Школа — одна из первых общественных организаций, с которыми сталкивается ребенок. Система отношений, которая существует в школе, усваивается учеником и программирует его дальнейшее поведение в обществе.
Чтобы успешно обучаться в школе, нужно психически быть к этому готовым. Готовность к обучению в средней школе оценивается по следующим показателям: школьная мотивация, словарный запас, интеллектуальное развитие, социально-личностная зрелость. Очень часто процесс перехода из начальной школы в среднюю протекает болезненно. Как смягчить болезненность этого периода? Что такое адаптационный период? Как строить учителю свою работу с пятиклассниками? Ответы на эти вопросы очень важны.
Чтобы адаптационный период прошел успешно, нужно прежде всего читывать интересы ребенка, а потом — задачи учебного процесса. В это время некоторые дети становятся неуспешными. Причины неуспешности могут быть самыми разными, и у каждого ребенка они свои. Одной из причин неуспешного учения может быть дезадаптация ребенка. У пятиклассников изменилось социальное окружение (новые учителя), система деятельности(учебная ситуация новой ступени образования).Ситуация новизны для любого человека является тревожной. Ребенок тем более переживает эмоциональный дискомфорт. Такое напряжение может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Переход из начальной школы в 5 класс совершенно справедливо называют кризисным. Происхождение этого кризиса можно назвать организационно-педагогическим. Нестыковка программ и систем педагогических требований начальной и средней школы, неоправданно резкий переход из одной социальной ситуации в другую — вот его основные причины.
Цель начальной школы состоит в том, чтобы дать ребенку начальные школьные навыки. Средняя школа имеет другую цель: ввести ребенка в систему наук. Любая наука имеет определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Поэтому, чтобы воспринять внутреннюю логику любой науки, нужно обладать понятийным мышлением. Если у ребенка до средней школы не сформировано понятийное мышление, он очень быстро перестает понимать, о чем идет речь на уроке. Он пытается учить и пересказывать, но отвечать на вопросы не может.
Усиливается дезадаптация у тех детей, которые не научились учиться: они не умеют анализировать тексты, не понимают смысл прочитанного и, следовательно, им сложно самостоятельно осваивать новые знания. Ребенок все чаще становится неуспешным. Плюс к этому добавляется еще кризис подросткового возраста. Все это делает адаптационный период в 5 классе еще более сложным.
Но ребенок живет не только в школе. Самое важное, что закладывается в него, находится в семье. Школьника нельзя отрывать от семьи, ее традиций. И очень часто родители осложняют адаптацию ребенка к школе. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у ребенка потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Трудно адаптируются и дети из семей, где родители излишне заняты своими делами и уделяют мало времени ребенку. Также испытывают трудности при переходе в 5 класс и гиперопекаемые дети. Наиболее болезненным будет адаптационный период у детей, в семье которых практикуют физические наказания. Поэтому работу по сглаживанию острых углов адаптационного периода нужно проводить и с родителями. Например, родительские собрания, на которых родителям расскажут об особенностях подросткового периода, научат общению с их повзрослевшими детьми, объяснят причины изменившегося поведения. Большую роль в организации таких собраний играет школьный психолог.
Учителя, работающие в пятых классах, сталкиваются со множеством трудностей. Это и дисциплина на уроке, и неспособность детей планировать свою деятельность, правильно рассчитывать время, и неумение взаимодействовать друг с другом. Поэтому важно:
− вовлекать как можно больше учеников в работу. На уроке все должны иметь задание;
− контролировать темп урока;
− изначально установить необходимые правила и процедуры. Каждый учитель на своем первом уроке должен установить правила поведения и разнообразных процедур (например, как сдавать и раздавать тетради, как работать с доской, как отвечать с места и т. д.);
− четко объяснить критерии оценивания;
− развивать и укреплять мотивацию. Создать позитивное отношение к учению, стимулировать любознательность.
Таким образом, процесс адаптации обоюдный: учителю тоже предстоит поработать над собой, что-то изменить в своей привычной деятельности.
Специфика обучения в средней школе требует от учащихся сформированности учебных действий, интеллектуальных умений, навыков самостоятельной учебной работы. Если в начальной школе возможно освоение учебной программы за счет усидчивости и прилежания даже при относительно невысоком интеллектуальном развитии, то в средней школе это маловероятно. Не случайно часть даже высокомотивированных детей, заинтересованных в учебных успехах, оказывается не в состоянии сохранить в средней школе уровень успеваемости, демонстрируемый в начальных классах. Различие между детьми, у которых учебные успехи базируются на высоком уровне интеллектуального развития, и теми, кто компенсирует средние интеллектуальные возможности дополнительными усилиями и прилежанием, хорошо чувствуют опытные педагоги. Они достаточно точно различают «настоящих отличников», способных сохранить высокие учебные достижения до окончания средней школы, и тех, кому отличные успехи доступны только в начальной школе.
Одним из признаков эффективности образовательной системы является ее способность учитывать индивидуальное своеобразие психического развития учащихся. Поэтому учитель должен ежегодно пересматривать свою систему работы и «подстраивать» ее под индивидуальные особенности детей данного класса.
Рекомендации для облегчения адаптационного периода:
- Классному руководителю выступить на заседаниях методических объединений разных направлений с рассказом об особенностях детей.
- Проводить индивидуальные беседы с родителями об особенностях поведения детей.
- Учитывая особенности подросткового возраста, при работе с пятиклассниками необходимо:
а) исключить в общении с детьми низкие ожидания, худшие опасения, негативные оценки. Оказывать детям аванс доверия, верить, что они могут быть лучше;
б) создавать в классе атмосферу психологического комфорта, поддержки, взаимопонимания;
в) оценивая работу, давать соответствующие пояснения;
г) обучать детей единым принципам оценки, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке;
д) не сравнивать детей между собой, не призывать брать пример с отличников, ориентировать учащихся на личные достижения;
е) поощрять малейшее продвижение в учении слабых, но старательных детей. Замечать успехи, изменения в поведении.
- Проводить физминутки.
- Речь учителя должна быть интересной, эмоциональной, образной и соответствовать возрастным особенностям.
Адаптационный период при переходе в среднюю школу неизбежен. Только усилиями педагогов, психолога и родителей можно сделать его менее травматичным для ребенка.
Литература:
- Амонашвили И. А. Обучение, оценка, отметка. М, 1980
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1991
- Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М,1982
- Переход из 3 в 5 класс: преодолеем кризис. ПГ 1/88, январь 2003
- Скороходова Н. Ю. Психология ведения урока. С.- Петербург, 2002