Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 26.06.2020

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72098/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования, правополушарное рисование, пластилинография, младший школьник.

Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Аристотель

Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной функции обучающихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится формированию творческого потенциала каждого ребенка. Одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование.

Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства. Яркие краски вносят разнообразие в жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Кроме того, занятия живописью — это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

В своей работе мы часто используем различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Нетрадиционное рисование играет также важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Существует множество видов нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками, кляксами, ватными дисками, с помощью шерстяной нитки, зубочистки, мятой бумаги, поролона, зубной щетки, марли, пленки и др). Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Самый простой способ нестандартного рисования, которые использовали со своими учениками, — это рисование ватными палочками (рис 2). Данный прием развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка.

Однако больший восторг у наших учеников вызывает правополушарное рисование. Эта техника основана на теории американского невролога Р. Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают совершенно за разные виды деятельности. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь — все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правового и левого полушария.

Правополушарное рисование позволяет развивать инициативность, способность легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, стирает барьеры «я не смогу», «у меня не получится». Рисунки в таком решении практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха. Для работы в этой технике нужны гуашь, водя, сухая тряпочка, но главное — кисти разных размеров.

Особенность правополушарного рисования в том, что необходимо сначала «загрунтовать» лист бумаги. Со своими учениками мы первоначально покрывали альбомный лист гуашевой краской (обязательно с детьми под лист подкладывали основу из простой бумаги). Затем для создания фона ставили цветные точки по всему листу. Например, если рисовали осеннюю картину, то больше использовали желтые, красные цвета, добавляли немного коричневого, чтобы получить фон «золотой осени»; если изображали морской пейзаж — тогда использовали синие, желтые, зеленые краски. У одних ребят море имело голубовато-бирюзовый оттенок, у других — темно-зеленый. После этого набирали на кисточку белую или цветную краску и растушевывали по всему листу (во время работы говорили детям, что можно спокойно выходить за границы листа, т. к. мы подкладывали основу из простой бумаги). Когда фон высыхал, прорисовывали отдельные детали кисточками меньшего размера уже в соответствии с задуманным сюжетом (рис. 3). Формированию художественного вкуса способствовала также встреча с местным художником Хирса Андреем Анатольевичем, которого приглашали на классные часы и уроки изобразительного искусства.

Другим увлекательным занятием для наших четвероклассников стала пластилиновая живопись. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем. Благодаря такому приему была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Пластилинография — это в первую очередь такой вид искусства, который соединяет в себе жанры объемного изображения и плоскую живопись.

Конечно, главным инструментом при рисовании пластилином являются руки художника, однако, на сегодняшний день, существует большое разнообразие и других вспомогательных инструментов, одними из них является использование одноразовых медицинские шприцов без игл. С их помощью можно не только детализировать и сделать более выразительными части предмета, но и получить большое количество одинаковых предметов картины.

Ученые доказали, что речь и интеллект ребенка зависит от развития мелкой моторики. Пластилинография влияет на развитие рук. Ведь занимаясь «рисованием из пластилина», младший школьник размазывает пластилин по поверхности, отщипывает небольшие кусочки от целого куска, разминает его, смешивает пластилин разных цветов, раскатывает кусочки пластилина в шарики, колбаски. Все эти движения обеспечивают достаточно хорошую нагрузку детским пальчикам и ладошкам.

Примером рисования с использованием шприца является изготовление травы, веток или паутин, чтобы их сделать, необходимо: раскатать часть пластилина в колбаску, протолкнуть раскатанный материал в шприц, лишний пластилин необходимо отрезать стеком, закрыть с помощью поршня шприц и опустить его содержимое в теплую воду. Теплый материал необходимо выдавить на рабочую поверхность «длинными нитями» и начинать выкладывать картинку (Рис. 1). Такой метод пластилиновой живописи из шприца не оставляет равнодушным даже самого требовательного ребенка.

Таким образом, для развития творчества и систематизации знаний детей мы стараемся учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения; развивать эстетические чувства, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать; учить видеть и понимать красоту многоцветного мира; формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования; воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и самостоятельно.

В заключении хочется отметить, что, осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми — нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нестандартные методы, применяемые нами в организации занятий, вызывают у детей желание рисовать, способствует проявлению любознательности, одаренности, продуктивности, потенциала. Кроме того, мы считаем, что при таком подходе младшие школьники становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными в своих силах и способностях.

Нетрадиционные техники рисования с обучающимися МОУ «СОШ № 2 с УИОП» г Валуйки Белгородской области.

Пластилинография Пластилинография

Рис. 1.Пластилинография

Рисование ватными палочками

Рис. 2. Рисование ватными палочками

Встреча с местным художником Хирса А. А.

Рис. 3. Встреча с местным художником Хирса А. А.

Правополушарное рисование

Рис. 4. Правополушарное рисование

Основные термины (генерируются автоматически): левое полушарие, нетрадиционная техника рисования, ребенок, рисование, местный художник, младший школьник, пластилиновая живопись, простая бумага, развитие, способность.


Похожие статьи

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Методы и приемы преподавания географии по обновленному содержанию образования

В данной статье изложены особенности преподавания географии через обновленную систему образования и применяемые в ней методы.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку

В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Похожие статьи

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Методы и приемы преподавания географии по обновленному содержанию образования

В данной статье изложены особенности преподавания географии через обновленную систему образования и применяемые в ней методы.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку

В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Задать вопрос