В статье акцентируется внимание на проблеме, которая возникает при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Сегодня экспертному анализу законодательных инициатив уделяется пристальное внимание со стороны государства. Зачастую в регионах и муниципальных образованиях принимаемые нормативно-правовые акты противоречат положениям Конституции РФ. Ошибки технического характера, недостаточная четкость и ясность в выражении законодательной мысли вызывают сложность в восприятии текста закона, неоднозначность в толковании нормативных положений. Это усложняет правоприменительную практику, влечет появление правовых коллизий, нарушает единство правового пространства.
Одним из инструментов улучшения качества законодательства является экспертиза нормативных правовых актов органов власти. Она является эффективным профилактическим средством, препятствующим нарушению принципов законности, установленных конституционными положениями.
Проведенный анализ специальной литературы показал разные точки зрения на понятие экспертизы нормативных правовых актов и ее разновидности. На сегодняшний день не закреплены понятия «экспертизы» и «экспертизы нормативного правового акта», мнения ученых к определению вышеуказанных понятий различны.
Так Г. И. Иванец, И. В. Калинский и В. И. Червонюк определяют экспертизу как специальное исследование, целью которой является оценка его качества, соответствия Конституции РФ и действующему законодательству. При этом данные авторы различают официальную (проводится в отношении зарегистрированных в Государственной Думе законопроектов по поручению ответственного комитета) и неофициальную (проводится по поручению неуполномоченного органа в отношении незарегистрированного законопроекта) экспертизы [4].
Р. Ф. Васильев считает, что экспертиза проводится специалистом (их группой или специализированным учреждением); исследуется конкретный предмет; используются профессиональные знания в соответствующей области; оформляется в виде заключения, которое содержит результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы [6].
По мнению А. А. Разуваева экспертиза это основанное на применении специальных познаний исследование, осуществляемое сведущими лицами (экспертами), выполненное по поручению заинтересованных лиц, с целью установления обстоятельств, существенных для принятия правильных и обоснованных решений и дачи заключения по результатам такого исследования [8].
А. Ю. Гулягин считает, что экспертиза — это действия органа или конкретного лица, специально уполномоченных на то государством. Эти действия направлены на изучение уже принятого нормативного правового акта или проекта такого акта. Акт оценивается по его форме, содержащимся в нем целям и задачам [3].
Экспертиза по мнению А. Н. Миронова проводимое специалистом (экспертом), обладающим специальными познаниями, в закрепленном процессуальном порядке, исследование, имеющее целью установления необходимой информации об обстоятельствах, существенных для принятия качественного и эффективного нормативного правового акта лицом (лицами), назначившим экспертизу [7].
Ю. В. Сидельников дает следующее определение. Экспертиза — оценочно-аналитическая деятельность, выполняемая с привлечением экспертов для анализа и (или) оценки объектов экспертизы с целью подготовки исходных материалов для обоснования принимаемых решений в условиях частичной неопределенности [9].
Таким образом, мнение авторов объединяет то, что в целом правовая экспертиза нормативно — правовых актов заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования, (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и Федерального законодательства.
Правовая экспертиза нормативных правовых актов — это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального и административного права).
Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет огромное значение для обеспечения единства правового пространства, повышения качества и эффективности правового регулирования. Данный вид экспертизы выступает инструментом ликвидации пробельности, коллизионности, неопределенности правовых предписаний, иных дефектов правового регулирования, несовершенства юридической техники.
Правовая экспертиза является фактором повышения эффективности правотворчества, реализации и толкования правовых норм, существенно влияющим на принятие законных управленческих и иных правоприменительных решений. Вместе с тем, в современном правовом регулировании правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их проектов существует ряд недостатков.
При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов, в частности, такие нормы содержатся в Методических рекомендациях по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь содержат отсылки к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определяющего признаки нормативности правовых актов, критерии их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, и Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных аппаратом Государственной Думы, содержащим правила юридической техники.
Таким образом, понятие правовой экспертизы рассматривается авторами с разных сторон, и можно сказать, что в российской правовой практике не существует единого определения правовой экспертизы.
Отсутствие закрепления на законодательном уровне определения единого понятия «экспертизы нормативно-правового акта» является проблемой.
Проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов, требования к их подготовке и принятию, правила юридической техники и прочее.
Литература:
- Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (последняя редакция).
- Приказ Минюста РФ от 31.05.2012 № 87 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
- Гулягин, А. Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство противодействия коррупции / А. Ю. Гулягин // Юридический мир. 2009. № 12. С. 37–39.
- Иванец Г. И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Г. И. Иванец, И. В. Калинский, В. И. Червонюк. — М.: Юрид. лит., 2002. — С. 430
- Никитина А. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования / А. В. Никитина, А. О. Чебуракова. — Текст: непосредственный, электронный // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. С. 6–9. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14464/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Маричева О. В. Экспертиза проектов нормативных правовых актов: понятие и классификация // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. № 10(26). — Новосибирск: СибАК, 2019. С. 73–81.
- Миронов А. Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. — М.: Юрист, 2012, № 2. — С. 32–38.
- Разуваев А. А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса право реализации (вопросы теории и практики): канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
- Сидельников Ю. Экспертиза: состояние и тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2. С. 123.