В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного направления. Раскрывается педагогический аспект театрализованных представлений в контексте межнациональных связей.
Ключевые слова: театрализованное представление, значительная мера, массовое действо, педагогическая деятельность, педагогический аспект, педагогический метод.
Современный прогресс, диктующий вектор социологических, экономических, политических, а также и культурных изменений (на фоне общечеловеческой безграмотности), ставит перед нами ряд задач, требующих скорейшего разрешения, таких как: нетерпимость, ксенофобия, сексизм, грубый национализм и других.
Одна из причин подобных явлений — «дефицит культуры», культурологического познания как своего народа, так и других, что наиболее ярко отражается на фоне обострившейся ситуации геополитических и межнациональных связей. Радикальное разделение мирового сообщества лишь подчёркивает несостоятельность её методов в установлении высокоразвитого, мультинационального общества.
Таким образом, феномен межнациональных связей, в контексте существующего мироразделения, выступает как важнейшее системообразующее звено в многополярном устройстве социума.
Наилучшим путём установления продуктивных межкультурных коммуникаций является культурное сотрудничество представителей различных народов. Ввиду культурного аспекта, как исключительно нравственной составляющей личности, такое сотрудничество позволяет охватить максимально широкий круг общественности вне зависимости от социальной принадлежности, что выгодно отличает его от всех иных видов коммуникативной связи.
В данной научной работе педагогический аспект рассматривается вслед за П. Ф. Каптеревым, как фундаментальный проводник духовной и нравственно-этической основы общества: «Педагогический процесс, есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в меру ее сил, сообразно социальному идеалу» [1].
Культура как один из факторов продуктивной коммуникации национальных культур, по мнению М. Шибаевой, носит проблемный характер в силу ряда причин: «Если рассматривать суть и перспективность межкультурного диалога через призму известной и, на мой взгляд, не устаревшей формулы Гегеля «общее — особенное — единичное», то явной становится такая причина затруднённости плодотворного освоения «другого» опыта, как факт несовпадения семантики своей и другой культур» [2].
Такие эстетические формы межнациональных связей, как фестивали и конкурсы, художественные выставки и биеннале, совместные гастроли, театральные постановки и праздники в значительной мере дополняют специфику межнациональной коммуникации, позволяя лучше понять особенности инонационального опыта, общих ценностей и взглядов, и, как следствие, являются прекрасными педагогическими механизмами. Поскольку социокультурное воспитание общества зачастую является весьма затруднительным, ввиду нежелания его меняться, считаем, что ключ к решению возникшей проблемы необходимо искать глубоко, в психологии поведения масс.
На протяжении всей истории человечеству неизменно сопутствует праздник, ритуал, театрализованное представление, то, что по природе своей присуще каждому из нас вне зависимости от нации, пола, возраста. Через театрализованное действо человек способен пройти условный обряд перерождения, духовного очищения, путём коллективно-бессознательного ощутить экстаз единения, прикоснуться к реально несуществующему, что отлично просматривается на примере божественной литургии.
Потенциал театрализованного представления, в том числе праздника и фестиваля, не раз показывал себя способным в корне менять представление современного общества о себе самом, так как принимая во внимание принципы коллективного бессознательного, массовое действо способно педагогическим методом программировать нравственные установки человека, создавая утопическое общество там, где его существование невозможно в принципе. Принимая во внимание принципы коллективного бессознательного, массовое действо способно педагогическим методом программировать нравственные установки человека, создавая утопическое общество там, где его существование невозможно в принципе.
Как ни странно, но сегодня универсальный потенциал праздника как правило ограничивается либо чисто развлекательной функцией, что находит отражение в формуле «концерт-салют», либо «парадно-нарративной», заведомо шаблонной, прямолинейной, исключающей парадокс, так как чаще всего является ответом на политический заказ. Неудивительно, что первый вид воспринимается чисто номинальным поводом отдыха, тем самым обесценивая сакральность события и даты. Второй же, ввиду своей регламентарности и резко очерченными границами несёт в себе эффект обезличивания зрителя, не предполагая участия его порой непредсказуемой индивидуальности.
Исходя из вышеизложенного, логичной видится постановка проблематики данного вида искусства, а именно незаинтересованность, а стало быть и неудовлетворённость потребителя, в первую очередь молодёжи, представляемым «контентом» (содержимое, информационное наполнение – Кембриджский словарь), ввиду недооценённости его эффективного педагогического аспекта.
Театрализованное представление — искусство больших людей, идей, способных не просто влиять, но формировать мировоззренческую парадигму всеединства (внутреннее органическое единство бытия как универсума). Построенное на особой семантике, оперируя множеством символов, является универсальным ключом к пониманию человеческой природы.
Имея под собой вполне реальную основу, праздник, как массовое событие, несет в себе также и практическое значение, так как совместно с фигурой режиссёра способен адекватно отвечать повестке дня, интерпретируя современную действительность посредством доступных зрителю образов и смыслов. Именно реальная нереальность происходящего действа требует от человека особого образа мышления, отказа от собственной идентичности в пользу карнавализации[1] происходящего, что в свою очередь качественно влияет на уровень познания им глубокой личностной проблематики.
Из изложенного выше, становится очевидным тот факт, что театрализованное представление, в понимании обычного человека, в значительной мере шире приписываемой ему сегодня развлекательной функции. Благодаря своей многозадачности, замешанной на синтезирующей основе сценического искусства, праздник в первую очередь является социально-педагогическим явлением, способным указать пути решения многих межнациональных конфликтов.
Анализ данной темы позволяет сделать вывод, что современная индустрия театрализованных представлений нуждается в срочном пересмотре как своего инструментария в частности, так и направления развития в целом. Опираясь на уникальный опыт прошлого, следует не забывать об эволюционном характере общества и следовать новым вызовам времени, что в свою очередь предоставляет обширное поле для экспериментов.
Литература:
- П. Ф. Каптерев «Педагогический процесс» — СПб., 1905 г., С. 51.
- М. М. Шибаева «Понимание инонациональной культуры как фактора диалогических отношений» 2016 г.
- П. М. Керженцев «Творческий театр», Пг, 1920.
- А. А. Рубб «Театрализованный тематический концерт. Конспект лекций», М.: Aprikt, 2005 г.
- The drama review V 15, № За (Т — 51), New York, 1971.
[1] Карнавализация - понятие, введённое в литературоведение Михаилом Бахтиным и означающее результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени.