В статье рассматриваетсяэффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: молодежь, двигательная активность, физическая культура, личность, здоровый образ жизни.
Коренные преобразования в нашей стране обуславливают актуальность дальнейшего развития государственной молодежной политики. Никто не должен стоять в стороне в очень важной работе по обеспечению мира и спокойствия в нашей стране, глубокого утверждения в обществе принципа: «Береги своих детей, свой дом, свою Родину как зеницу ока!». Первостепенное значение имеет развитие духовно-нравственного мира наших людей, особенно молодежи. Поэтому важнейшей задачей для нас является ее воспитание на основе идеи «От национального возрождения — к национальному прогрессу», в духе патриотизма, преданности Родине.
«Нам следует еще шире распространять здоровый образ жизни среди населения», — такое поручение 24 января 2020 г. в ходе ежегодного послания парламентариям и правительству Узбекистана дал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.
Физическое воспитание молодежи является как приоритетное направление государственной молодежной политики и обязательная составляющая образования всех уровней. Несмотря на то, что в разработанных разных государствах документах произведенные концептуальные основы и механизмы осуществления физического воспитания в системе высшего образования, современное состояние физического воспитания в высших учебных заведениях должна способствовать эффективному решению проблем уменьшения дефицита двигательной активности студентов, которая является одной из причин различных отклонений в состоянии здоровья студентов.
Проведенный анализ имеющихся литературных источников по исследуемой тематике показывает, что в новых социально-экономических условиях разрабатываются глубоко продуманные и широко разработанные научные базы по вопросам, касающихся возрождения интереса, прежде всего молодежи, к занятиям физической культурой и спортом. Но нормы и привычки, образцы социально одобряемого поведения, бытующие среди населения, имеют огромное значение как для научного осмысления процессов, происходящих, так и для практической работы. Социальная роль спорта как важного общественного явления раскрыто в трудах ученых. Вопросы регулирования в сфере физической культуры и спорта рассматриваются в трудах ученых.
Физическое воспитание в вузе должно базироваться на принципах индивидуального и личностного подхода, приоритета оздоровительной направленности, широкого использования различных средств и форм физического совершенствования, непрерывности этого процесса, учета региональных условий и тому подобное. Организационно-педагогическую основу физического воспитания студенческой молодежи в системе образования составляет предмет физическое воспитание. Он вводится как обязательный в вузах всех типов и форм собственности. Важными формами физического воспитания молодежи являются занятия в спортивных отделениях.
Физическое воспитание молодежи должно осуществляться в соответствии с типовой учебной программы для высших учебных заведений. Рабочая учебная программа по дисциплине физическое воспитание разрабатывается преподавателями кафедр соответствующего заведения. Обязательным условием всех программ является их ответственность государственным требованиям к физическому воспитанию, которые являются критериями его эффективности и качества.
Основная проблема физического воспитания, в вузе, заключается в необходимости достижения студентами оптимального двигательного режима. Это возможно только при условии эффективного использования объективных и субъективных факторов влияющих на личность студента. В этом случае, возможно, поддерживать на достаточно высоком уровне физическое состояние студентов, включая и состояние здоровья, и успешность.
Попытки использовать физическую культуру как средство оздоровления, создают лишь предпосылки для некоторой модернизации самого процесса формирования физического развития человека. Система физического воспитания студентов направлена сейчас только на решение проблем современности — сдачу контрольных и зачетных нормативов, что нацеливает на воспитание послушного исполнителя, ориентированного на соблюдение требований программы по физическому воспитанию.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях, регламентировано содержанием и объемом обязательных часов учебной программы. Ситуация в области физического воспитания студенческой молодежи должна соответствовать в полной мере мировым тенденциям, где здоровье занимает ведущее место среди жизненных ценностей молодежи, а занятия по физической культуре является важным инструментом ее реализации.
Более акцентировано внимание преподавателей на теоретических вопросах во время учебных занятий в вузах, усиление мотивации и ответственности студентов за свое здоровье, эффективное и интересное проведение учебных занятий будет способствовать формированию интереса к самостоятельным занятиям физической культурой во внеаудиторное время.
В разработанных государством документах произведенные механизмы осуществления физического воспитания, принципы, на которых должна строиться система физического воспитания студенчества является физическое воспитание в вузах, основанное на принципах индивидуального и личностного подхода, приоритета оздоровительной направленности, широком использовании различных средств и форм физического совершенствования, непрерывности этого процесса, учету региональных условий и тому подобное.
Однако, на государственном уровне должна существовать четкое понимание о том, что и как должно происходить в перспективе с такой учебной дисциплиной, как физическое воспитание и каким образом она может способствовать углублению интеграционных процессов в области международного образования.
Уровень физического состояния студентов высших учебных заведений по признакам физической подготовленности и состояния здоровья является высоким. Это обусловлено высокой мотивацией к занятиям физической культурой и соблюдения здорового образа жизни и эффективностью современной организации физического воспитания студентов, обеспечивает не только оздоровительных, но и развивающих воздействий.
Таким образом, физическая культура как учебный предмет высшего учебного заведения должна выполнять в полной мере своей важной функции — формирование действенного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, а значит, характеризуется рост интереса у большинства студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Литература:
- Козлов А. В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов. Воронеж, 2006.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Изд. центр «Физкультура и спорт», Москва. 1991 г.