Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 23.06.2020

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Деева, О. С. Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников / О. С. Деева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72050/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье автор рассматривает телесно ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Ключевые слова: телесно ориентированные игры, дети с нарушением слуха, дошкольное образование.

Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много. Словарь русского языка слово игра определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения».

В соответствии с российской педагогической энциклопедией: «Игра — это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания».

К. Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира» [1, с. 118]. Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

Как показывают исследования, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования, воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Л. С. Выготский трактовал феномен детской игры как ведущий тип деятельности ребенка. Базой теории является, что ребенок создает в игре воображаемую ситуацию, которая ставит его в положение «творца». Действуя в этой воображаемой ситуации, ребенок выполняет новые, роли, придает окружающим явлениям и предметам новые значения и совершенствует свои эмоциональные, интеллектуальные, творческие способности [2, с. 263].

Д. Б. Эльконин одновременно с Л. С. Выготским развивал теорию детской игры. Он считал, что игра, прежде всего ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Психолого-педагогические основы игровой деятельности базируются на подходе к игре как особому типу деятельности ребенка, который предполагает наличие осмысленных действий, объединенных единством мотива. В трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов игра трактуется как проявление воображения или фантазии или как деятельность, связанная с развитием мышления.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Предметная деятельность направлена на усвоение социального назначения предметов, общественно выработанных способов их употребления.

В исследованиях Ф. И. Фрадкиной было показано, что по мере овладения детьми предметными действиями происходит их обобщение и возникает возможность их переноса с одних предметов на другие, то есть тем самым и создаются предпосылки перехода к игровой деятельности. Предпосылки заключаются в следующем:

1) отделение действий от предмета и их обобщение;

2) использование ребенком не имеющих ясно выраженных функций предметов в качестве заместителей других;

3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка;

4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;

5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослого, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни;

6) взрослый и его действия впервые становятся образцом не только объективно, но и субъективно для самого ребенка.

Таким образом, путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него — к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама.

Из желания ребенка выполнять функцию взрослого возникает противоречие с его реальными возможностями, и разрешается оно во время проигрывания жизненных ситуаций. По мнению отечественных исследователей детства, замена игры другими видами деятельности нарушает естественное течение развития ребенка. Это обедняет воображение малыша, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, искажает эмоциональный мир ребенка. Необходимо развивать игровую деятельность своевременно, добиваться в ней творческих успехов ребенка.

Одной из особенностей игры является ее условность, ребенок действует с одними предметами, представляя себе что-то другое, важно, чтобы он умел выполнять действия не только с игрушками, но и с предметами-заместителями. Умения выполнять правила в игре в младшем возрасте находятся на этапе формирования. Продолжительность игры, как правило, небольшая, ограничивается одной-двумя ролями с простыми сюжетами.

Другая особенность игровой деятельности в ее высокой активности и добровольности. В игре происходит очень тесное взаимодействие всех участников. Развивающее значение игры позволяет добиваться всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой ведущей деятельности — учебной.

Важную роль в развитии коммуникативных навыков дошкольников играют групповые игры. В процессе групповых игр дети начинают самостоятельно общаться друг с другом, взаимодействовать во время совместных игр. С помощью взрослых дошкольники в групповой игре учатся налаживать взаимодействие со сверстниками, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей. Игровая деятельность способствует появлению качественных изменений в детской психике, восхищает своей формой и содержанием, направляет развитие умственных, волевых, творческих способностей, воспитывает культуру общения в совместной деятельности.

Психологи неоднократно отмечали необходимость педагогического руководства игрой, поскольку под влиянием рационально организованной игровой деятельности положительные изменения детской личности происходят эффективнее. Изучение специальной литературы позволяет констатировать содержание руководства групповыми играми, что охватывает:

закладывание фундамента знаний, привитие навыков и умений;

налаживание общения детей среднего дошкольного возраста для информационного обмена знаниями, мнениями, соображениями по поводу развития игры и поведения участников;

развитие умения вести диалог в действующих лицах (на примерах произведений детской художественной литературы);

создание развивающей предметно-игровой среды;

формирование умения детей оценивать собственные игровые действия.

Игры занимают ведущую роль в формировании межличностных отношений дошкольников. Особое значение в настоящее время придается телесно-ориентированным играм.

В. Б. Берёзкина-Орлова указывает, что телесно-ориентированная терапия направлена на решение проблемы дисгармоничного развития тела и разума. Это один из методов психической коррекции — «исцеления души через работу с те-лом». Ее важным составляющим является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Эта терапия позволяет малышам снять накопленное напряжение, научиться понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции [3].

С. В. Шатская отмечает, что фактически каждый раз, когда взрослый обнимает ребенка, он использует телесно-ориентированную терапию. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что его любят и принимают [4].

Е. Н. Стукалов к данной терапии относит специальные игры и упражнения, которые позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и неагрессивной форме, с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с окружающими [5].

Каждый новый день в нашей группе начинается с утреннего круга. Дети, стоя в круге, выполняют упражнение «Здравствуйте» — улыбаются друг другу и прикасаются к соседу ладошками, щечками, носиками и т. д. Это упражнение поднимает настроение, способствует чувству принятия другого ребенка, формирует доброжелательные отношения в детском коллективе. Затем в течение дня мы с ребятами играем в различные игры, направленные на привитие навыков общения и взаимодействия.

Например, игры «Ищу дружочка», «Ручеек», «Комплименты» позволяют участникам показать свою симпатию по отношению к товарищу, игра «Подарок» учит радовать друг друга и проявлять свою заботу, игра «Ты дрозд — я дрозд» снимает скованность, развивает тактильные ощущения, помогает раскрепоститься. Эти игры могут использоваться в перерывах между занятиями, в режимные моменты, а также быть частью образовательной деятельности. Такие игры могут быть подвижными и малоподвижными, с использованием различных атрибутов. Они могут проигрываться в паре, в подгруппе или всей группой детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что телесно-ориентированные игры являются эффективным средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Игры развивают у детей вербальные и невербальные коммуникативные навыки, ребята становятся раскованными, открытыми, дружелюбными.

Дети стремятся договариваться друг с другом, они учатся слушать и слышать другого человека. Дети узнают, что любой спор можно разрешить добрым разговором, теплой улыбкой или дружескими объятиями. Они не стесняются открыто выражать свои чувства и эмоции, что, в свою очередь, является благоприятной основой для развития здоровой и гармоничной личности ребенка.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы /К. Д. Ушинский. Москва: Юрайт, — 2019. — 258 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Л. С.Выготский; под ред. В. В. Давыдова. Москва: Педагогика-Пресс, — 2012. — С. 263–269.
  3. Берёзкина-Орлова В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика /В. Б. Берёзкиной-Орловой. Москва: АСТ, — 2011. — 409 с.
  4. Шатская С. В. Анализ телесно ориентированных методик /С. В. Шатская //Психологические науки: теория и практика: материалы VI Международной научной конференции. Краснодар: Новация, — 2018. — С. 12–19.
  5. Стукалов Е. Н. Телесно-ориентированная психотерапия /Е. Н. Стукалов [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/8324 (дата обращения 25.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, ребенок, действие, действие взрослых, дошкольный возраст, нарушение слуха, детская игра, самый ребенок, старший дошкольный возраст.


Ключевые слова

дошкольное образование, дети с нарушением слуха, телесно-ориентированные игры

Похожие статьи

Проблема межличностных отношений в психологии

В статье рассматривается проблема межличностных отношений в психологии, особенности формирования межличностных у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся мл...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития

В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом

В статье авторы раскрывают применение принципов эффективной методики «кондуктивные игры» в обучении детей с сахарным диабетом.

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Похожие статьи

Проблема межличностных отношений в психологии

В статье рассматривается проблема межличностных отношений в психологии, особенности формирования межличностных у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся мл...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития

В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом

В статье авторы раскрывают применение принципов эффективной методики «кондуктивные игры» в обучении детей с сахарным диабетом.

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Задать вопрос