Практически всем учащимся доступен для понимания проблемный метод обучения. Но, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровень проблемности, степень познавательной активности и самостоятельность учащихся будут сильно различаться [1, 22].
Сложность управления проблемным методом обучения состоит в том, что постановка проблемной ситуации — процесс индивидуальный и педагогу необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Если при традиционном методе обучения педагог передаёт теоретический материал в готовом виде, то при проблемном методе обучения необходимо подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно найти способ решения проблемного задания.
В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их основе, учёные выделяют различные типы проблемных ситуаций, приемы их создания, знание которых поможет учителю организовать продуктивную деятельность учащихся. Так, на основании изученной научно-методической литературы мы остановились на классификации М. И. Махмутова, он намечает несколько основных способов создания проблемных ситуаций:
- Побуждение учащихся к теоретическому обоснованию фактов и явлений, явного несоответствия между ними;
- Объяснение противоречий между жизненными представлениями учащихся и научными понятиями о фактах и явлениях;
- Выдвижение гипотез, отстаивание своей точки зрения, озвучивание выводов;
- Побуждение учащихся к сопоставлению и сравнению фактов и явлений [2, 19–25].
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подтолкнуть их к нахождению верного ответа, эффективно использовать следующие приемы: анализ языковых фактов; обоснование выбора орфограммы, пунктограммы; сопоставление фактов и явлений нового знания, оперирование имеющимися знаниями.
Проблемный метод обучения не заменяет системы обучения, включающей разные типы, способы организации учебно-воспитательного процесса. Однако и система обучения не является подлинно развивающей без проблемного метода обучения. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводят к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и обуславливают применение учащимися соответствующих методов учения. Поисковая деятельность учащихся проявляет себя в решении таких проблемных задач, как: решение готовых нестандартных заданий; составление заданий и их выполнение; логический и языковой анализ текста; научное исследование; написание объёмных сочинений-рассуждений и др.
Поэтому создание педагогом ряда проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их интеллектуальной способностью по поиску новых знаний путем решения учебных задач является сущностью проблемного метода обучения. Исходя из идеи развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, в условиях современной школы появляются разновидности уроков на основе принципа проблемного метода обучения, М. И. Махмутов выделяет «проблемные» и «непроблемные» типы уроков [2, 267].
На «непроблемном» уроке педагог не создаёт проблемных ситуаций для понимания нового материала, а лишь выполняет функцию передачи знания. В ходе «проблемного» урока педагог способствует поиску нового знания, формирует своеобразный алгоритм для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно найти истину. Сущность «проблемного» урока заключается в том, что актуализация знаний непрерывно связана с введением нового знания, таким образом, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что является характерной чертой проблемного обучения. «Проблемный» урок имеет в своей структуре элементы логики продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, предоставляет возможность управлять самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.
Изучение имён существительных показывает учащимся богатство русского языка. Задачи изучения и объем материалов в каждом классе обусловливаются особенностями имен существительных как языкового явления, а также возрастными возможностями учащихся.
Имя существительное в школьном курсе русского языка — одна из важнейших тем. Программа изучения существительных построена ступенчато. Род имён существительных является самостоятельным классификационным признаком того или иного слова. В единственном числе существительные традиционно относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему, но особые затруднения у учащихся вызывает понятие общего рода существительных.
Теоретический материал по теме «Общий род имени существительного» в разных учебниках представлен в разном объёме (удачно подобран материал у Бабайцевой, Чесноковой/ недостаточно, по нашему мнению — у Баранова, Ладыженской) , а в некоторых и вовсе не рассматривается (Разумовская) . Это создаёт необходимость вынесения данной темы на самостоятельное изучение или проведение дополнительных факультативных занятий учителем, а также можно ввести термин «общий род», используя проблемный метод обучения.
На наш взгляд, уместно вводить понятие общего рода уже в 5 классе для более успешного усвоения теоретического материала и развития практических навыков в 6 классе, поэтому мы разработали конспект (технологическую карту) урока по учебнику под редакцией Т. А. Ладыженской, где посредством проблемной ситуации вводится новое для пятиклассников понятие «общий род». Данный конспект был апробирован во время педагогической практики, учащиеся овладели материалом, урок получил высокую оценку учителя-наставника и методиста.
Для успешного усвоения учащимися правил определения рода имени существительного учитель также может использовать различные методы и технологии обучения: 1) традиционные методы: лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы, дидактически игры, диспуты, устный и письменный опрос и др.; 2) нетрадиционные, инновационные педагогические технологии: «мозговая атака», дебаты, диспуты и др.
В результате использования данных методов повышается интерес к русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, проявляется творческая активность и желание достичь новых знаний в области языка.
Также учитель может использовать различное оборудование, например: обращаться к толковому словарю, использовать картотеки, компьютерные презентации, мультипликации, электронные энциклопедии ( «Кирилла и Мефодия» ), альбомы и иллюстрации.
В целом необходимо признать, что проблемное обучение направлено не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует их интеллектуальному развитию.
Литература:
- Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация. [Текст] / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. — 2000. — № 1. — С. 19–25.
- Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. [Текст]: книга для учителей / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.