В статье анализируется рынок безналичных платежей Забайкальского края на примере инфраструктуры ПАО «Сбербанк». Данный анализ позволит выявить вектор развития безналичной системы платежей и определить инструменты ее стимулирования.
Ключевые слова: безналичные платежи, электронные платежи, банковские сервисы.
Стремясь повысить количество безналичных платежей и сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, ПАО Сбербанк с каждым годом совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:
– Онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн»;
– Мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов;
– Сервис «Мобильный банк»;
– Сервис «Автоплатеж». [1]
За последние три года отслеживается стабильная динамика роста пользователей, использующих Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк. Из рис. 1 видно, что количество пользователей Сбербанк Онлайн выросло почти в два раза, со 171206 чел. до 333663 чел. Количество пользователей Мобильного Банка также увеличилось на 130366 чел. с 2017 г. Это говорит о высокой вовлеченности населения в данные сервисы, которые позволяют им оперативно и удобно контролировать, и управлять своими банковскими продуктами.
Рис. 1. Динамика использования удаленных средств самообслуживания: Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк
Сбербанк Онлайн и Мобильное приложение Сбарбанк-Онлайн позволяют быстро и своевременно оплатить различные услуги, штрафы, пошлины. С увеличением количества пользователей данных сервисов увеличиваются переводы и платежи по таким категориям как: ЖКХ, образование, услуги сотовой связи, налоги. Рис. 2 показывает, как на протяжении 2017–2019 гг. происходили изменения по категориям. Абсолютно все суммы платежей и переводов увеличились. В значительной степени можно выделить увеличение уплаченных сумм по ЖКХ, сотовой связи и другим платежам, в частности за счет такой функции как «Автоплатеж».
Услуга «Автоплатеж» является одной из востребованных для населения, поскольку позволяет при минимальных усилиях осуществить своевременную оплату без просрочки и запоминания дат. Данная услуга подключается бесплатно, а комиссия за пользование составляет до 1 % от суммы платежа, но не более 500 руб., либо вообще отсутствует.
Рис. 2. Динамика изменений уплаченных сумм по категориям через Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк
В табл. 1 продемонстрирована динамика подключений услуги «Автоплатеж». Количество подключений за услуги связи с каждым годом увеличивается, а в 2019 г. темп прироста составил 70,23 %, что составляет 25419 шт. от показателей 2018 г. Показатель подключений автоплатежа за услуги ЖКХ имеет неоднозначную динамику, однако каждый год количество подключений превышает 40 тыс., что говорит о востребованности данной услуги. Для наглядного представления сведем данные в диаграмму (рис. 3)
Таблица 1
Динамика подключений услуги «Автоплатеж»
Услуга «Автоплатеж» |
Период |
Отклонение, шт. |
Темп прироста, % |
Отклонение, шт. |
Темп прироста, % |
||
2017 |
2018 |
2019 |
2018/2017 |
2019/2018 |
|||
Количество клиентов за год, подключенных к услуге «Автоплатеж» за сотовую связь (канал ВСП), шт. |
33827 |
36194 |
61612 |
2367 |
7,00 |
25419 |
70,23 |
Количество подключений клиентов за год к услуге «Автоплатеж» ЖКХ (в канале ВСП), шт. |
47047 |
54444 |
46396 |
7397 |
15,72 |
-8048 |
-14,78 |
Рис. 3. Динамика подключенных автоплатежей
Проведя исследование каналов платежей по оплате услуг ЖКХ в Забайкальском крае, можно сделать следующие выводы. Основную долю — 33 % — занимают платежи через мобильное приложение Сбербанк Онлайн. Это обосновано удобством пользования и доступностью. Интерфейс приложения интуитивный и позволяет разобраться с ним за пару минут. А совершенные операции хранятся в истории, откуда в любой момент можно достать чек по проведенной транзакции. На втором месте идет оплата через филиалы банка. Доля таких платежей составляет 20 %. Это связано с низкой финансовой грамотностью старшего населения, а также привычным, ставший традиционным, способом оплаты через оператора банка. Данный способ исключает ошибку в оплате со стороны клиента и перекладывает ответственность на сотрудника банка. Третье место разделили такие сервисы как сайт Сбербанк Онлайн и Автоплатеж. Их доля составляет по 17 %. Автоплатежи только набирают свою популярность. Это обусловлено поведением населения, когда у человека есть потребность самостоятельно контролировать свои расходы и совершать платежи, а не доверять специальной системе. Проведенная доля платежей ЖКХ через терминалы составила 13 %. Это устройства самообслуживания в филиалах банка, имеющие часть функционала банкомата, но не осуществляющие выдачу наличных денежных средств (рис. 4).
Рис. 4. Доля платежей ЖКХ в разрезе канала обслуживания в ПАО Сбербанк
Таким образом, из полученных данных видно, что рынок безналичного оборота растет. С каждым годом увеличивается количество активных пользователей банковских пластиковых карт. Растет количество подключенных услуг по безналичной оплате. Банки активно развивают продуктовую линейку в области пластиковых карт и устройств для приема безналичных платежей. Это связано, в первую очередь, с удобством пользователей, безопасностью, прозрачностью и технологичностью. Поэтому вопрос о совершенствовании данной системы актуален уже сегодня. Необходимо, чтобы все инструменты системы безналичных платежей были современными, практичными, удобными и простыми в использовании, а самое главное — защищенными [2].
Литература:
- ПАО «Сбербанк». — Текст: электронный // www.sberbank.ru: [сайт]. — URL: https://www.sberbank.ru/ru (дата обращения: 15.06.2020).
- Отчет. Управление Безналичных решений. ПАО Сбербанк. — Текст: электронный // Внутренние документы: [отчет]. (дата обращения: 15.06.2020).