В настоящей статье проведен анализ регулирования деятельности органов управления в сфере образования зарубежных стран. Рассматриваются подходы к сравнению различных моделей управления, их особенности и оцениваются их характеристики. Определяются перспективы применения этих моделей и проблемы их реализации.
Ключевые слова: управление образованием, модели управления, зарубежный опыт управления образованием, оценка моделей управления.
Актуальность темы исследования обусловлена общепринятым мнением о том, что характер управления образованием в той или иной стране непосредственно связан с типом государственного устройства и зависит от того, является ли страна унитарным или федеративным государством. Важными критериями в оценке централизации или децентрализации управления образованием является то, на каком уровне принимаются управленческие решения, какими полномочиями и автономией обладают местные органы образования и учебные заведения, управляются ли они избираемыми или административно назначаемыми органами, участвует ли общественность в управлении.
Поиск особенностей, выявление специфики стран и регионов, анализ зарубежного опыта управления и распределения полномочий является необходимым в поиске наилучшей модели управления системой образования Российской Федерации.
В основу настоящего анализа были приняты работы следующих авторов: Новосёлова С.Ю, Беляков С. А., Игнатов В. Г., Цирульников А. М., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В.
Централизация в области управления присуща для следующих стран: Япония, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, где централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению культурной общности населения, усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу местной администрации, недооценивает значение региональной специфики. В противовес такой системе штаты в США, земли в ФРГ, графства в Англии, кантоны в Швейцарии, которые до сих пор обладают значительной автономией в области просвещения, присущая для них децентрализованная система открывает большой простор развитию местной инициативы, учитывает местные особенности. Под влиянием социально-экономических факторов эти две системы обнаруживают тенденцию к конвергенции.
Центральное правительство признаёт автономию местных органов власти, но и в то же время усиливает над ними определённый контроль. Важное значение на Западе придаётся конституционно-правовым гарантиям регионального управления и местного самоуправления. Сейчас происходит поиск новых путей управления системой образования с учётом особенностей и специфики стран и регионов. Несмотря на многообразие концепций к управлению образованием в зарубежных странах, многим из них присущи общие черты: децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчётности и ответственности пред обществом, движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. Что касается финансирования образования, то Европа ориентируется преимущественно на государственную форму финансирования высшей школы.
В настоящее время принцип разграничения на уровне федеральной конституции предметов ведения между федерацией и её субъектами соблюдается в большинстве зарубежных государств, однако его реализация имеет свои особенности в каждой стране. [2] Стабильность в решении такого важного вопроса, как разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами, может быть обеспечена лишь тогда, когда этот вопрос решается в самой конституции. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами в текущем законодательстве. Анализ современных процессов реализации государственной власти в федеративных государствах свидетельствует об использовании договора как правовой формы регулирования не только при учреждении или преобразовании федерации, но и в процессе текущего правового регулирования. Важнейшим принципом взаимоотношений федераций других стран и их субъектов во всех областях является установленное в федеральной конституции и подтверждённое в конституционных актах субъектов Федераций положение, закрепляющее приоритет общефедеральных интересов. При этом, несмотря на то, что управленческие функции центральных и местных органов строго разграничены, ряд одних и тех же вопросов (финансирование, контроль) могут находиться в компетенции тех и других органов управления, что объясняется единством системы образования в демократических государствах [3].
Изучение опыта развитых стран в области организации и управления образованием позволило выделить типичные государственно-общественные формы на каждом из уровней (центральный, региональный, местный), и увидеть связи этих форм с системой социальных интересов объектов и субъектов управления на каждом уровне и степенью подготовленности к осуществлению управленческих функций. Таким образом, был проанализирован опыт управления образованием некоторых зарубежных стран. Основной принцип управления системами образования в данных государствах — признание всеми органами государственной власти автономии образовательных учреждений уважение академических свобод. Несмотря на многообразие концепций к управлению образованием в зарубежных странах, многим из них присущи общие черты: децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчётности и ответственности пред обществом, движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. Законодательство зарубежных стран исходит из необходимости чёткого разделения полномочий в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления [4]. Так, общегосударственные органы власти наделяются там только полномочиями по определению общей политики в области образования, координации деятельности министерств и агентств, образованию региональных и местных органов образования. Кроме этого, они осуществляют финансовую поддержку государственного и частного сектора образования, а также частичный контроль за расходованием финансовых средств [5]. При этом, несмотря на то, что управленческие функции центральных и местных органов строго разграничены, ряд одних и тех же вопросов, например, финансирование, контролируются теми и другими органами управления. Это объясняется единством системы образования в демократических государствах.
На уровень субъектов РФ представляется возможным перенести административные, распределительные функции в отношении образовательных учреждений, а Министерство образования и науки РФ занималось бы принятием решений, затрагивающих общенациональные интересы, концентрируясь на решении стратегических задач развития образования в стране, чем будет достигаться большая эффективность управления и экономия финансовых средств.
Литература:
- Игнатов В. Г. Зарубежный опыт регионального управления и местного самоуправления — в российскую практику //Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации. Тезисы докладов и сообщений на международной конференции.- Апрель, 2002г.-С. 3;
- Ермакова А. С., Правовая организация взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления в сфере образования.- диссертация. -из фондов Российской государственной библиотеки.-2006г.-С. 140;
- Беляков Сергей Анатольевич Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-sovershenstvovaniya-upravleniya-obrazovaniem-osnovnye-modeli (дата обращения: 03.03.2020);
- Новоселова С. Ю., Кузнецов А. А., Цирульников А. М., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В. Приоритетные направления фундаментальных научных исследований в области управления образованием // Проблемы современного образования. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-fundamentalnyh-nauchnyh-issledovaniy-v-oblasti-upravleniya-obrazovaniem (дата обращения: 05.03.2020);
- Новоселова С. Ю. Научные основы управления образованием в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-upravleniya-obrazovaniem-v-menyayuschemsya-mire-razvitie-sovershenstvovanie-innovatsii (дата обращения: 05.03.2020).