Ключевые слова: музыка, музыкальное воспитание, творческое развитие, условия музыкального образования, музыка в образовании.
Важным этапом подготовки ребенка к жизни в обществе является дошкольное детство. Данный период включает в себя физическое и психическое развитие ребенка, закладывание необходимых качеств личности для его успешной самореализации и самоактуализации [8].
Задача по развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка прописана в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Данная задача является актуальной в связи с тем, что система дошкольного образования уделяет большое значение в создании условий для его реализации [10].
Актуальность данной проблемы объясняется тем фактором, что современное общество все больше нуждается в креативных личностях, способных мыслить нестандартно и находить необычные пути решения конфликтов [6]. Это связано, прежде всего, с тем, что количество информации растет все быстрее и быстрее, и необходимо увеличить скорость ее восприятия. В таком случае человек становится субъектом восприятия количественных информаций, что способствует его существованию в современном обществе. При таком стечении обстоятельств, у человека снижаются потребности и возможности в формировании нравственной и эстетической культуры [8]. Существуют пути развития творческих личностей, и одним из них является музыкальное воспитание. Стоит определить понятия творчество и способности. Творчество является процессом, в ходе которого создается нечто новое на основе имеющегося опыта знаний и умений. Способность — это индивидуальные особенности личности [1].
Многие исследования в области психологии и педагогики свидетельствуют о том, что дошкольный период является наиболее подходящим временем для развития творческого потенциала ребенка. Об этом писали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и другие. По их мнению, в этот период дети воспринимают мир эмоционально и ярко, видят окружающий мир во всей ее действительности.
В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность [4].
Объектом исследования является развитие творческих способностей старших дошкольников.
Предмет исследования — музыкальное воспитание при влиянии на развитие творческих способностей у дошкольников.
Цель исследовательской работы заключается в выявлении влияния музыкального воспитания при развитии творческих способностей старших дошкольников.
Задачи, выдвинутые нами для достижения данной цели, следующие:
- Ознакомиться с литературой по данной теме.
- Выявить роль музыки при развитии творчества.
- Подобрать нужные методики для проведения исследования.
- Корректно интерпретировать данные исследования.
- Сделать общие выводы.
Искусство является средством раскрытия творческих способностей детей, служит средством формирования индивида [12].
Про взаимосвязь музыки и человека писал сам Пифагор. Он сравнивал жизнь человека с оркестром, где каждой личности отведена своя роль в жизни, как и музыканту в оркестре [5 с.15]. В течение всех истории изучением музыки и его влиянием на личность занимались многие ученые. Приведем в пример работу немецкого музыканта-теоретика Атаназиуса Кирхера, где говорится, что темперамент является первопричиной при формировании музыкального вкуса человека. По его мнению, холерики и сангвиники предпочитают ритмичную, возбуждающую, меланхолики любят спокойную серьезную музыку, а флегматиков привлекают высокие ноты. [9]
В ходе исторического развития проводится большое количество исследований на тему музыкального воздействия на человека. Исследователи затрагивают новые направления влияния музыки. Работа И. Р. Тарханова «О влиянии музыки на человеческий организм» передает мысль автора, что музыка отражает мысли человека и расширяет ее власть над ним. Затронув психическое состояние человека путем музыкального воздействия, можем вспомнить исследования Б. Г. Ананьева. Результатом его исследования является вывод о том, что музыка может выступать регулятором поведения человека. Про влияние музыки на функции мозга и умственную деятельность можем узнать из исследований Н. Н. Захаровой и В. М. Авдеевой. Данные свидетельствовали о том, что при прослушивании определенных музыкальных произведений, происходили изменения ЭЭГ, про которую говорила активность коры головного мозга [3].
Таким образом, помимо влияния на психологическую составляющую человека, музыка имеет отношение и на физиологическое состояние. Об этом писал один из ученых В. И. Бехтерев в своей работе «Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки». В своей статье он уделил особое внимание ритмике, которая, по его мнению, позволяла убыстрить пульс или его замедлить, тем самым повлияв на состояние удовольствия [6].
Музыкальное воспитание оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников [4].
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнет это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности. Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребенок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нем раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения [4].
В своей работе Питенко С. В. выделяет структуру творческих способностей П. Торренса. Она заключается в воображении, дивергентном мышлении и конвергентном мышлении. Определяются понятия воображение и мышление. Для них характерно:
- Беглость (способность находить большее количество идей).
- Гибкость (способность высказывать идеи).
- Оригинальность (способность находить нестандартные идеи).
- Разработанность (способность разрабатывать свою идею).
Согласно программе дошкольного образования музыкальная деятельность включена в образовательную область «Искусство», раздел — эстетическое развитие. Музыкальное воспитание направлено на развитие эмоциональной сферы, формирование основ музыкальной культуры, воспитание эстетической культуры, творческого и ценностного отношения к музыкальной деятельности [8].
При работе над музыкальным произведением с ребенком, педагогу важно сформировать определенное отношение к содержанию у обучающегося. Это происходит с учетом предпочтений самого ребенка, его особенностями восприятия.
Развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры. Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как «слушание музыки», в ходе которого дети знакомятся с музыкальным произведением [2, с.15].
Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру [9].
Таким образом, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств [9].
Литература:
- Андриади И. П. Педагогический словарь: словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. М.: ИНФРА-М, 2018. 224 с.
- Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. — М.: Инфра-М, 2014. — 146 с.
- Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т. 2. Вып. 5. С. 915–929.
- Кожевникова А. М. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыки //. — 2017г. — URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2bc79a4d43a88421216d26_0.html (дата обращения: 17.05.2020).
- Лосев А. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С. 15.
- Михасёва Е. А. Музыка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Михасёва // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования. — 2018г. — С. 341–345.
- Музыка и воспитание / сост. Т. Е. Заводова. — Мн.: Красико-Принт, — 2010. — 124 с.
- Питенко С. В., Кастуева В. А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально — театрализованной деятельности / С. В. Питенко, В. А. Кастуева // Международный журнал экспериментального образования. — № 6. — 2019г. — С. 27–31
- Рахимова Э. Г. Методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения //. — 2017г. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe zanyatie/2018/02/06/metodika-raboty-po-vospriyatiyu-detmi-muzyki (дата обращения: 17.05.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Изд. «Центр педагогического образования», 2013. 32 с.
- Шестаков В. П. От этноса к аффекту. М., 1975. С. 195.
- Шутова Н. В. Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность / Н. В. Шутова // Вестник Санкт-Петербургского университета. — № 3. — 2009г.