В статье рассматриваются некоторые аспекты стандартизации в сфере обязательного подтверждения соответствия бетонных смесей.
Ключевые слова: бетонная смесь, правила декларирования, национальный стандарт.
На протяжении довольно длительного периода профессиональное сообщество пытается сопротивляться попыткам определенного круга лиц через стандартизацию навязать избыточное администрирование сферы производства бетонных смесей [1, 2]. К сожалению, не всегда действия заинтересованных сторон можно признать успешными. К примеру, усилиями представителей Северо-Западного территориального отделения РААСН, СПбГАСУ, ООО «ГК Девиз», ООО «ЛИДЕР Бетон», ООО «ЛСР. Бетон», ООО «РБУ «Трест» удалось перенести дату введения в действие с 01.01.2021 г. на 01.01.2022 г. ГОСТ Р 58763–2019 «Правила декларирования соответствия смесей и растворов строительных», что отражено в приказе Росстандарта от 24.03.2020 № 150-ст. Однако, по существу, данный национальный стандарт должен быть коренным образом переработан, но руководство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с подачи ТК 079 «Оценка соответствия» приняло половинчатое решение: не отменять принятый стандарт, не вносить в него существенные изменения, а всего лишь перенести дату введения.
Приведем аргументы, почему в данном виде ГОСТ Р 58763 не может действовать на территории РФ.
В настоящее время в рамках действия постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» принятие декларации соответствия на бетонные смеси возможно в том числе и на основе собственных доказательственных материалов, что, между прочим, закреплено в ГОСТ Р 54008–2010 (п. 4.3, приложение А) и ГОСТ Р 56532–2015 (пп. 4.2.5, 5.1.1). Помимо этого, в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Также в статье 24 184-ФЗ раскрываются детали декларирования на основе собственных доказательств. Однако положения ГОСТ Р 58763–2019, вступая в прямое противоречие с 184-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 982, ГОСТ Р 54008–2010 и ГОСТ Р 56532–2015, ограничивают заявителя в вопросе выбора пути формирования доказательств. Положения ГОСТ Р 58763–2019 навязывает привлечение исключительно аккредитованных лабораторий (см. п. 3.5), что однозначно приводит к сужению права участников гражданско-правовых отношений в части запрета принятия декларации о соответствии на основе собственных доказательственных материалов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» «заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия». Согласно п. 3.5 ГОСТ Р 54008–2010 и п. 3.1, п. 5.1.2 ГОСТ Р 56532–2015 заявителем является юридическое лицо или физическое лицо (в качестве индивидуального предпринимателя). Однако, вступая в противоречие с 184-ФЗ и ранее принятыми ГОСТ Р 54008–2010 и ГОСТ Р 56532–2015, положениями ГОСТ Р 58763–2019 накладывается ограничение на круг заявителей, так, согласно п. 2.1 ГОСТ Р 58763–2019 заявителем может выступать исключительно юридическое лицо. Снова можно констатировать, что происходит сужение права участников гражданско-правовых отношений в части запрета принятия декларации о соответствии физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно 184-ФЗ «О техническом регулировании» срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. В РФ в настоящее время отсутствует технических регламент, действие которого в том числе распространялось бы и на смеси бетонные. В этом случае можно применить положения ранее принятого ГОСТ Р 56532–2015, в пункте 5.2.5.4 которого указано, что срок действия декларации о соответствии определяется заявителем и не должен превышать пяти лет. Однако, вступая в противоречия с ГОСТ Р 56532–2015, пунктом 4.9 ГОСТ Р 58763–2019 устанавливается дифференцированный срок действия для однородной продукции: срок действия декларации о соответствии для сухих строительных смесей не должен превышать трех лет, для остальной продукции (читай — смеси растворные и бетонные) — не более года. В этом случае усматривается дискриминационный допуск на рынок (и в том числе сужение права участников гражданско-правовых отношений и нарушение антимонопольного законодательства) в части установления дифференцированного срока действия декларации о соответствии для однородной продукции, что противоречит общим принципам технического регулирования, закрепленным в 184-ФЗ (в том числе с учетом того, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципа уменьшения затрат заявителя).
В завершении можно привести еще один довод против действия рассматриваемого стандарта. Так, в области применения ГОСТ Р 58763–2019 говорится о том, что стандарт устанавливает порядок проведения работ по обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Но ГОСТ Р 58763–2019 не содержит ни одной нормативной ссылки на семейство стандартов на бетоны и бетонные смеси, что однозначным образом не дает возможности определить конкретный порядок декларирования соответствия смесей бетонных. В этой связи изготовитель или продавец реально не сможет руководствоваться вводимым в действия с 01 января 2022 года ГОСТ Р 58763–2019, потому как в нем не содержится никаких конкретных положений, позволяющих четко и однозначно выполнить этапы декларирования.
Литература:
- Пухаренко Ю. В., Староверов В. Д., Герасименко А. А. Проблемы декларирования соответствия бетонных смесей // Технологии бетонов. 2019. № 11–12 (160–161). С 49–52.
- На «бетонной» конференции говорили о смесях, контрафакте и заложенных ГОСТами «бомбах» [Электронный ресурс]: http://ancb.ru/publication/read/8694.