В данной статье мотивация рассматривается как один из ключевых факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка. Рассмотрены различные способы повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе.
Ключевые слова : мотивация, иностранный язык, учитель, урок.
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности учащегося, способной к межкультурному общению. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. От методики преподавания учителя и от его умения использовать современные технологии в процессе решения образовательных задач зависит успех в овладении английским языком. Постоянно увеличивающийся объём научной информации требует от учителя поиска новых и более эффективных приёмов и методов преподавания, позволяющих давать больше информации за установленную единицу учебного времени. Данные приемы и методы преподавания должны делать урок доступным, эмоциональным, ярким, чтобы информация лучше усваивалась и запоминалась учащимися.
Одними из наиболее эффективных способов мотивации учащихся на уроках иностранного языка являются:
- «Парная работа» или «групповая работа»
Использование «парной» или «групповой работы» соответствующим образом, является одним из успешных способов повышения заинтересованности учеников. Язык лучше всего изучать через тесное сотрудничество и общение между студентами. Этот тип сотрудничества приносит пользу всем или обоим учащимся. Фактически, учащиеся могут помогать друг другу в работе над различными типами заданий, такими как написание диалогов, интервью, рисование картинок и комментирование их, ролевая игра и т. д.
Исследования по овладению вторым языком показали, что учащиеся имеют различия в овладении навыками. В то время как один ученик хорош в письме, другой может быть хорош в говорении; третий ученик может быть хорош в ролевых играх и т. д. Кроме того, некоторые ученики считают намного комфортным изучение определенных правил языка от своих одноклассников, чем от своего учителя. Обучение языку требует чувства общности и взаимного доверия, которое может обеспечить «парная работа» или «групповая работа».
- Пересаживание учеников
То, каким образом дети сидят в классе, часто определяет динамику урока. В самом деле, простое изменение схемы рассадки может внести невероятные изменения в групповую согласованность учащихся, также существует много случаев, когда рассадка была решающим элементом успеха или неудачи урока. Но в некоторых случаях используемая вами схема рассадки может быть не полностью под вашим контролем — например, если парты прибиты к полу или в школе существуют строгие правила о перемещении мебели. У каждого учителя свои предпочтения в рассадке класса. Одним из самых лучших вариантов для больших классов является расположение парт в форме буквы «П». Но какую бы модель рассадки учитель ни выбрал, классу будет наиболее комфортно, если учитывать следующие принципы:
а) максимально увеличить зрительный контакт.
Если отвечающий ученик не имеет зрительного контакта с остальными, то внимание к его выступлению, скорее всего, упадет.
б) убедиться, что студенты сидят на удобном расстоянии друг от друга.
Учитель должен убедиться в том, что не осталось ни одного ученика, сидящего в одиночестве. Кроме того, старайтесь оставлять не такое большое пространство между учениками.
- Исправление ошибок
Когда учитель указывает на каждую ошибку, ученики начинают слишком сильно бояться делать ошибки. Следовательно, из-за чрезмерной одержимости ошибками дети будут слишком неохотно участвовать в коммуникации. Таким образом, учителя должны знать, когда и каким образом исправлять ошибки, не задевая при этом чувство ребенка. Что касается способов исправления ошибок, то есть несколько приемов, которые учитель, должен выбрать в зависимости от типа ошибки. Среди этих способов можно выделить: самокоррекцию, коррекцию со стороны других учащихся и коррекцию учителя.
- Ролевая игра
Это еще один из наиболее эффективных способов повышения интереса учеников к уроку. Учителям рекомендуется использовать ролевую игру, чтобы помочь пассивным ученикам принять участие в уроке, так как в процессе игры они преодолевают свою скованность и тревожность. Кроме того, ролевые игры включены во все учебники и пособия по изучению языка. В качестве примеров можно привести: игру в прятки или «угадайку», инсценировку интервью покупателя и продавца, беседу врача и пациента и т. д.
- Использование аудиовизуальных средств
Современные школы оснащены различными аудиовизуальными материалами, такими как компьютеры, проигрыватели, проекторы, интерактивные доски и др. использование всех этих средств значительно повышает интерес учеников к уроку, а также помогает непосредственно сохранить интерес к изучаемому предмету. Но следует всегда помнить, что данные средства являются не первостепенными в обучении языку, а дополнительными, и никогда не смогут заменить преподавателя.
Мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка. Она является основным стимулом для начала изучения иностранного языка, а позже решимостью упорствовать и выдерживать долгие и нудные часы сложного процесса обучения. Без достаточной мотивации даже лучшие ученики не всегда могут достичь долгосрочных целей.
Мотивация учащихся к изучению иностранного языка является сложной задачей, которая требует многих усилий от ученика и творческого подхода со стороны преподавателя. Учащиеся, которые не являются мотивированными не будут учиться эффективно. Они не будут долго помнить информацию; они не будут участвовать в процессе изучения языка. Учащийся может быть немотивированным по многим причинам: он может думать, что у него нет интереса к предмету, и он не будет нуждаться в этом в будущем. Некоторые могут считать методы учителя неинтересными или отвлекаться на внешние факторы. Некоторые учащиеся могут просто иметь трудности в обучении и требовать особого внимания.
В то время как мотивация учащихся может быть трудной задачей, она может сделать процесс обучения намного эффективнее. Мотивированные учащиеся рады учиться и участвовать в школьной жизни. Некоторые учащиеся являются целеустремленными, с собственной любовью к учебе. Но даже с теми учащимися, у которых нет внутренней мотивации хороший учитель может сделать обучение интересным и вдохновить их полностью раскрыть свой потенциал.
В области изучения и преподавания английского языка были споры о роли мотивации в изучении языка, и, следовательно, использования мотивации в изучении и преподавании языка было предметом серьезного обсуждения среди экспертов. Но ученые сошлись на том мнении, что мотивация очень важна для изучения языка и играет очень большую роль в эффективности обучения.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения: избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 2009.
- Гусаева С. Б., Халимбекова М. К. Мотивация как запускной механизм, обеспечивающий эффективность учебной деятельности на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения в школе // «Форум молодых ученых», вып. № 10. 2019. С.1–5.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования // Е. С. Полат, М.Ю Бухаркина. М.: Наука, 2007.
- Нигматуллина Г. Р. Methods of increasing motivation in teaching English to younger students // Молодой ученый. 2017. № 16. С. 474–476.
- Iskrin S. A. Modeling of situations of communication in the process of teaching a foreign language // Foreign languages at school. 2004, No. 2. P.95.