В данной статье рассматриваются некоторые аспекты использования видео материалов в обучении английскому языку как иностранному. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности для преподавателя и обучающихся в овладении языком и иноязычной культурой. Визуальная информация позволяет лучше понять и закрепить фактическую информацию и языковые особенности речи, так как зрительная опора способствует полному и точному пониманию смысла, способствуя развитию навыков аудирования и говорения.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, видеоматериал, аутентичные ресурсы, чтение и говорение.
Культура и общение неразделимы, поэтому важно уделять большое внимание внедрению материалов искусства на уроках английского языка. Использование материалов киноискусства и видеоматериалов играет большую роль в достижении высокой мотивации, так как большинство учащихся любят культурные мероприятия, такие как просмотр фильмов, видеороликов на отвлеченную тему или проведение исследований других стран и народов.
Одним из актуальных и, возможно, даже ключевых направлений недавних методологических исследований, направленных на оптимизацию профессиональной подготовки по иностранному языку, является поиск способов обучения эффективному устному общению. [4:12]. В условиях современного развития общества с его динамикой искусство, а в частности киноискусство и видеоматериалы различного жанра, приобретает особое значение, поскольку оно может всесторонне влиять на людей. Поэтому педагоги и психологи в современном образовательном процессе уже много лет привлекают искусство для решения проблем развития, воспитания, обучения и поддержки детей. [1:1411]
Художественные технологии включают использование: наглядных иллюстративных пособий; просмотр фильмов, различных записей выступлений носителей языка (видео-лекции TED), исполнение разных ролей в диалогах. Спонтанность и креативность являются важнейшими элементами художественных технологий [3:160].
Методы визуального обучения условно можно разделить на две большие группы: методы иллюстрации и демонстрации.
В методе иллюстрации ученикам показаны иллюстративные пособия: плакаты, карты, картины, портреты ученых и так далее.
Метод демонстрации обычно связан с демонстрацией технического оборудования, экспериментами. А также методы демонстрации включают показ фильмов и киноленты, обучающие и познавательные видеоматериалы.
Видео — это один из лучших способов повысить уровень понимания аудирования в классе. Ниже мы привели причины внедрения видеоматериалов на уроки иностранного языка.
− Ученики любят визуальную демонстрацию. Просмотр видеороликов создаёт комфортную атмосферу, делает занятие более интересным и стимулирует воображение студентов.
− Возможность разыграть сцены из реальной жизни. В классе не всегда есть возможность обсудить конкретные жизненные проблемы. Но с помощью видеоматериалов и тем, поднятых в них, ученики могут обсудить ситуации, с которыми могут столкнуться в своей собственной жизни, что делает урок действительно ценным и значимым занятием. [5]
Существует алгоритм работы с видеоматериалами.
(1). Подготовительный этап.
Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться, о чем будет фильм. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения ( e.g. Iam broken. Give me a break.I’m short of cash.)
(2). Восприятие видеофильма (по частям).
(3). Проверка понимания основного содержания.
Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем перед просмотром. Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий.
(4). Развитие умений монологической и диалогической речи.
− Проиграть диалог
− Пересказ содержания в устной и письменной форме.
При подготовке к использованию фильма в учебном процессе учитель должен:
− предварительно просмотреть его,
− разработать основные вопросы, которые будут заданы учащимся во время демонстрации,
− определить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока.
− наметить план финального разговора о фильме. [2]
К страноведческим фильмам можно отнести: «ВВС Guide to Britain», «Hello, London», «Glimpses of Britain», «Discover the USA», «New York», «Canada», «Australia», «New Zealand» и другие.
Страноведческие видеофильмы способствуют развитию культурологического кругозора учащихся. Такие фильмы являются еще одним аутентичным источником информации о странах изучаемого языка. Они интересны и полезны не только из-за своей практической языковой информации (слова, фразы, лингвострановедческие реалии), но и из-за расширения фоновых знаний, связанных с историей, культурой, искусством, архитектурой, географией стран.
Важно учитывать словарный запас учеников, а также их уровень владения иностранным языком и подбирать такие видеоматериалы, которые не будут содержать более 20–30 % незнакомой лексики. Представление шекспировской пьесы просто вызовет у учеников младших классов замешательство и не приведет к усвоению материла. Анимационные видеоролики для детей младшего возраста, как правило, имеют более простые слова, но могут быть скучными для старших учеников, поэтому также важно учитывать различные вариации видеоматериалов.
Важно принять во внимание интересы учеников при принятии решения в выборе фильма, либо видеоматериала. Так, например, для студентов старших классов будет интересно посмотреть лекции TED, либо видеоролики на YOUTUBE. Существует огромное количество УМК, которые базируется на овладение языком посредством просмотра и обсуждения видеолекций в интернете, так, например, National Geographic выпустили учебные пособия по изучению английского языка, через лекции TED.
Видеоматериалы на уроке английского языка — это не скучное упражнение для аудирования, а то, что может повлиять на овладение всех аспектов языка.
Навыки чтения и понимания текста облегчаются с помощью субтитров или различных видов деятельности, которые учитель может заранее подготовить для учащихся (например, синопсис, сценарий и т. д.).
Несомненно, усиливается говорение втворческом плане после просмотра короткометражного фильма или документального фильма. Ролевые игры, языковые игры или командное обсуждение могут привести к хорошей устной практике.
Ниже приведены несколько вариантов работы с видеоматериалами.
1) Правда или ложь?
Студентам включается фрагмент фильма, на протяжении которого студенты должны записать три предложения, относящихся к данному фрагменту, они могут быть верными и ложными. После просмотра фильма учитель просит кого-нибудь из учеников встать и прочитать утверждения, а остальные должны сказать, правда это или ложь.
2) What`s going to happen next?
Учитель показывает ученикам короткий фрагмент видео, приостанавливает его на нужном моменте и далее предлагает ученикам предсказать, что произойдет дальше. Можно разбить класс на команды, чтобы обсудить варианты, и команда, которая ближе всего к тому, что на самом деле происходит, выигрывает очко.
3) Дублирование
Преподаватель выбирает сцену из фильма и собирает студентов в группы в соответствии с тем, сколько персонажей участвует в сцене. Затем включается фрагмент, и студенты выбирают себе роли. После учитель воспроизводит его снова, останавливаясь после каждой паузы речи, и предлагает студентам продублировать диалог. Следует не торопиться и воспроизводить достаточное для учеников количество раз, чтобы дать студентам хорошо понять и уловить интонацию, мимику и настроение героя.
Также хотелось бы отметить, что использование материалов киноискусства и просмотр видеоматериалов на уроках иностранного языка не только обогащает учащихся знаниями о языке, его грамматическом, лексическом и синтаксическом строе, а также даёт возможность узнать культуру страны, язык которой изучается.
Литература:
- Афанасьева А. Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1411–1413. — URL https://moluch.ru/archive/115/30545/
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983
- Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М.: «Сентябрь», 2004.
- Губина И. П. Песня как эффективное средство обучения иностранному языку (английскому) на этапе среднего профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2017. —№ 4. — С. 11–15. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2761/.
- https://eslflow.com/teaching-language-with-movies.html