В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.
Ключевые слова: дошкольный возраст ребенка, знание, воспитание, экономическое обучение, самостоятельность.
Интенсивное развитие современного общества, обусловленное научно-техническим прогрессом, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью формирования активной, творческой личности, способной к самостоятельному мышлению, оценке и действиям. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что наличие у ребенка знаний само по себе еще не определяет успешности обучения. Очень важно, чтобы ребенок умел самостоятельно их приобретать и применять. Поэтому главной целью учебно-воспитательного процесса должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для обеспечения их учебной деятельности, а именно: самостоятельности, инициативности, осведомленности, творческого самовыражения и тому подобное.
Переоценка принципов современного образования на каждом ее этапе требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения. Разделенные на отдельные звенья учебный процесс теряет единство, обязательно отражается как на формировании целостности гармоничного развития личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение преемственности образовательного процесса на всех уровнях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребенка. Преемственность в обучении трактуется как установление необходимой цели и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных этапах его изучения. Понятие преемственности характеризует также требования, которые предъявляются к знаниям и умениям воспитывающихся на каждом этапе обучения, форм, методов и приемов объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работы в процессе его усвоения.
Ученые представляют процесс обучения как единственный путь познания, где новые знания является результатом добавления к уже имеющимся, к ранее полученным. Преемственность в обучении — это процесс развития воспитывающихсяпутем осознания и взаимодействия старых и новых знаний, предварительного и полученного опыта. В процессе развития умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность применения ими ранее полученного опыта. Необходимыми условиями достижения преемственности в обучении психологически и методически обоснованное построение программ и учебников, соблюдение последовательности движения от простого к сложному в преподавании и организации самостоятельной работы воспитывающихся.
Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием была и остается одной из самых актуальных в современном обучении. Успехи дошкольного обучения существенно зависят от знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и активности ребенка. Особое значение сейчас приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Актуальность ее рассмотрения вызвана разрывом преемственности связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения.
Определенная роль при этом отводится изменению требований общества к качеству обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Думаем, это связано с возникновением образовательного пространства дошкольного образования. Именно это требует проведения планомерной, систематической работы усвоением детьми (в детском саду) экономических терминов, понятий в процессе изучения различных дисциплин.
Дошкольный возраст является таким, когда формируются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающей среде, к взрослым, ровесникам; формируется эмоционально-нравственная сфера, способность к сочувствию и тому подобное.
Преемственность в дошкольном образовании не должна рассматриваться как подготовка ребенка к обучению. Учителя младших классов должны внимательно изучить формы и методы работы в дошкольных учреждениях, чтобы сделать переход детей от садика в школу мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, несмотря на то, что психологические различия между детьми шестилетнего и семилетнего возраста незначительны. Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение многих задач, связанных с эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков, укреплением здоровья и тому подобное. Основы преемственности в обучении должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Именно потому, что ребенок в первые годы жизни способен запомнить гораздо больше, чем в последующие, им отводится особое место в обучении и воспитании. Дошкольное детство является достаточно коротким, но очень насыщенным познанием окружающего мира.
Обучению детей дошкольного возраста элементам экономики должно отводиться особое место и на это есть ряд причин. Общество нуждается в экономически грамотных его членах, готовых работать в условиях рынка. Также к этому периоду каждый ребенок уже имеет отдельные экономические понятия, а именно: элементарное понятие собственности (моя, мамина или папина вещь), потребности (необходимо поесть, отдохнуть, погулять), ограниченности ресурсов (семья может (не может) приобрести желаемую вещь) и другие.
Углубление знаний по экономике сопровождается изучением детьми этой возрастной группы элементов математики, естествознания, родного и иностранного языков, изобразительного искусства и т. д., которому в этот период отводится особое место. Это вызвано рядом причин, среди которых большое разнообразие информации, поступающей к ребенку, повышение внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, попытки родителей в связи с этим как можно быстрее научить считать, решать задачи и тому подобное. Это обусловлено прежде всего достижением главной цели: воспитать детей людьми, которые умеют мыслить, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, и принимать самостоятельные решения.
Выводы. Таким образом, преемственность в работе детского сада должна обеспечиваться, с одной стороны, работой детского сада, который способен лучше подготовить воспитанников к осознанию экономических понятий в школе, а с другой — работой школ, использующих и совершенствующих знания, умения, навыки, полученные детьми в детском саду.
Литература:
- Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Минск, 2007.
- Голубева Е. В. Проблема соотношения экономического и нравственного в воспитании детей. Таганрог, 2006.