В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.
Ключевые слова: школьное образование, учебная исследовательская деятельность, современное образование, исследовательский подход.
Современное школьное образование находится под постоянным влиянием процессов глобальной модернизации и глобализации. В этих условиях очевидно, что развитие школьного образования должно идти параллельно с развитием общества, обеспечивая тем самым формирование его духовного, интеллектуального и культурного потенциала. Приоритетной задачей школы является организация специального инновационного образовательного процесса, в ходе которого учащиеся не только овладеют системой базовых знаний и ключевых компетенций, но и получат всестороннее развитие за счет обновления внутренних ресурсов личности [1].
В современном мире образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения, развитие образовательной и научной инфраструктур являются в настоящее время непременными условиями формирования и развития общества и экономики, где ведущими ресурсами являются не только новые знания, но и научные исследования и инновации. Модернизационные процессы в российском образовании направлены на изменение различных его аспектов, в том числе повышение значимости подготовки учащихся различных возрастных групп. Необходимость усиления учебно-исследовательской составляющей современного школьного образования отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Акцент в современном образовании делается на овладение ключевыми компетенциями, в том числе исследовательскими.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к трактовке понятия «учебно-исследовательская деятельность школьников», наблюдается тенденция отождествления его с научно-исследовательской деятельностью. Учебно-исследовательская деятельность — это процесс приобретения исследовательских и смежных умений, возникающих при взаимодействии студентов и преподавателей, направленных на выявление сущности конкретной проблемы, актуальной для всех субъектов деятельности, и ее решение [2].
Целью учебно-исследовательской деятельности современных школьников является овладение студентами исследовательскими умениями как универсальным способом усвоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции студента в учебном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с использованием ранее неизвестных знаний [3].
Современные социокультурные условия, играющие приоритетную роль в процессах глобализации, модернизации и информатизации, влияют на сегодняшних школьников как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, сегодняшние школьники имеют широкий доступ к информации через СМИ и интернет, но с другой стороны, это способствует потреблению так называемых «готовых форм», предлагаемых массовой культурой, развитию «видеовосприятия», что блокирует выработку собственного отношения к содержанию информации, что способствует снижению интеллектуального потенциала молодежи. Совершенствование учебно-исследовательской деятельности школьников дает им возможность не просто усвоить объем знаний, а овладеть комплексом разнообразных исследовательских умений, компетенций и поведенческой регуляции; способствует развитию критического мышления, креативности, расширению возможностей школьников для самореализации и выражения субъективной позиции в собственной деятельности [4].
Использование исследовательского подхода в обучении школьников является одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием.
Что касается исследовательского подхода к обучению, то он включает в себя несколько факторов, определяющих сущность этого подхода. Она включает в себя:
– внедрение общих и частных методов научного исследования в процесс получения учебного знания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
– организация учебной и внеурочной поисковой и творческой деятельности;
– актуализация внутри- и межпредметных отношений;
– усложнение содержания и совершенствование процессуальных аспектов познавательной деятельности.
Делая выводы, можно отметить, что основной целью школьных исследований является развитие личности школьника, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке основной целью является получение новых знаний, то в образовании целью исследования является приобретение студентами функциональных исследовательских умений как универсального способа овладения реальностью, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний.
В заключение хотелось бы процитировать слова учителя В. П. Вахтерова, которые звучат сегодня актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Поэтому учителям важно привить школьникам интерес и стремление к исследовательской деятельности, вооружить их методами исследовательской деятельности, так как в современных условиях требуется именно умение человека самостоятельно решать свои проблемы, находить выход из сложной ситуации, проявлять инициативу и творческий подход для успешной самореализации.
Литература:
- Султанова Т. А. Развитие школы как инновационный процесс / Т. А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — № 3. — с. 199–202.
- Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — с. 85–90.
- Черниязова, А. С. Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания / А. С. Черниязова, Т. А. Султанова // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — с. 529–532.
- Громова Т. В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — с. 49–53.