К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 870 раз

Библиографическое описание:

Билинская, К. Н. К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / К. Н. Билинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 352-355. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71941/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Ключевые слова : старший дошкольный возраст, агрессивность, агрессивное поведение.

Назначением дошкольного образования на современном этапе является формирование целостной всесторонне развитой и гармоничной личности. Планируется, что по окончании заведения первоклассник должен не только иметь определенный багаж знаний и опыта. Малыш должен комфортно и уверенно чувствовать себя в социуме, знать и применять правила поведения, быть самостоятельным, ответственным, проявлять инициативу и таланты [6].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 14 ноября 2013 года) [7].

Дошкольное образование предполагает формирование у детей поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Отечественный ученый социолог Ю. А. Клейберг определяет понятие социальные нормы как «определенная система норм (ценностей), включающая требования к поведению и обязанностям членам данного общества» [3, с. 16].

Представляется очевидным, что агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста является острой социальной проблемой. Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом [1].

Для получения данных об уровне агрессивных проявлений у старших дошкольников и факторах, влияющих на него, нами проведено исследование на базе МАДОУ № 221 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово в старшей группе. В исследовании приняли участие 14 детей (6 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 5–6 лет, являющиеся воспитанниками старшей группы, а также 2 педагога.

Методики исследования : анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) [4], Карта наблюдений для детей дошкольного возраста (модификация методики Стотта) [2], графическая методика «Кактус» (Памфилова М.) [5].

  1. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» включает в себя 20 показателей проявления агрессивности, за присутствием или отсутствием которых у ребенка должен следить воспитатель. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Обработка результатов :

Высокая агрессивность — 15–20 баллов.

Средняя агрессивность — 7–14 баллов.

Низкая агрессивность — 1–6 баллов.

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют высокий уровень агрессивности;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

9 детей имеют низкий уровень агрессивности

  1. Исследование агрессивных проявлений в поведении (модификация методики Д. Стотта)

Цель исследования : Выявление особенностей агрессии, проявляемой детьми старшего дошкольного возраста в поведении. Методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформулировать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

Процедура заполнения: карта наблюдения заполняется педагогом, воспитателем, психологом — человеком, хорошо знающим ребенка и имеющим возможность наблюдать его поведение в разных ситуациях. Заполняющему карту дается список симптомокомплексов и составляющих их симптомов, а также регистрационные бланки — по одному на каждого ребенка.

Обработка результатов : общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

– I уровень, (от 0 до 65 баллов) — свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет сделать вывод об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патологических, скорее всего ребенок в состоянии самостоятельно овладеть агрессивностью.

– II уровень, (от 66 до 130) — говорит об опасности закрепления агрессии как патохарактерологической черты; скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением;

– III уровень, (от 135 до 195 баллов) — характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ему в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

– IV уровень, (от 196 до 240 баллов) — свидетельствует, скорее всего, о серьезных изменениях в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют II уровень агрессивности;

12 детей имеют I уровень агрессивности.

  1. Графическая методика «Кактус» (М. А. Памфилова)

Цель: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет), выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Уровни и критерии агрессивности по методике «Кактус»

Высокий уровень

Критерии: длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок.

Средний уровень

Критерии: умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка.

Низкий уровень

Критерии: отсутствие колючек у кактуса.

После обработки данных мы получили следующие результаты:

Низкий уровень агрессивности — 3 человека;

Уровень агрессивности ниже среднего — 5 человек;

Уровень агрессивности выше среднего — 1 человек;

Средний уровень агрессивности — 3 человека;

Высокий уровень агрессивности — 2 человека.

Обсуждение результатов

С целью определения уровня агрессивности дошкольников было проведено анкетирование педагогов детского сада: воспитатели оценили агрессивность дошкольников как высокую у 2 детей, как среднюю — у 3 детей. У остальных дошкольников — 9 человек (64 % от общего числа испытуемых), — по мнению педагогов, уровень агрессивности низкий.

Согласно данным проведенного наблюдения и бесед с педагогами дошкольного учреждения отмечается, что склонные к агрессии дети часто ведут себя импульсивно, несдержанно, остро и негативно реагируют на трудности (плач, топанье ногами, отказ от занятий), в большинстве случаев отбирают игрушки у сверстников, подшучивают над другими детьми. А также было выявлено, что контролировать свое поведение, в частности проявление агрессивности, дети, как правило, затрудняются.

Анализируя результаты исследования по методике Стотта, следует отметить, что два ребенка (14 %) имеют по одному доминирующему симптомокомплексу, один из них — ТД (тревога по отношению к детям) и второй — ВД — враждебность к детям.

Полученные данные подтверждаются результатами проективного рисуночного теста «Кактус». Высокий уровень агрессии, характеризующийся наличием в рисунке большого количества иголок, иголки кактуса длинные, «острые» — данные рисунки присущи двум дошкольникам (14 %). Особенно важно отметить рисунок одного ребёнка. На рисунке мальчика нарисован не один, а три кактуса, все с длинными колючками. Рисунок выполнен с многократной обводкой. В процессе рисования присутствовали комментарии ребенка («огромные иголки, сразу палец проткнешь»). Средний уровень агрессии был отмечен у 4-х человек (29 %). На рисунках этих детей кактусы с иголками, но они тонкие, волнообразные, многие не соединены со стволом. Кактусов без иголок не было.

Таким образом, исходя из результатов исследования, отметим, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как низкий и средний.

По итогам диагностики: девять воспитанников (64 %) имеют низкий уровень агрессивности, трое воспитанников (22 %) имеют средний уровень. У двоих воспитанников (14 %), отмечается высокий уровень агрессивности.

Сведем данные нашего исследования в таблице 1.

Таблица 1

Уровень агрессивности воспитанников старшей группы

Уровень агрессивности

по методике Лаврентьевой,

Титаренко

по методике

Д. Стотта

по методике «Кактус»

(Панфилова)

Высокий

2 человек

(14 %)

0 человека

(0 %)

2 человека

(14 %)

Средний

3 человека

(22 %)

2 человека

(14 %)

4 человека

(29 %)

Низкий

9 человек

(64 %)

12 человек

(86 %)

8 человек

(57 %)

На сегодняшний день можно говорить о том, что при общей гуманизации общества, мы все чаще наблюдаем различные проявления агрессивного поведения среди детей. Напрасно полагать, что ребенок сможет самостоятельно побороть агрессивные импульсы, «дорасти» до оптимального уровня самоконтроля. Ведь в дальнейшем, в подростковом возрасте агрессивность может стать характерологической чертой личности. Поэтому особое значение приобретает профилактика агрессивного поведения старших дошкольников всевозможными средствами, проверенными научным знанием.

Исходя из полученных данных видно, что проблема агрессивного поведения среди подрастающего поколения достаточно актуальна и начинается уже в дошкольном возрасте, что требует дополнительных исследований причин, приводящих к агрессии, а также разработки методологии для профилактики агрессивного поведения старших дошкольников.

Литература:

  1. Кадыраджиева, А. К. Способы коррекции причин проявления агрессив-ного поведения у подростков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2012. — № 4 (21). — С. 61–63.
  2. Карта наблюдений Д. Стотта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/karta_nabludenij_stotta.pdf/, свободный — (17.06.2020).
  3. Клейберг Ю. А. Психология и педагогика девиантного поведения: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд-во МГОУ, 2012. — 97 с.
  4. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). — Киев, 1992.
  5. Памфилова М. А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. — 2000. № 5. С. 12–13.
  6. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Актион Образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/61499-qqe-18-m10-celi-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya/для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. — Загл. с экрана. — (17.06.2020).
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень агрессивности, ребенок, агрессивное поведение, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, высокий уровень агрессивности, критерий агрессивности, методика, поведение ребенка, старшая группа.


Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников

В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Задать вопрос