В настоящей статье рассмотрены некоторые правовые и структурные основы налоговой политики Российской Федерации на современном этапе. Помимо этого, в основу исследования авторами были заложены основные направления проводимой на современном этапе политики в рамках совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Налоговую политику в Российской Федерации реализуют такие органы власти, как Президент, Федеральное Собрание, Правительство и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, это, в первую очередь, Федеральная налоговая служба.
Органом, который несет ответственность за проведение единой налоговой политики на территории России, является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление отвечает Федеральная налоговая служба, которая подчиняется вышеназванному министерству. Налоговые органы Российской Федерации являются постоянно действующими контрольно-проверочными государственными органами исполнительной власти, законодательно сформированными и наделенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.
Налоговые органы — это единая система контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. [1]
Современная система налоговых органов РФ имеет трехступенчатую схему управления:
1) Федеральная налоговая служба России (центральный аппарат);
2) Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
3) Управления ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, районные и межрайонные инспекции ФНС РФ.
ФНС создана на основании постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе». В нём закреплены основные положения об организации службы и её подразделений, определён круг полномочий и задач.
Федеральная налоговая служба (ФНС) — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов и сборов. Также эта служба следит за соблюдением налогового законодательства и (с недавних пор) следит за использованием контрольно-кассовой техники, которая ведёт учёт доходов и автоматически списывает установленные налоги.
Таким образом, мы кратко рассмотрели современную систему налоговых органов Российской Федерации. Подробно рассматривать все её аспекты в рамках настоящей статьи нет необходимости, более интересно обратить внимание на практическую сторону вопроса, и далее мы рассмотрим основные направления налоговой политики, цели, приоритеты.
Современная налоговая политика в Российской Федерации реализуется на основе Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России). [2]
На 2020 год и плановые периоды 2021, 2022 годов основными направлениями современной налоговой политики нашей страны являются:
- Совершенствование в том числе и налоговой сферы для содействия достижению национальных целей до 2024 года:
− формирование стабильных фискальных условий (здесь основной упор идёт на законодательство в аспекте применения новых норм налогообложения: говорится о необходимости введения правила вступления новых норм не менее чем через год после их принятия, если они в како-либо степени ухудшают положение налогоплательщика);
− усовершенствование системы неналоговых (а именно квази-налоговых) платежей: в документе говорится о необходимости обеспечение систематизации и предсказуемости некоторых неналоговых поступлений, а именно имеются ввиду квази-налоговые платежи, к которым относятся, например, утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор (основная работы здесь будет заключаться в окончательной трансформации данных платежей в налоги и сборы).
- Улучшение администрирования доходов бюджетной системы. Глобальная работа в этом направлении проводится уже не первый год, и наблюдаются здесь большие успехи в «обелении» зарплат и доходов бизнесов. Самое главное направление здесь — налоговый онлайн мониторинг через единую кассовую систему и другие системы учёта доходов, интегрированные с банковской сферой. В целом по данному направлению осуществляется работы по созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов.
По словам главного экономиста Альфа-Банка Натали Орловой «внедрение онлайн-касс повысило собираемость НДС и, действительно, теневой оборот сократило». По результатам их уже практически повсеместного внедрения и некоторой продолжительности их работы, можно с уверенностью сказать, что вырос приход в бюджет не только НДС, но и налогов на доходы юридических лиц. В целом собираемость налогов за последние несколько лет увеличилась почти на 15 %, что связано также с ужесточением налогового контроля, большим объёмом работы по «обелению» экономики, «серость» которой была по состоянию на 1 января 2018 года около 20 % ВВП (что уже меньше на 6 %, например, чем в 2016 году). Для сравнения — примерно такой же объём от ВВП России приходится на малое и среднее предпринимательство. А в денежном выражении приблизительно такой же объём закреплён в графе «Расходы» Федерального бюджета РФ на 2020 год и плановые периоды 2021, 2022 годов. [3]
При этом, нельзя не отметить, что внедрённые налоговые режимы (патентная система, налог на вмененный доход) позволяют в некотором объёме сократить налоговые отчисления, особенно владельцам бизнеса «чуть больше, чем мелкого».
- Стимулирующие налоговые меры: предоставление субъектам Российской Федерации права самостоятельно устанавливать инвестиционные налоговые вычеты в отношении расходов на научно-исследовательскую работы в рамках инновационной деятельности, а также предоставления права налогового вычета по акцизам для организаций, работающих в нефтегазохимической сфере (при этом обязательным условием является использования этана в производстве продукции — это инновационное направление).
- Некоторые другие направления изменения и совершенствования налоговой политики на 2020 год и плановые периоды 2021,2022 годов:
− Дополнительное присоединение ряда субъектов к эксперименту по применению нового специального налогового режима — Налог на профессиональный доход (НПД).
НПД был запущен в рамках эксперимента ранее и представляет собой специальный налоговый режим для самозанятых граждан, суть которого заключается в освобождении от уплаты НДФЛ, объектом налогообложения является только доход физических лиц и отдельных индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает налог в 4 % от дохода для физических лиц и 6 % для юридических. По состоянию на сентябрь 2019 года было зарегистрировано налогоплательщиков НПД более 200 тыс. На сегодняшний день он уже действует в 23 регионах России, а количество плательщиков давно превысило показатель в 300 тыс. человек, при этом начиная с июля текущего года его можно будет применять во всех субъектах Российской Федерации. По оценкам экспертов, около 85 % уже легальных самозанятых раньше вообще не платили налоги.
− Снижение административной нагрузки на предпринимателей, осуществляющих налоговые отчисления по упрощенной системе налогообложения при выбранном объекте — доходы: отмена необходимости предоставления налоговых декларации, так как обязательные контрольно-кассовые системы будут вести учёт всех данных самостоятельно;
− и некоторые другие «косметические» изменения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Таким образом, мы рассмотрели основные моменты совершенствования налоговой политики на 2020 год и плановые периоды 2021, 2022 годов. Общий вывод по ним заключается в том, что в целом они продолжают глобальное совершенствование налоговой системы, начатое в 2017–2018 годах, и направлены в основном на совершенствование уже раннее введённых нововведений.
Литература:
- Структура ФНС России // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/ (Дата обращения: 18.06.2020).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России) // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128344-osnovnye_napravleniya_-byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki-_na_2020_god_i_na_planovyi_period_2021_i_2022_godov (дата обращения: 18.06.2020).
- Суворкина Ж. А., Суворкин А. С., Куреневский А. С., Дряев М. Р. Оценка состояния теневой экономики в современной России // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сборник статей по материалам LXXXVI международной студенческой научно-практической конференции № 2(86). URL: https://sibac.info/archive/economy/-2(86).pdf (дата обращения: 18.06.2020)