В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, безопасность, дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, ЮИД, ГИБДД.
Безопасность жизни и деятельности — насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Безопасность ребенка на улице, на дорогах зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее «ФГОС ДО») определены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. [2] Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Данные задачи могут реализоваться в процессе ознакомления дошкольников с основами безопасности на дорогах.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие концепции безопасного поведения (Ю. А. Александров, Л. И. Спивак, О. С. Лобастов, Б. П. Щукин и др.), проблема компетентности педагогов по вопросам безопасности (И. Н. Асаева, А. А. Реан, В. В. Сериков, В. А. Сластенин).
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной дошкольной педагогике отдельно не исследовались. Но имеются отдельные аспекты данного вопроса: идеи и исследования о формировании личности ребенка дошкольного возраста и влияния среды на формирование личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец); педагогические концепции детства (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн), вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста (Л. П. Анастасовой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.). [1] Но формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на дороге исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к обучению дошкольников правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОО), что предполагает актуальность исследования на научно-методическом уровне. Это и определило тему нашей работы «Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена рядом противоречий между:
– социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и недостаточностью теоретического обоснования данного вопроса;
– требованием практики к научно-методическому обеспечению исследования процесса формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста и отсутствием разработанных методических рекомендаций по обучению дошкольников правилам дорожного движения на основе сетевого взаимодействия с ГИБДД;
– определенной в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и не разработанностью методики формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста на основе сетевого взаимодействия с ГИБДД.
Выделенные противоречия позволили обозначить проблему исследования: при каких педагогических условиях обеспечивается формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования — на теоретическом и практическом уровнях решить задачу формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста через построение и верификацию модели сетевого взаимодействия ДОО и ГИБДД.
Предполагаем, что процесс формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста будет успешной в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:
– построение образовательной деятельности на основе технологии самостоятельного открытия детьми нового знания; представлена иерархической последовательностью действий:
– разработана и внедрена модель, формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста на основе сетевого взаимодействия ДОО и ГИБДД;
– выстроена и обогащена развивающая предметно-пространственная среда ДОО, направленная на формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста.
Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагают уменьшение регламентации действий воспитанников со стороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребенок вправе самостоятельно принять решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве с другими детьми или взрослыми, а также о месте реализации своего намеченного плана. Такое право самоопределения в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, дает ребенку опыт в приобретении социальных контактов, умение договариваться в ходе деятельности, а также умении управлять действиями других участников для достижения результата.
Приняв все это во внимание, педагогический коллектив ДОО счел своевременным и необходимым создание отряда юных инспекторов движения (далее ЮИД). Отряд юных инспекторов движения — добровольное объединение дошкольников, которые создаются в целях применения усвоенных ими знаний Правил дорожного движения (ПДД); воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры участника дорожного движения,
профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников и детей младшего дошкольного возраста.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах, с применением доступных методов и форм работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии, может предположить следующие результаты:
– положительная динамика уровней формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста
– создание развивающей пространственно-развивающей среды ДОО, способствующая формированию основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста
– разработка и реализация сетевого взаимодействия ДОО с ГИБДД
– научно-методическое обеспечение процесса формирования основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста базирующая на интерактивном методе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
– электронная база данных по проблеме исследования (картотеки, конспекты мероприятий участников опытно-экспериментальной деятельности).
Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Литература:
- Программа «Детство». Авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. — 35 с.
- Федеральный закон об образовании, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//Российская газета. — 2013. — 25 ноября.