы по развитию конкуренции в России, совершенствованию антимонопольного законодательства. Однако, ежегодно министерства, ведомства, региональные власти, общественные организации и аналитические центры вносят свои предложения в ФАС России по совершенствованию антимонопольного законодательства, а также по развитию конкурентной среды в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время масштабы картелизации экономики в России и усиленное разрастание данного правонарушения в последние годы требуют принятия ряда мер со стороны государства и общества для своевременного противодействия данному негативному явлению. Комплекс мер по противодействию картелям должен учитывать накопившиеся за ряд лет системные проблемы, обширную судебную практику, сложности и специфику выявления и доказывания картельных сговоров, принимать во внимание огромный мировой опыт борьбы с картелями и включать различные мероприятия организационного, административного, правового, экономического, методологического и методического характера. Все проводимые мероприятия должны быть направлены не только на выявление картельных сговоров, но и на предупреждение, профилактику такой противоправной деятельности.
Литература:
- Тихонова, К. А. Монин, И. Г. Данилов, С. С. Анализ рейтинга глобальной конкурентоспособности России // Экономика и бизнес: теория и практика — 2019. № 12–3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-reytinga-globalnoy-konkurentosposobnosti-rossii / (дата обращения: 15.06.2020). — Текст: электронный.
- Хаханов, Ю. М. Модели принятия управленческих решений в альянсах высокотехнологичных компаний: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Хаханов Юрий Михайлович; Московский государственный университет. — Москва, 2014. — 170 с. — Текст: непосредственный.
- Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка. Статья.// Российская газета. — URL: https://rg.ru/amp/2019/10/24/rossiia-podnialas-v-rejtinge-vsemirnogo-banka.html (дата обращения 15.06.2020) — Текст: электронный.
- Тенишев, А.П., Бандурина, Н. В. Картелизация как фактор снижения эффективности государственных расходов в сфере закупок // Вестник АКСОР. -2016. — № 4.- С. 57–62. — Текст: непосредственный.
- ФАС: В 2019 году выросло количество выявленных картелей // Федеральная антимонопольная служба РФ: официальный сайт.- Москва. — URL: https://fas.gov.ru/news/29669/ (дата обращения: 15.06.2020). — Текст: электронный.
- ФАС: В 2019 году значительно выросло количество нарушений// Федеральная антимонопольная служба РФ: официальный сайт.- Москва. — URL: https://fas.gov.ru/news/29644/ (дата обращения: 15.06.2020). — Текст: электронный.
- Авдашева, С. Б., Шаститко, А. Е., Калмычкова, Е. Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал высшей школы экономики. Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). — Том: 11. — № 2. — 2007. С.234–270 ISSN: 1813–8691eISSN: 1813–8705– Текст: непосредственный.
- Зорька, Е. И. Подходы к определению понятия «экономическая безопасность» // Интерактивная наука. — 2016.- № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-ekonomicheskaya-bezopasnost (дата обращения: 13.06.2020). — Текст: электронный.