В рамках настоящей статьи приводится информация о порядке и специфике реализации процедуры ведения сводного реестра участников бюджетного процесса в Управлении Федерального казначейства), для обеспечения учета установленных норм и правил, отраженных в положениях Приказа Минфина от 23 декабря 2014 г. № 163н (с изм. на 7 июня 2019 г.) «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса».
Ключевые слова: управление федерального казначейства, сводный реестр, бюджетные полномочия, общественные финансы, участники бюджетного процесса.
Федеральное казначейство и его территориальные Управления, в рамках реализации возложенных на них полномочий занимается ведением Сводного реестра, который в свою очередь представляет собой особый перечень участников бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 Бюджетного кодекса [1]. В Сводном реестре отражены все субъекты, принимающие участие в реализации бюджетных полномочий [2].
При организации порядка ведения Сводного реестра, было принято решение о том, что УФК в регионах в целях его формирования будут использовать электронную форму, осуществляя процесс в рамках ГИС управления общественными финансами «Электронный бюджет», применяя метод непосредственного образования и внесения корректив в записи.
В дальнейшем, информация, сосредоточенная в Сводном реестре, применяется в целях формирования реестров, представленных на рисунке 1.
Рис.1 Реестры учета бюджетополучателей
Требование, согласно которому участники должны быть включены в структуру сводного реестра, выступает в качестве обязательного условия, при соблюдении которого может быть организован процесс выделения финансовых ресурсов из бюджета для обеспечения деятельности указанных участников.
В рамках Сводного реестра отражается информация о делегировании тому или иному участников бюджетного процесса полномочиях.
Для того чтобы включить в Сводный реестр информацию о реквизитах того или иного участника бюджетного процесса, а также в целях внесения корректив в указанные реквизиты, участник бюджетного процесса должен предоставить соответствующую Заявку на включение (изменение) реквизитов в установленной форме.
Для того чтобы включить информацию об участнике в сводный реестр, необходимо направить пакет установленных документов, а также информацию (далее — Заявка на включение) в УФК, направив при этом запрашиваемые документы и сведения в электронном формате, а в целях обеспечения надлежащей защиты электронного документа он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, наделенного необходимыми правами и полномочиями в целях осуществления действий от имени Уполномоченной организации.
В ситуации, когда Заявка на включение (изменение), передается в орган УФК в бумажном формате, она должна быть подписана лицом, обладающим правами осуществлять действия от имени Уполномоченной организации.
При этом надлежит указать, что на обозначенное уполномоченное Лицо возлагается дополнительное персональная ответственность за формирование Заявки, за обеспечение её надлежащей полноты и достоверности представленных в ней данных, также ответственность распространяется и на соблюдение настоящим порядке с уроков, в течение которых такая заявка может быть представлена в УФК.
В рамках одной заявки на включение (изменение) могут быть отражены несколько бюджетных полномочий, делегированных участникам бюджетного процесса, в ситуации, когда даты на включение указанных полномочий совпадают, в случае несовпадения дат, в таком случае необходимо представить отдельную Заявку на включение (изменение). Таким образом, на основании установленных полномочий, делегированных каждому участнику бюджетного процесса в УФК, производится процедура открытия для него лицевых счетов.
Действия, связанные с открытием, переоформлением и закрытием лицевых счетов могут быть реализованы исключительно на основании выполнения алгоритма и требований, предусмотренных в Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами УФК, утв. приказом ФК от Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н (ред. от 28.12.2017) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства». [3]
Для организации максимально продуктивного взаимодействия с клиентами на официальном сайте УФК в сети Интернет www.roskazna.ru в разделе «Документы» — «Казначейское сопровождение» представлен пакет необходимых сведений, где чётко отражена процедура открытия лицевых счетов в целях обеспечения учета операций неучастника бюджетного процесса (памятка «Как стать нашим клиентом», формы и образцы необходимых документов, нормативные документы).
В рамках структурного состава сводного реестра необходимо представлять данные, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Структура сводного реестра
В качестве ключевой цели ведения сводного реестра УФК выступает стремление к организации максимально объективного централизованного учета всех участников бюджетного процесса, а также применение полученной информации для того, чтобы использовать её в дальнейшем в целях обеспечения организации процесса исполнения Федерального бюджета, кроме того в процессе формирования указанного Сводного реестра, создаются условия, позволяющие создать информационную базу, которая необходима для обеспечения кассового исполнения Федерального бюджета [4].
Все необходимые действия в целях формирования и ведения Сводного реестра должны быть произведены в течение 5 рабочих дней с момента, когда участник бюджетного процесса предоставил Заявку на включение (изменение).
УФК в соответствии с установленной процедурой и предусмотренным порядком занимается рассмотрением решений, которые были сформированы по принятым заявкам на включение или внесение изменений в реквизиты организации в состав Сводного реестра, в свою очередь предоставленных уполномоченными организациями всех бюджетных уровней в ГИИС «Электронный бюджет». Также уполномоченным организациям направляются извещения (если было принято положительное решение по итогам рассмотрения заявки), а также протоколы (если было принято отрицательное решение по итогам рассмотрения заявки). В случае рассмотрения заявки запись об этом должна быть обязательно отражена в журнале учета и регистрации неисполненных документов, таким образом, создаются условия, позволяющие не допустить необоснованный возврат органами Федерального казначейства документов клиента. [5]
В целом на примере УФК по Приморскому краю, г. Владивосток за 2017 год рассмотрено и направлено уполномоченным организациям 13 122 документа.
По состоянию на 01.01.2018 включено в Сводный реестр 2 786 организаций. Получатели бюджетных ассигнований по уровням бюджетной системы представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Получатели бюджетных ассигнований по уровням бюджетной системы
Благодаря постоянной автоматизации и внедрению различных новшеств по ведению Сводного реестра, в настоящее время установлены четкие правила взаимодействия УФК и его территориальных органов с участниками бюджетного процесса на всех этапах исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, что позволяет эффективно решать задачи, определенные положениями бюджетного законодательства. [5]
В заключении следует отметить, что все процедуры, связанные с формированием Сводного реестра участников бюджетного, являются важными этапами всего бюджетного процесса, а точнее его отправной точкой в плане реализации основного принципа бюджетной системы — принципа единства кассы.
Литература:
- Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: СПС Консультант Плюс
- Приказ Минфина от 23 декабря 2014 г. № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (с изменениями на 7 июня 2019 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС Консультант Плюс
- Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н (ред. от 28.12.2017) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» [Электронный ресурс] / Режим доступа: СПС Консультант Плюс
- Богославцева Л. В. Концепция совершенствования деятельности органов федерального казначейства в условиях реформы бюджетного процесса [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru