О некоторых тенденциях коррупциогенной ситуации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 25.06.2020

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Маткаримова, Д. К. О некоторых тенденциях коррупциогенной ситуации в России / Д. К. Маткаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72021/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автором анализируются причины и следствия изменения коррупциогенной ситуации в России.

Ключевые слова: коррупция, социальная природа преступности, коррупциогенные факторы, рыночная коррупция, сетевая коррупция

Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации была объявлена приоритетной одновременно с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. [1] Однако несмотря на принимаемые меры, коррупция была и остается фактором, волнующим российских граждан. Такое положение дел подрывает доверие общества к органам публичной власти, является причиной социальной напряженности.

Поскольку коррупция в российском обществе носит системный характер, для ее преодоления требуется искоренение обстоятельств, подталкивающих на совершение правонарушений данной категории. Ужесточение уголовно-правовой политики в рассматриваемой области, хотя и обладает положительным результатом, не может играть роль единственного средства борьбы с коррупцией.

Выработкой универсальных критериев для оценки предрасположенности общества к преступности в целом, и к проявлениям коррупции в частности, были озадачены философы Аристотель, а также его учитель Платон (320–350 лет до н. э.).

Аристотель, в комплексе причин преступлений выделял такие явления общественной жизни, как бедность населения, подталкивающая многих на совершение разного рода корыстных посягательств; расслоение людей по уровню социальной обеспеченности, материального достатка и необоснованная привилегированность одних за счет других. В том же ряду причин преступности важное место отводилось политическому бесправию населения. Аристотель считал, что величайшие преступления совершаются в силу стремления к избытку, а не ради удовлетворения самых насущных, жизненно необходимых потребностей. Отрицая наличие прирожденных черт преступника, он полагал, что для устранения причин преступности необходимы справедливое государственное устройство, стабильность законов, возвышение (главенство) их над деятельностью должностных лиц, противодействие коррупции, активность населения в борьбе с преступлениями, развитие экономики.

Сходные идеи относительно социальной природы преступности высказывал и Платон. По его мнению, основной ее причиной являются междоусобие и противоречия между бедными и богатыми. В связи с этим он даже обращался к законодателю с предложением установить пропорциональные пределы бедности и богатства, что, на его взгляд, могло восстановить мир и спокойствие среди населения, предотвратить нарушение законов. Обладая правом законодательных предписаний, Платон предложил законодателю действовать профилактически, опережать возможные негативные события, и с этой целью принимать законы, угрожающие наказанием и препятствующие их нарушению. [2, с. 162]

Указанные выводы были частично закреплены в Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции и имплементированы в российскую правовую систему. Так, принципы противодействия коррупции, установленные статей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», имеют под собой твердый философский фундамент. Однако, для действенного противодействия коррупции недостаточно формального провозглашения новой антикоррупционной политики.

Факторами, обуславливающими уровень коррупции в современном российском обществе, являются:

1) Состояние социального (общественного) контроля.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [3] устанавливает в качестве антикоррупционного принципа публичность и открытость органов власти. С целью создания механизма реализации данного принципа была запущена единая информационная система в сфере закупок. Для общественного контроля стали доступны планы и план-графики закупок, разрабатываемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. С помощью инструментов сервиса обеспечивается невозможность размещения уведомления о проведении электронных аукционов без связи с конкретной позицией план-графика. Заинтересованные лица получили возможность заблаговременной подготовки к участию в закупках, а также возможность обжалования незаконно установленных ограничений (требований) до момента начала подачи заявок.

Так, например, администрацией муниципального района в целях осуществления программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Удорский» в 2013–2018 годах» было запланировано [4] приобретение 10 квартир. Однако, в позициях план-графика содержались сведения о установленном ограничении — приобретение квартир допускалось исключительно у застройщиков. С учетом того, что на территории населенного пункта, в котором должны располагаться объекты закупки, действовал лишь один застройщик, ограничения создавали ему преимущественное положение. Кроме того, планируемая цена закупки в 2–3 раза превышала обычно устанавливаемую цену на аналогичные объекты. В связи с этим, за неделю до публикации уведомления о подаче заявок на сайте единой информационной системы в сфере закупок, индивидуальным предпринимателем в территориальный орган ФАС России была подана жалоба. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо администрации района было привлечено к административной ответственности, а незаконно установленные ограничения устранены.

Таким образом, переход к проведению государственных (муниципальных) закупок в электронной форме позволил внести прозрачность в процесс расходования бюджетных средств. Общественный контроль осложнен при проведении закупок у единственного поставщика и при удовлетворении засекреченных государственных нужд. Органы прокуратуры и федеральной антимонопольной службы ориентированы на проверку обоснованности применения закрытых способов определения поставщика.

Предпринятые меры способствовали переходу коррупционных правонарушений к сетевой модели.

2) Переход от рыночной коррупции к сетевой;

Под рыночной коррупцией понимается явление, выражающееся в неправомерном использовании чиновником своего положения в личных целях, в тех случаях, когда выгодоприобретателем может являться лицо из случайного круга.

Сетевая коррупция характеризуется ограниченным кругом лиц, допущенных к получению коррупционных услуг. Для вступления должностного лица в коррупционные отношения при такой модели, заинтересованные лица должны иметь неформальную рекомендацию или состоять в родственных, дружеских или партнерских отношениях с чиновником. При этом коррупционные услуги могут оказываться не только с целью получения материальной выгоды. Такая модель коррупции отличается устойчивостью к ужесточению уголовной политики, повышенной латентностью.

Причинами перехода к сетевой коррупции мы считаем:

1) Реализация мер по борьбе с коррупцией и установление публичности при государственных заказах повысило риск наступления негативных уголовно-правовых последствий до неприемлемого для потенциального коррупционера. В таких условиях недобросовестные чиновники предпочитают длительное сотрудничество с лично знакомыми руководителями коммерческих предприятий.

2) Сращивание государственного аппарата с бизнес-стуктурами.

Прокурорская практика свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями в области непринятия мер к урегулированию конфликта интересов являются [5, с. 19]:

− участие в деятельности закупочных комиссий служащих, заинтересованных в вопросе выбора победителя;

− осуществление функций государственного управления аффилированными организациями.

Помимо этого, федеральная антимонопольная служба [6] отмечает тенденцию на установление «госкапитализма» в российской экономике. Во многих потенциально конкурентных сферах частный бизнес отсутствует или недостаточен. Органы власти продолжают создавать условия ограничивающие конкуренцию, так, за период 01.01.2016–01.01.2019 было возбуждено 3636 антимонопольных дел и выдано 8863 предупреждения.

В подобных условиях коррупционные отношения мимикрируют под правомерное исполнение служащим своих обязанностей. Коррупционеры, не принимая формализованных решений в пользу выгодоприобретателей, создают для них преимущественные условия (преимущественный доступ к информации, установление характеристик объектов закупок под возможности конкретного поставщика и т. п.)

Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Собрание законодательства РФ. 2006. N 26. ст. 2780
  2. Криминология. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / П. В. Агапов [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6228; 2019. N 30. ст. 4153
  4. План закупок администрации МР «Удорский» от 20.07.2018 г. N201801073000027002 [Электронный ресурс] URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
  5. Предупреждение конфликта интересов на государственной службе средствами прокурорского надзора: пособие / А. Д. Ильяков, Е. В. Семенова, Е. А. Орлова; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2016. — 68 с.
  6. Доклад состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru /documents/685117#_Toc10132539 (Дата обращения: 09.12.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): рыночная коррупция, сетевая коррупция, единая информационная система, коррупция, муниципальный район, позиция план-графика, социальная природа преступности, сфера закупок, федеральная антимонопольная служба.


Ключевые слова

коррупция, коррупциогенные факторы, социальная природа преступности, рыночная коррупция, сетевая коррупция

Похожие статьи

Тенденции развития коррупции в истории России

В статье автор исследует историю развития борьбы с коррупцией в России.

Коррупция как социальное явление

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с на социальную жизнь общества.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, исторические корни коррупционных преступлений, эволюция коррупции в России.

Коррупция как проблема современности: правовой и социальный аспекты

В статье анализируется уровень коррупционной составляющей в экономике и обществе России. Будучи социально-значимым явлением, коррупция оказывает негативное влияние не только на экономическую безопасность страны, но и на темпы социально-экономического...

Проблема коррупции в России на современном этапе

В статье рассматриваются понятие коррупция, классификация коррупционных деяний, их статистика в России, а также ответственность за коррупцию и ее противодействие.

Проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России

В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Проблемы противодействия коррупции в России

В данной статье автором рассматривается коррупционная обстановка в современной России и наиболее распространенные виды коррупции, а также изучены масштабы распространения и предложены меры борьбы с коррупцией.

Коррупция как угроза экономической безопасности в РФ

В статье рассматривается понятие коррупции, а также фактор, побуждающий ее появление. В ходе исследования было выявлено, что количество преступлений в сфере коррупции ежегодно растет, это создает широкий спектр угроз экономической безопасности Россий...

Актуальные аспекты исследования коррупции

Отдельные аспекты противодействия коррупции на современном этапе

В статье приводятся официальные статистические данные, свидетельствующие о масштабах коррупции в России, предлагаются отдельные направления противодействия коррупции.

Похожие статьи

Тенденции развития коррупции в истории России

В статье автор исследует историю развития борьбы с коррупцией в России.

Коррупция как социальное явление

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с на социальную жизнь общества.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, исторические корни коррупционных преступлений, эволюция коррупции в России.

Коррупция как проблема современности: правовой и социальный аспекты

В статье анализируется уровень коррупционной составляющей в экономике и обществе России. Будучи социально-значимым явлением, коррупция оказывает негативное влияние не только на экономическую безопасность страны, но и на темпы социально-экономического...

Проблема коррупции в России на современном этапе

В статье рассматриваются понятие коррупция, классификация коррупционных деяний, их статистика в России, а также ответственность за коррупцию и ее противодействие.

Проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России

В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Проблемы противодействия коррупции в России

В данной статье автором рассматривается коррупционная обстановка в современной России и наиболее распространенные виды коррупции, а также изучены масштабы распространения и предложены меры борьбы с коррупцией.

Коррупция как угроза экономической безопасности в РФ

В статье рассматривается понятие коррупции, а также фактор, побуждающий ее появление. В ходе исследования было выявлено, что количество преступлений в сфере коррупции ежегодно растет, это создает широкий спектр угроз экономической безопасности Россий...

Актуальные аспекты исследования коррупции

Отдельные аспекты противодействия коррупции на современном этапе

В статье приводятся официальные статистические данные, свидетельствующие о масштабах коррупции в России, предлагаются отдельные направления противодействия коррупции.

Задать вопрос