В статье рассмотрена проблема развития системы дополнительного профессионального образования. В ходе анализа специальной литературы по проблеме было установлено, что знания, технологии сегодня обновляются с большой скоростью, вследствие чего процесс обучения, профессионального совершенствования специалиста должен продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый специалист должен осознавать невозможность получения к началу профессиональной деятельности образования, достаточного для работы в течение всех последующих лет.
Ключевые слова: профессиональное образование, принцип непрерывности образования, дополнительное профессиональное образование, направление развития образования.
Принцип непрерывности образования реализуется в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Являясь перспективным направлением развития образования не только в нашей стране, но и во всем мире, ДПО делает возможным использование разных технологий и форм образования на различных уровнях подготовки, обеспечивает выстраивание индивидуального гибкого образовательного маршрута, реализацию в наивысшей мере принципа образования «через всю жизнь» [2].
В соответствии с имеющимися, на сегодняшний день, данными, достаточно интенсивное технологическое развитие каждые три-пять лет почти вдвое увеличивает общий объем информации, ежегодно обновляет 5–10 % теоретических и до 20 % практических знаний. В таких условиях ДПО способствует развитию профессиональной культуры, росту востребованности специалиста [1].
В соответствии с рядом мнений исследователей, дополнительное профессиональное образование являет собой такой вид образования, который предполагает личностное и профессиональное совершенствование человека в постдипломный период его деятельности на протяжении всей жизни [5].
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. гласит, что ДПО направлено на удовлетворение образовательных, профессиональных потребностей, профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации человека постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности [3].
Системе ДПО в России на текущий момент присущи следующие качества:
− адаптивный и прогностический характер;
− развитие на теоретической базе, практическом опыте;
− формирование способности личности к саморегуляции и самоорганизации;
− углубление ролевых знаний;
− обучение друг друга всеми субъектами образовательного процесса.
Главным направлением реализации программ ДПО сегодня является развитие у слушателей навыков открытия имеющегося у них знания, формирования собственных представлений относительно путей разрешения возможных профессиональных проблем. Следовательно, принимая во внимание новое понимание представления системы ДПО, миссия организаций, подразделений этой системы, состоит в создании открытого образовательного пространства, которое способствует самореализации, осознанному самоопределению взрослого обучающегося в соответствии с его интересами, потребностями, образовательными установками, пространства, ориентированного на создание лучших условий для достижения слушателем социальной успешности в открытом, трансформирующемся мире [4].
Образ ДПО на сегодняшний день — это открытое, конкурентоспособное, авторитетное образовательное пространство, организации, подразделения которого предоставляет обучающемуся актуальное, качественное образование, которое соответствует всем требованиям профессиональных стандартов и работодателей.
В ДПО сейчас стараются привлекать высокопрофессиональные творческие педагогические кадры, методически и психологически готовые работать с людьми, нацеленные на использование интерактивных образовательных стратегий.
В России в системе ДПО созданы условия для продуктивной реализации личности: современное постпрограммное обеспечение, материально-техническая база, пространственно-предметная среда и пр.
Основной проблемой современного ДПО является не столько усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а проблема получения, создания, производства знания, которого еще нет, но уже назрела.
Невзирая на то, что в современном обществе, когда с каждым днем усложняются социальные и профессиональные функции, общие требования к новым знаниям и умениям специалистов возрастают, неоднозначное отношение в обществе к повышению квалификации — это еще одна проблема дополнительного профессионального образования. Достаточно большая часть специалистов, а иногда и руководителей различного профиля не испытывают потребности в регулярном обновлении знаний, повышение квалификации рассматривается ими как необходимая формальность. Специалист в процессе обучения получает значительные конкурентные преимущества: расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации; повышение удовлетворенности своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности. Повышение квалификации сотрудников организаций в современном мире должно стать неотъемлемой частью менеджмента организации. Грамотный руководитель организации должен быть заинтересован в постоянном повышении квалификации своих сотрудников, в связи с этим очень важным аспектом является переподготовка или повышение квалификации руководителей по программам в области менеджмента.
Таким образом, система ДПО играет огромную роль в обеспечении организаций высококвалифицированными кадрами, помогает решать важные задачи в области актуализации профессиональной компетентности специалистов, совершенствования образовательного процесса.
Литература:
- Баширова, З. Г. Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 1 (16). — С. 10–14.
- Бондаренко О. В., Кудрякова Н. В. Развитие системы дополнительного профессионального образования в техническом вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. — Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27735.
- Жилина, А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» / А. И. Жилина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2014. — № 2. — С.56–68.
- Тарханова, И. Ю. Дополнительное профессиональное образование взрослых в контексте социального заказа // Вестник ВятГУ. — 2014. — № 9. — С. 161–165.
- Ярош, М. А. Дополнительное педагогическое образование как составляющая системы непрерывного профессионального образования: сущность и перспективы развития [Электронный ресурс] // Крымский научный вестник. — 2016. — № 5. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-pedagogicheskoe-obrazovanie-kak-sostavlyayuschaya-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-suschnost-i.