Развитие критического мышления на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 20.06.2020

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Мачурина, Т. Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка / Т. Б. Мачурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 480-484. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71937/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него/неё парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития у учащихся навыков мышления высокого уровня.

Критическое мышление обычно объясняют при помощи различных таблиц и схем. Наиболее популярной является таксономия Бенджамина Блюма. Обычно ее изображают в виде пирамиды уровней мышления, где в основе лежат навыки мышления низшего порядка — знание, понимание и применение. А верхние 3 уровня соответствуют навыкам мышления более высокого порядка — анализ, синтез и оценка. И вершина всего — творчество (evaluating, analyzing, applying, understanding, remembering.)

https://pandia.ru/text/78/464/images/image001_283.jpg

Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням знания или понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.

Но для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни анализ, синтез, оценка, и самое главное, уровень создание (creating), который не представлен в таксономии Блума, но есть в последующих классификациях, например, таксономии Андерсона и Красволла (Anderson, L. W. and David R. Krathwohl).

Каким образом Б. Блум и его последователи предлагают задействовать мыслительные навыки высокого порядка?

На первом, самом низком уровне, уровне знаний (Knowledge Level) , деятельность студента сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

Второй уровень, уровень понимания (Comprehension Level), заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

Третий уровень, применение полученных знаний (Application Level) , требует от студента умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

Уровень анализа информации (Analysis Level) формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

Уровень синтеза (Synthesis Level), наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.

Уровень оценки полученных знаний (Evaluation Level) призван формировать навыки мышления, которые помогают студенту делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.

Перечень навыков относящихся к более низкому мышлению и мышление более высокого порядка представлен в следующей таблице:

Навыки мышления более низкого уровня

Навыки мышления более высокого уровня

Получение информации и знаний

Манипуляция знаниями

Пересказ

Трансформация смыла/значения

Передача знаний

Решение проблемы

Воспроизведение знаний

Конструирование

Неуверенность

Окружающая среда и возможности

Навыки более низкого порядка появляются тогда, когда студентам предлагают получить или пересказать определенную фактическую информацию или использовать правила или хорошо знакомые действия. Они получают знания из простых фактов или информации и выстраивают более сложные концепции. Для получения таких знаний студенты выполняют задания по чтению, заполняют листы с упражнениями, и выполняют другие конкретные указания учителя. Процесс обучения сводится к простому пересказу знаний, которые поучили. Более сложные задания требуют передачи знаний, при которых учащиеся должны следовать предписанным правилам и шагам.

Навыки мышления более высокого уровня предполагают умение студентов управлять / манипулировать информацией и идеями, чтобы изменять их смысл и значение, что происходит, когда учащиеся собирают факты и идеи, синтезируют их, обобщают, анализируют, объясняют, предполагают последующее развитие или делают вывод или интерпретируют факт или идею. Манипулирование идеями позволяет студентам решать проблемы и вырабатывать новое понимание и смысл. Когда ученики конструируют свое понимание, в процесс обучения вносится элемент неуверенности — учитель не может знать заранее, какие идеи могут быть высказаны студентами. Чтобы помочь ученикам стать генераторами идей и знаний, задача учителя — создать такие задания и ситуации на уроке, которые позволили бы ученикам принять участие и выработать навыки более высокого уровня мышления.

Может возникнуть вопрос–какие навыки были использованы читателем при работе с выше изложенным материалом — более низкого или более высокого уровня мышления?

Конечно, это была работа, задействовавшая более низкие уровни мышления. Это была лишь небольшая лекция, просто трансляция знаний напрямую от автора к читателю. Прочитав начало данной статьи, читатель в лучшем случае сделал заметки у себя в блокноте. Для трансляции вышеизложенной информации можно было воспользоваться формой презентации или раздаточным материалом или видео. Проверить понимание материала можно с помощью простейших упражнений, попросить написать несколько предложений с объяснением различий между низким и высоким уровнями мышления. Все это имеет значение и этими приемами можно пользоваться. Но…

Если мы подумаем над упражнениями для выработки навыков высокого уровня мышления, мы зададимся вопросом — а почему навыки высокого уровня мышления так важны в современном обществе, именно сейчас — в 21 веке?

Построение знаний, решение проблем, умение справляться с неуверенностью стало так важно сейчас в обучении по одной очень простой причине — мы живем в обществе, где получение информации уже не проблема, получение информации стало намного легче, чем прежде с помощью интернета, таких источников как Википедия, Google и т. д. — информация теперь везде.

Что сейчас приобретает особую важность, это то, как переключаться с одного вида информации на другую, как критически отбирать информацию, которую мы получаем, оценивать ее — правдива она или нет, имеет ли какую либо предвзятость и т. д. Т. е. речь идет не столько о получении и передаче информации, сколько о том, что мы делаем с ней — вот собственно о чем состоит смысл и проблема критического мышления.

Для развития и применения навыков критического мышления можно использовать разнообразные методы и приемы: отбор текстов и тем; использование текста; критический подход к языку; упражнения на отделение факта от мнения; использование изображений.

Остановимся на первых трех.

Первый вопрос, с которым сталкивается каждый учитель — это подбор тем и текстов. Нельзя отрицать, что далеко не все тексты, которые встречаются в современных учебниках, дают ученикам шанс развить и использовать свои навыки критического мышления. Тексты могут быть поверхностными или даже интересными и мотивирующими в определенном смысле, но возможности критически подойти к содержанию они учащимся не дают.

Однако, при определенном творческом подходе, любой текст можно рассматривать критически.

В качестве примера приведем одно предложение, которое вполне можно рассматривать как текст и охарактеризовать как критическое.

Only when the last tree has died and the last river has been poisoned and the last fish has been caught will we realize that we (cannot eat money) (пословица индейского народа Кре, 19 век)

Учащимся 10 класса было предложено задание: Прочтите это предложение и подумайте, как можно его закончить.

Данное упражнение является ярким примером критического мышления, т. к. каждый может выработать свое понимание проблемы. Работая со своими учениками, через пару минут я знакомлю их с исходным окончанием пословицы и прошу их сравнить его со своим вариант. На обсуждении вариантов ответов можно построить целую тему.

Рассмотрим другую цитату в качестве примера как с ней можно работать критически и некритически:

It is a truth universally acknowledged that a single man in possession of a good fortune must be in want of a wife. (Jane Austen “Pride and Prejudice”)

При не критическом подходе можно предложить учащимся переписать это предложение, начиная Everybody knows that…. И далее перефразировать предложение так, чтобы оно имело то же значение. Здесь им не предлагается сгенерировать свои идеи, только лишь продемонстрировать свое понимание.

Другим некритическим упражнением может быть лексическая работа над каждым словом с разбором понимания его:

— What does the word acknowledge mean?

— What does in possession mean?

— Is fortune a lot of money or little money?

— What does it mean “in want of a wife”?

Эту цитату можно рассматривать с точки зрения ее принадлежности перу знаменитой писательницы 19 века, которую часто цитируют, по книгам которой снимают фильмы, одна из них “Гордость и предубеждение” экранизировалась не раз, в одной из экранизации играла Кира Найтли и т. д. Это социо-культурный подход к обучению, но все же не развитие критического мышления.

Критически к цитате можно подойти, задав вопрос:

— Is this sentence more unkind to men, to women or to both?

— This sentence was written 200 years ago. Could it be true today in your culture?

— What are the ingredients of a good marriage then?

Последние 3 вопроса более подходят под понятие критического мышления.

Один из способов развить в учащихся критическое мышлении — это научить их отделять факты от мнения. Рассмотрим 2 упражнения на эту тему.

Первое — более простое — все об Аляске.

It is the 49 th state of the USA. The capital is Juneau. It is a great place. The name Alaska means “great land”. The people are the friendliest in the world. The coldest temperature recorded was -62C Cold weather in Alaska is nicer that in other places.

Учащиеся должны прочитать этот текст, состоящий из 7 предложений, и, после проверки понимания, им предлагается определить какие из предложений не факты, а скорее мнения. Можно спросить, как учащиеся определили, что это мнения (такие слова как great, the friendliest являются выражением мнения о предмете).

Три факта о лотереях. (На уроке можно дать до 10 предложений).

– The concept of a lottery goes back to ancient times. There were lotteries in ancient China, Greece and Roman societies.

– Lotteries exploit poor people. Families with low incomes spend more on lotteries than families with high incomes.

– Lottery projects have funded major projects in health, art and education.

Так как это упражнение более сложное, учащимся уже не надо предлагать выделить факты и мнения. Им можно сказать из каких источников могли быть взяты эти предложения — из Википедии, с вебсайта бизнес журнала о пользе лотерей для национального правительства и третий — с вебсайта, направленного против игромании. Учащиеся должны ответить на вопрос: Which fact comes from which source? То есть, теперь мы просим учащихся критически осмыслить, кто мог использовать каждый из этих фактов для того, чтобы поддержать определенную программу.

Можно предложить как наиболее интересные области исследования — нефть (Shell British petroleum), табачную отрасль промышленности, особенно о вопросе запрещения курения в общественных местах. (Оказывается, можно найти сайты, где пишут, как запрет курения в общественных местах плохо влияет на экономику.) Таким образом, информацию необходимо искать в Википедии (как источнике общепринятой информации), на сайтах с позитивным взглядом на проблему и на сайтах, с критическим подходом к вопросу.

Критическое мышление применимо и при изучении языковых тем. Вот как можно работать с критическим мышлением при изучении сослагательного наклонения. С помощью простейшей программы по созданию подстановочных таблиц можно составить небольшую табличку для составления предложений. Например, на тему “American dream”. Для начала можно обсудить эту идею. А затем выполнить такое упражнение

You

Your children

can

can’t\

will

won’t

make lots of money

be happy

be unhappy

have a good life

live longer

if

unless

providing

as long as

even if

you

your parents

they

work hard

are rich

are poor

are smart

are beautiful

В подобных упражнения учащиеся должны составлять предложения из данных слов. Критический компонент здесь можно добавить, попросив их составить 2 предложения, с которыми они согласны и 2 предложения, с которыми ни не согласны.

Здесь первая часть упражнения направлена просто на составление утверждений, но вторая уже несет критический подход. То, что надо составить предложения, с которыми вы согласны или не согласны заставляет подключить критическое мышление. И та, и другая части упражнения так или иначе связаны с проблемой американской мечты — ты станешь богатым, если усердно трудишься. Подобные упражнения вызывают много обсуждений и генерируют мысли и очень продуктивны.

Следующее задание направлено на развитие навыков употребления пассивного залога. Учащимся предлагается текст письма в активном залоге, который они должны переписать, используя пассив.

Read the letter and then rewrite it with the underline verb phrases in the Passive Voice.

We’re sorry, we have lost your photographs. We usually keep them in a box on the table. The other day somebody was cleaning the shop. They moved the box. I’m afraid we can’t find the photos now. We will send you a new set of photographs to your home address.

We ‘re sorry, your photographs have been lost…

Если не подходить к упражнению критически, то учащимся просто нужно трансформировать предложения, используя пассивный залог и проверить, правильна ли грамматика. Критически учащиеся должны сравнить два отрывка и сказать, в чем разница в смысле каждого из них. Что дает использование пассива? Как он меняет смысл текста? Каково теперь послание? Письмо звучит более формально, но есть и еще кое- что — снятие с себя ответственности, безличность. Можно спросить какие структуры чаще используют подобный язык и получить ответ — правительства, во время военных действий, чтобы дистанцироваться от действий, снять с себя ответственность.

В заключение необходимо отметить, что использование разнообразных заданий, развивающих критическое мышление, в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

Литература:

  1. Anderson, L. W., Krathwohl, D. R. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing. — New York: Longman. 2000.
  2. Bloom, B. S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. — New York: Longman., 1994.
  3. Буланова-Топоркова, М. В., Духавнева, А.В., Кукушкин, В.С., Сучков, Г. В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.
  4. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
  5. Финкельштейн, основы активных методов обучения. — М.,2002.
  6. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
  7. http://www. fp. education. tas. gov. au
  8. http://www. uwsp. edu
  9. www. nestafuturelab. org
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, навык мышления, высокий уровень, высокий порядок, предложение, учащийся, высокий уровень мышления, задание, критический подход, получение информации.


Задать вопрос