В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.
Ключевые слова: взаимодействие, компетентность, педагогическая культура, психологическая помощь.
Взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи сегодня уделяется достаточно много внимания. В условиях введения «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников рассматривалась в трудах Е. В. Анисимовой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, Т. В. Кротовой и др.
Согласованность действий и взаимопонимание педагогических работников и родителей — одно из ключевых условий благополучного формирования личности ребенка. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории растущего человека во многом определяет его дальнейший жизненный путь.
О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер считают, что проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой — с удовлетворением спроса родителей на систему знаний по вопросам обучения и воспитания дошкольника [1].
Образовательная организация должна создавать и поддерживать открытую и доброжелательную среду: ее условия и микроклимат должны способствовать гармоничному симбиозу интересов педагогов, детей и их родителей, которые могут принимать на равных правах активное участие в совместной деятельности [2].
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
− открытость детского сада для семьи;
− сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
− создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
− диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка [4].
Психологическая помощь во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников должна строится по трем направлениям:
1) работа с педагогами;
2) работа с родителями;
3) совместная работа педагогов, родителей и детей.
Данная работа осуществляется в соответствии с основными видами деятельности психолога.
Важным направлением работы по психологической помощи педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников является психодиагностика. В рамках работы с педагогами диагностика помогает выявить особенности личности, стиля общения, особенностей коммуникации и определить ход дальнейшей работы по ее оптимизации. В работе с родителями предполагается сбор и анализ сведений о родителях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы детского сада.
В рамках просвещения педагогов ДОУ используются такие групповые формы работы как лекции, дискуссии, показ видеофильмов, возможно проведение семинаров-практикумов, проблемных и обучающих семинаров, мастер-классов, позволяющих изучить различные технологии, применяемые в ДОУ, а также позволяющие увеличить объем знаний об особенностях детей, кризисах развития, особенностей общения и построения совместной деятельности детей в ДОУ.
Работа с педагогами в данном направлении включает в себя:
− мотивационный блок — работа, направлена на помощь педагогам в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное взаимодействие с родителями;
− когнитивный блок — включает в себя формирование у педагогов дошкольной образовательной организации системы знаний об особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи и ее воспитательном потенциале.
Одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Особое внимание педагогического коллектива дошкольной образовательной организации должно быть направлено на самообразование родителей, поэтому в библиотеке ДОО необходимо иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания включая журналы и статьи [5].
Психопрофилактическая работа должна быть направлена на создание благоприятных психологических условий для оптимизации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Формами работы может являться информирование, просвещение в форме бесед, лекций, распространения литературы или телефильмов об особенностях межличностных отношений, а также формирование установок на конструктивное решение конфликтов. Эффективными являются групповые занятия, позволяющие снять напряжение, повысить общительность, выработать конструктивные формы взаимодействия [3].
Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает оказание помощи в решении актуальных задач, трудностей, проблем взаимоотношений для оптимизации межличностных отношений педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Индивидуальное консультирование предполагает формирование педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений.
Основным направлением в коррекционной работе педагога-психолога по психологической помощи педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников является проведение тренинговых занятий.
Работа с педагогами включает в себя работу, направленную на овладение педагогами практическими умениями и навыками по овладению коммуникативными умениями, диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями.
Таким образом, в рамках психологической помощи педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников целесообразным является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников; обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения психолого-педагогического знания и включения родителей в образовательный процесс ДОУ; активизация воспитательных умений родителей; использование различных форм, методов и технологий взаимодействия с родителями для вовлечения их в совместную творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их психолого-педагогической компетентности.
Литература:
- Богославец Л. Г., Майер А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в условиях малого города. Управление ДОУ. № 5. 2004. С. 18–21.
- Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111–113.
- Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание. № 2. 2014. С. 44–49.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект (библиотека руководителя ДОУ). М.: Сфера, 2005. 80 с.
- Корноухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. Педагогическая наука: история теория. Выпуск № 2. 2010. С 34–37.