В статье автор определяет некоторые проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ. По мнению автора, в ближайшее время предстоит обеспечить эффективное правовое регулирование электронной торговли лекарствами, решить проблемы дефицита медицинских кадров и повысить уровень заработной платы медицинских работников в масштабах страны.
Ключевые слова: здравоохранение, реализация права, охрана здоровья, проблемы.
Несмотря на то, что законодательная база в сфере охраны здоровья граждан в России довольно хорошо развита: права граждан в сфере охраны здоровья регулируются 20 Федеральными законами, 37 Постановлениями Правительства, 156 ведомственными нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ, существует ряд пробелов в законодательстве, а также ряд серьезных проблем при реализации установленных норм. На мой взгляд, важно подчеркнуть проблему явного несоответствия правового баланса между декларируемыми законом правами и реальной экономической ситуацией.
В первую очередь, очевиден пробел в точности толкования понятия «доступность» в статье 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [3]. В частности, говорится о доступности медицинской помощи и раскрывается данное понятие, однако, существует ряд недоработок данной статьи. Было бы целесообразным внести поправки в статью 10, основываясь на Замечании общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам [5], в котором более точно и полно расшифровывается термин «доступность». Помимо физической досягаемости и наличности медицинских учреждений в стране Комитет, во-первых, толкует «доступность» в соответствии с принципом недискриминации. Он означает равный доступ всех слоев населения (включая наиболее уязвимых групп лиц) de jura и de facto, без дискриминации по какому-либо из запрещенных оснований. Поэтому в целях недопущения дискриминации необходимо внести данный пункт в статью 10. Во-вторых, необходимо также внесение следующего толкования, как экономическая доступность, которая с точки зрения расходов означает, что помимо физической доступности для всех, медицинские учреждения, товары и услуги должны базироваться на принципе справедливости, гарантирующем нормальную стоимость услуг и товаров. В-третьих, в российском законе отсутствует доступность информации, согласно Замечанию Комитета, включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здравоохранения. Однако данный элемент должен исключать ущемление права на конфиденциальность персональных медицинских данных.
Еще одна из наиболее важных проблем на сегодняшний день — всестороннее регулирование продажи лекарственных средств посредством сети Интернет. Почти во всех странах Европы продажа лекарств через интернет разрешена уже давно. Сейчас особенно ярко чувствуется необходимость регулирования данной сферы в условиях непростой эпидемиологической обстановки в России и мире.
Совсем недавно были внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, [2] в связи с чем допускается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту. Таким образом, необходимо внести в данный закон следующую поправку, разрешающую продажу также рецептурных лекарств. В связи с чем, нужно разработать систему отправки онлайн рецептов для получения рецептурного препарата. Далее необходимо разработать достаточную нормативную базу для предотвращения фальсификации, начиная с единой системой маркировки лекарственных средств. Для этого, помимо маркировки, необходимо создать единый сайт в сети Интернет с открытым доступом для всех граждан, где была бы возможность внесения данных с маркировки лекарственного препарата и проверки подлинности данного изделия.
В случае выявления подделки, такое средство подлежит возвращению в организацию с возвратом средств покупателю. Но вместе с этим, при выявлении поддельного средства, сайт должен автоматически отправлять уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения для дальнейшего разбирательства и уголовного преследования. Далее мы считаем важным создание понятия «Интернет-аптеки», для последующей конкретизации объема прав и обязанностей занятых новым видом торговли. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» дополнить пунктом: 4. Интернет-аптека. Также, базируясь на опыте европейских стран, необходимо создать единую систему проверки подлинности интернет-сайтов. Например, в Германии, на каждом зарегистрированном сайте Интернет-аптеки есть специальный символ, нажатие на который перенаправляет на сайт Министерства здравоохранения и подтверждает законность данного сайта.
Более того нельзя не обратить внимание на наличие таких проблем как: необоснованное невыполнение медицинских услуг, отсутствие в медицинской организации условий необходимых для оказания медицинской помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, необоснованная оплата гражданами медицинских услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий, отсутствие диагностических методик, внесенных в стандарт медицинской помощи, медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина [1].
Также нельзя не подчеркнуть проблему дефицита кадров, в связи с тем, что уровень заработной платы медицинских сотрудников, не учитывая Москву и Московскую область, снижается с каждым годом, при учете постоянного роста цен. В данном свете, у молодого поколения просто отсутствует желание и мотивация обучаться этой профессии. Имеющийся кадровый дефицит в ближайшем будущем может только усилиться, т. к. результаты исследований показывают, что темпы увеличения численности врачей и среднего медперсонала сравнительно невелики, а это говорит о невысокой эффективности принимаемых властями мер. Уровень оплаты труда врачей и среднего медперсонала зачастую не превышает среднюю зарплату по соответствующему региону, а престиж труда медработника в последние годы сравнительно невысок. Так, в настоящее время возраст более 50 % врачей старше 50 лет, что уже в ближайшее время только усилит кадровый дефицит. На сегодняшний день уровень реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ, может быть охарактеризован как недостаточно высокий.
Причиной данных проблем в целом является недостаток финансирования сферы здравоохранения. Таким образом, приоритетным направлением для РФ в данный момент является повышение финансирования сферы здравоохранения, поскольку суммы расходов федерального бюджета на здравоохранение в РФ с каждым годом заметно снижаются, а также оснащение государственных медицинских учреждений хотя бы минимально качественным оборудованием, создание приемлемых условий труда и заработной платы для врачей по всем регионам РФ. Дальнейшее последовательное законодательное регулирование охраны здоровья граждан в России является важной темой для изучения и перспективным для совершенствования направлением, поскольку на сегодняшний день существует множество проблем, которые необходимо решить.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// опубликована в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года. Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 20.05.2020)
2. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном.».. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/ (Дата обращения: 20.05.2020)
3. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020)- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/e63d3344841b2f5636a73710e906a23ebaf9ab82/ (Дата обращения: 22.05.2020)
4. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за 2 квартал 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/files/Общественное %20обсуждение/Реформа %20контрольно-надзорной %20деятельности/Профилактика %20правонарушений/29.08.2019/обзор %20правоприм %20прак %20КНД %20за %202кв19.pdf (Дата обращения: 02.06.2020).
5. CESCR General Comment No. 14: The Right to the Highest Attainable Standard of Health (Art. 12) [Electronic source]: Adopted at the Twenty-second Session of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights, on 11 August 2000 (Contained in Document E/C.12/2000/4). — Режим доступа: https://www.refworld.org/pdfid/4538838d0.pdf (Дата обращения: 04.05.2020).