Нейропсихологическая восстановительная работа по преодолению синдрома неглекта у пациентов в остром периоде после ишемического инсульта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 23.06.2020

Статья просмотрена: 2751 раз

Библиографическое описание:

Никитаева, Е. В. Нейропсихологическая восстановительная работа по преодолению синдрома неглекта у пациентов в остром периоде после ишемического инсульта / Е. В. Никитаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72065/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается схема нейропсихологической восстановительной работы с пациентами с синдромом неглекта, находящимися в остром периоде восстановления после ишемического инсульта.

Ключевые слова: ишемический инсульт, синдром неглекта, нейропсихологическая реабилитация, восстановительное обучение.

Нейропсихологическая работа по преодолению синдрома может быть достаточно разнообразна. В литературе описывается опыт применения тренингов визуального сканирования, чтения, принудительного использования пораженного поля зрения, вестибулярной стимуляции и пр. Однако однозначных данных о предпочтительности того или иного конкретного метода на сегодняшний день не имеется.

Еще в 1917 г. С. Францем описаны эксперименты по восстановлению двигательной активности в пораженных конечностях у обезьян путем вынужденного использования поврежденных структур. Идея принудительного использования пораженных участков мозга сегодня применяется для реабилитации зрительно-пространственного игнорирования в виде системы ограничения зрительной стимуляции с сохранной стороны [1].

В Клинических рекомендациях по неврологии Европейской федерации неврологических сообществ приводится обзор методов и приемов, применяемых в работе по коррекции синдрома неглекта.

Так, к относительно эффективным приемам и методам в данных рекомендациях относят: комплексную тренировку визуального сканирования, чтение, копирование и описание фигур; использование пространственно-двигательных и визуальных подсказок с кинетическим стимулированием; обратную видеосвязь; тренировку устойчивого внимания, повышение сосредоточенности и подсказки, направляющие пространственное внимание; изменение ориентации тела; использование призматических очков, отклоняющих изображение на 10° вправо; вынужденное использование левой части зрительного поля глаза; компьютерное обучение [2].

Двумя общепринятыми международно-стандартизированными техниками, применяемыми в коррекции левостороннего игнорирования, являются:

  1. Техника визуального сканирования, состоящая из трех различных процедур: зрительно-пространственное сканирование (поиск цифр в большом поле зрения); чтение и копирование; копирование рисунков и их описание.
  2. Техника активации конечностей (упражнение по перечеркиванию линий пополам) [3].

Вестибулярная калорическая стимуляция путем вливания холодной воды в левый наружный слуховой проход оказывает значительное влияние на различные аспекты одностороннего игнорирования. В Клинических рекомендациях по неврологии Европейской федерации неврологических сообществ отмечается, что вестибулярная калорическая стимуляция значительно улучшает симптомы при одностороннем игнорировании [2]. В отечественной литературе публикаций, посвященных вестибуларной калорической стимуляции, на сегодняшний день крайне мало [4].

Таким образом, сегодняшний день в литературе описаны различные способы восстановительной нейропсихологической работы с пациентами, страдающими синдромом неглекта. Большинство этих приемов направлены на восстановление сенсорных и двигательных компонентов.

Однако данный синдром, как известно, не сводится к простому зрительному и/или тактильному невниманию в одной стороне пространства. Это сложный комплекс взаимосвязанных нарушений, включающий сенсорный, двигательный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-личностный компоненты. Такая структура нарушения сказывается на сложности проведения нейрореабилитационных мероприятий и предполагает многоплановость коррекционно-восстановительной работы.

Психологическая работа с пациентами, перенёсшими ишемический инсульт, должна начинаться с момента поступления в медицинское отделение. При этом очевидно, что многие пациенты, находящиеся в острейшем и остром периоде после инсульта, не могут активно участвовать в каких-либо реабилитационных мероприятиях в силу общего состояния. Усугубляет ситуацию часто встречающаяся при синдроме неглекта анозогнозия, такой пациент даже при относительно удовлетворительном общем состоянии может отказываться от занятий, так как не осознает наличия у него нарушений в двигательной и/или когнитивной сферах, дефектов восприятия и особенностей поведения [5].

В связи с этим целесообразно применение в работе с такими пациентами пассивных реабилитационных мероприятий. В этом случае от пациента не требуется какой-либо целенаправленной активности; реабилитационный эффект оказывает само нахождение больного в специально организованных условиях.

В случае с пациентами, страдающими синдромом неглекта, данное направление работы предполагает преобразование предметной среды, а также взаимодействия пациента с окружением. Основным условием в этом случае является вовлечение пораженной половины тела в активную деятельность. Для этого необходимо расположить пациента пораженной стороной в проход, желательно в сторону двери; поставить прикроватную тумбочку с пораженной стороны (в случае отсутствия выраженных двигательных нарушений) и пр. Также можно использовать специальные очки, «выключающие» здоровое и заставляющие работать пораженное поле зрения. Родственники пациента и персонал медицинского учреждения должны быть проконсультированы на предмет того, как необходимо общаться с больным (стоя с поражённой стороны).

По мере улучшения общего состояния пациента и увеличения его работоспособности возможно введение в работу все более активных методов восстановительного обучения. Обсуждаемая система восстановительной работы рассчитана на реализацию с пациентами, находящимися в остром периоде ишемического инсульта. В связи с этим основной задачей нейропсихологической работы будет растормаживание мозговых структур (и соответствующих им ВПФ), способствование снятию состояния диашиза. Поэтому в программу включены и методы восстановительного обучения, разработанные в рамках школы системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, и тренинговые методики, характерные для зарубежных нейропсихологических школ.

Блок активной нейропсихологической реабилитации начинается с момента проведения диагностического обследования пациента и завершается повторным обследованием. Перед началом реализации данного блока психологом на основании данных диагностического исследования составляется примерный план нейропсихологической реабилитационной работы. Занятия проводятся вплоть до выписки пациента из стационара; продолжительность и частота занятий определяется общим состоянием пациента. Занятия с нейропсихологом рекомендуется проводить каждый день в утреннее или дневное время, в период наибольшей работоспособности. Продолжительность занятия: от 5 минут до 30 минут, в зависимости от состояния пациента (уровень бодрствования, истощаемость, общее соматическое состояние).

К упражнениям, рекомендуемым на данном этапе нейропсихологической реабилитации пациентов с синдромом неглекта, относятся: глазодвигательная гимнастика, деление линии пополам, зрительное сканирование, чтение текстов, спонтанное рисование, корректурные пробы, копирование фигур, перерисовка, работа с зеркалом, работа с внешними бытовыми раздражителями, графические диктанты, отыскивание чисел (таблицы Шульте), выкладывание из спичек.

Помимо перечисленных упражнений, можно также выделить специальные приемы, облегчающие процесс нейропсихологических занятий: привязывание здоровой руки пациента на время выполнения заданий на мануальный праксис; привязывание к левой руке заметных опознавательных знаков (ленточек, браслетов, резинок и пр.); деление бланков, на которых работает пациент, линией пополам; при чтении и письме могут использоваться разные по степени интенсивности приемы привлечения внимания пациента к левой половине пространства; ориентация при чтении и зрительном сканировании на смысл читаемого/видимого.

В целом, описанная схема нейропсихологической восстановительной работы при синдроме неглекта, применяемая в комплексе с своевременным диагностическим нейропсихологичесим обследованием пациентов [6, 7], а также консультативной работой в отношении участников мультидисциплинарной бригады и родственников пациентов, на наш взгляд, заслуживает внимания. Эффективность применения описанной схемы работы в отношении пациентов с синдромом неглекта в острой стадии после ишемического инсульта требует дальнейшего изучения.

Литература:

  1. Варако Н. А. История нейропсихологической реабилитации // Журнал им. Н. В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. 2014. № 3. С. 44–49.
  2. Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. М.: Союз реабилитологов России, 2014. 50 с.
  3. Бучацкий К. В. Нейровизуальная диагностика и нейрореабилитация больных гемиспациальным неглектом с помощью инновационных компьютерных технологий // Избранные вопросы нейрореабилитации: материалы VII международного конгресса «Нейрореабилитация — 2015» / редкол.: Г. Е. Иванова [и др.]. М., 2015. С. 47–58.
  4. Акберов Б. И. Использование метода калорической вестибулярной стимуляции в терапии психических расстройств // ПМ. 2019. № 3.
  5. Григорьева В. Н., Сорокина Т. А. Анозогнозия у больных острым полушарным ишемическим инсультом. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2016; 8(2):31–35.
  6. Никитаева Е. В. Опыт организации психологического сопровождения пациентов с синдромом неглекта в остром периоде ишемического инсульта // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2020. Том 10. № 4 С. 130–132
  7. Никитаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика синдрома неглекта в рамках психологического сопровождения пациентов в остром периоде ишемического инсульта // Психология человека и общества. 2020. № 3 (20). С.47–53.
Основные термины (генерируются автоматически): ишемический инсульт, пациент, визуальное сканирование, восстановительное обучение, пораженная сторона, синдром, вестибулярная калорическая стимуляция, Европейская федерация, зрительное сканирование, нейропсихологическая восстановительная работа.


Похожие статьи

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Принципы реабилитации двигательных нарушений после инсульта

В данной статье описаны принципы реабилитации пациентов с двигательными нарушениями после перенесенного инсульта.

Формирование мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта

Статья посвящена формированию мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией

В данной статье рассматривается сочетание такой патологии, как гипертоническая болезнь I-II степени с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с цервикальгией. Рассмотрены особенности течения гипертонической болезни осложненной головными б...

Терапевтические возможности лечения тяжелой ХОБЛ на амбулаторном этапе

В данной статье рассматриваются современные подходы к лечению тяжелой хронической обструктивной болезни легких на амбулаторном этапе, способы повышения эффективности лечения и снижения процента летальности у больных с ХОБЛ.

Медицинские и педагогические аспекты реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются реабилитационные мероприятия детей перенесших кохлеарную имплантацию, её эффективность и динамика.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Кинезиотерапия в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом

В статье описывается применение метода кинезиотерапии при коррекции дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом.

Похожие статьи

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Принципы реабилитации двигательных нарушений после инсульта

В данной статье описаны принципы реабилитации пациентов с двигательными нарушениями после перенесенного инсульта.

Формирование мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта

Статья посвящена формированию мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Роль лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с гипертонической болезнью I-II стадии в сочетании с вегетососудистой дистонией и цервикальгией

В данной статье рассматривается сочетание такой патологии, как гипертоническая болезнь I-II степени с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу с цервикальгией. Рассмотрены особенности течения гипертонической болезни осложненной головными б...

Терапевтические возможности лечения тяжелой ХОБЛ на амбулаторном этапе

В данной статье рассматриваются современные подходы к лечению тяжелой хронической обструктивной болезни легких на амбулаторном этапе, способы повышения эффективности лечения и снижения процента летальности у больных с ХОБЛ.

Медицинские и педагогические аспекты реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются реабилитационные мероприятия детей перенесших кохлеарную имплантацию, её эффективность и динамика.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Кинезиотерапия в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом

В статье описывается применение метода кинезиотерапии при коррекции дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом.

Задать вопрос