В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов на уроке иностранного языка. Автор подчеркивает, что использование видеоматериалов активизирует внимание и вызывает интерес учащихся к иностранному языку. В статье приводится пример работы над англоязычным видеоматериалом.
Иностранный язык является обязательным предметом учебного плана каждого образовательного учреждения. Данный предмет, требует тщательного изучения, применение особых методик и мастерства преподавания от учителя. Самой главной трудностью изучений является овладение языком вне среды его употребления, т. е. отсутствие возможности общения с носителями языка. Поэтому одной из важнейших задач, поставленных перед учителем, является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Для достижения этой цели преподаватель может использовать видеофильмы и всевозможные видеоматериалы, которые в современное время имеют огромное значение в изучении иностранного языка.
Профессор Т. Гордон в своем «Педагогическом словаре» дает следующее определение понятию ‘видеоматериалы’– «это средства, с помощью которых можно стимулировать процесс обучения через слуховой и зрительный каналы одновременно» [5, c. 18], т. е. видеоматериалы состоят из визуальных и аудио компонентов.
Видеоматериалы, используемые преподавателем во время образовательного процесса, могут послужить стимулом процесса обучения, а также стать хорошим средством создания более непринужденной обстановки на занятии.
Видеоматериалы также помогают ученикам развивать умения в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме.
В своих научных трудах И. М. Андреасян считает, что применение видеоматериалов на уроке иностранного языка имеет довольно сильный отклик и воздействие на эмоциональный фон учащихся, а также влияет на формирование личностного отношения учащегося к увиденному на экране [1, с. 19].
Н. П. Каменецкая и М. В. Мятова в своих исследованиях полагают, что использование преподавателями во время образовательного процесса видеоматериалов способно значительно повысить саму эффективность обучения, так как данный материал, используемый учителем на уроке иностранного языка, представляет собой образцы аутентичного языкового общения, воссоздаёт реальную атмосферу языковой коммуникации, что делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, натуральным, приближенным к реальному, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным [4, с. 72].
Многие авторы обучающих методик советуют начинать обучение с таких видов начальных заданий, когда учащийся не только слышит сам вопрос или постановку задания, но и видит говорящего.
Использование видеоматериалов на уроке также помогает полноценной отработке фонетического, лексического и грамматического материала. Кроме того, видеотексты предоставляют определенную информацию к размышлению, что, в свою очередь, служит для учащегося базой формирования и развития умений говорения и письма.
Г. М. Коджаспирова и К. В. Петрова выделяют следующие особенности презентации учебного материала при помощи видео:
- Материал представляется средствами искусства, характеризуясь наличием образной модели введения. Наличие четкого и просматриваемого сюжета является главной характеристикой данной особенности презентации материала. Использование видеоматериала создает «эффект соучастия, сопереживания с героями», позволяя воссоздать, на занятиях, условия реальной мотивированной коммуникации.
- Динамичность и эмоциональность введения материала увеличивают плотность общения, увеличивают уровень эффективности всей учебной деятельности, способствуют наилучшему запоминанию информации, повышая вероятность воспроизведения данного содержания в будущем.
- Видеоинформация обладает высокой степенью авторитетности и фактором аутентичности, что порождает высокий уровень доверия к воспринимаемой информации со стороны обучаемых.
Как отечественные, так и зарубежные авторы в методике применения видеоматериалов выделяют три этапа работы над ними:
− преддемонстрационый этап (вступительная беседа, снятие трудностей, предъявление установки);
− демонстрационный этап (восприятие фильма);
− последемонстрационный этап (контроль понимания прослушанного текста).
В прошлом возможность слушать иностранную речь была сведена к минимуму и ограничивалась, как правило, речью преподавателя. Благодаря техническому прогрессу совершенствуются и средства обучения, предоставляя возможность смотреть и слушать записи иностранной устной речи в исполнении самих носителей языка.
Задания, используемые в процессе обучения, на каждом этапе различны. Их цели и содержания зависят от поставленных учителем учебных задач и усложняются по мере усвоения и усложнения изучаемого материала. Чтобы данный вид обучения оставался максимально эффективным, а также не терялся интерес учащихся, преподавателю необходимо вносить максимальное разнообразие как в сами задания, так и в виды контроля понимания изучаемого материала.
М. Алан предлагает разбивать видеоматериалы на фрагменты, проводя работу с каждым фрагментом отдельно, в зависимости от поставленных целей, индивидуальных потребностей обучаемых.
При работе с видеоматериалами необходимо иметь четкое представление не только об их функциональных возможностях, но и ограничениях, соизмерять использование видеоматериалов с реализацией конкретной цели урока. Использование видео в учебной аудитории предполагает функционирование широкого диапазона материалов, которые, в совокупности с определенным комплексом упражнений, призваны реализовать ту или иную учебную задачу, исследуя взаимодействия и взаимовлияния различных культур.
Приведем пример работы над англоязычным видеоматериалом.
Цель урока: формирование навыков устной речи (монологических и диалогических высказываний) на основе видео.
Задачи урока: использование видеоматериалов как средства повышения результативности обучения; закрепление и практическое применение новой лексики в различных (реальных и воображаемых) ситуациях общения; расширение словарного запаса учащихся.
Текст для видеоматериала (отрывок) :
Southern Russia. Lake — Manych-Gudilo. Earlier morning is the best time for setting out for this small island from the mainland. This is because gale force winds blow here throughout the rest of the day. Dr. Vladimir Kuzmin — a biologist — is going to the deserted island of Vodny — the lakes most mysterious feature. It is couched in incredible legends and is the custodian of many secrets. When and how it became home to a herd of horses? Is unclear. Because of its population of noble beasts Vodny has seen been called Mustang Island. Today it is part of Europe’s only Nature Reserve in the steppe. Dr. Kuzmin hopes to be able to get close to the Mustangs, to see how these feral descedants of domesticated horses live in the wild. Manych-Gudilo — is one of the longest lakes with a high concentration of sault. It stretches all the way from the Russian plane to the Caucasus Mountains. There are no freshwater reservoirs rivers or springs on Vodny Island because of the salinity of the soil. Consequently, there no trees or shrubs there either. The island is overgrown with low grass.
1. Преддемонстрационный этап . Подготовка к тематике текста: Урок начинается с беседы учителя по теме документального видео клипа «Island of wild horses».
Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться, о чём будет фильм. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма. Трудные для понимания слова записываются на доске, выписываются в рабочую тетрадь и проговариваются несколько раз. На данном этапе происходит введение темы занятия:
herd of horses — табун лошадей
nature reserve — природный заповедник
mustang — мустанг
deserted island — пустынный остров
scorching heat — палящая жара
drought — засуха
to roam — бродить
steppe — степь
dilapidated cabin — ветхая сторожка
moist grass — влажная трава
enemy — враг
colt — жеребенок
2. Демонстрационный этап . Перед просмотром видеоролика учащиеся получают целевые установки: услышать информацию, представленную в таблице; обратить внимание на информацию, заключенную в вопросах.
1) Watch and complete the table:
Place |
|
Location |
|
Habitants |
|
The reason why the trees don’t grow there |
2) Watch and answer the questions:
— Who is Dr. Vladimir Kuzmin?
— Where is the lake Manych-Gudilo?
— When and how the island became home to a herd of horses?
— Where do horses find drinkable water?
— What is their attitude towards people?
Ученики читают и переводят вопросы.
После проверки понимания заданий включается видеоклип. Затем, после первичного просмотра ученики выполняют задания.
3. Последемонстрационный этап . Перед повторным просмотром целевые установки детализируют информацию (как? какой? ит.п.)
— What’s the weather like in the summer?
— How does the biologist understand that the horses are nearby?
— What is the explanation of how the horses came to the island?
Далее дети читают и вставляют необходимые фразы вместо пропусков.
The nickname of the biologist is___________ because____________.
____________ is the only building on the island.
All he needs in the steppe is ____________ and ____________.
In the morning the weather is ____________.
In the morning horses feed on ____________.
Mustangs there have no enemies because ____________.
В заключительной части учащиеся выражают свое мнение о фильме.
I think that this film about...
In my opinion the film...
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Но работа с видеоматериалами на уроках иностранного языка не может и не должна быть не эффективной для учащихся. В конечном счете использование видеоматериалов на уроках иностранного языка является «одной из возможностей формирования ‘лингвистически интересной личности’, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне» [2, с. 9].
Литература:
- АндреасянИ. М. Практический курс методики преподавания иностранных языков. — Минск, 2009.– 306 с.
- Безус С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Пятигорск, 2004. — 21 с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия ИЦ, 2008. — 351 с.
- Каменецкая Н. П., Мятова М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе, 2006. — № 4. –151 с.
- GordonT. Teaching Young Children a Second Language. Eds. Fromberg, D.P. and Leslie R. Williams. — London: Praeger, 2006. — 232 p.
- Allan M. Teaching English with Video. Longman, 2001, 117 с.