Вынесение справедливого судебного решения во многом зависит от качества проведенного предварительного расследования, ведь именно следователь уполномочен выносить решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Очевидно, эффективное раскрытие преступлений возможно лишь в случае компетентности следователя и других лиц, участвующих в процессе расследования. Неоспоримая важность данного факта обуславливает необходимость составления профессиограммы следователя, а также актуальность представленного исследования.
Ключевые слова: профессиограмма, следователь, профессиональные особенности, личностные качества, правоохранительный орган.
Making a fair court decision largely depends on the quality of the preliminary investigation, because it is the investigator who is authorized to make a decision on initiating a criminal case and taking it to production. Obviously, effective disclosure of crimes is possible only if the investigator and other persons involved in the investigation are competent. The undeniable importance of this fact necessitates the compilation of the investigator's professiogram, as well as the relevance of the study.
Keywords: professiogram, investigator, professional features, personal qualities, law enforcement agency.
Под профессиограммой принято понимать совокупность признаков, описывающих определенный вид профессии, а также перечень требований и условий, предъявляемых кандидату на соответствующую должность. Иными словами, профессиограмма служит неким «трафаретом» для отбора работников при появлении вакантного места.
Останавливаясь более подробно на профессиограмме следователя, необходимо отметить, что она представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все качества личности, психологические особенности работника, навыки и умения должны находиться в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что принимаемые следователем решения в процессе профессиональной деятельности, всегда связаны с определенным риском и повышенной ответственностью.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству: «Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу» [1].
Проанализировав Статью 38 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту — УПК РФ), в которой закреплен перечень полномочий следователя, можно характеризовать содержание данной профессии следующим образом: доминирующими видами деятельности выступают: ведение документации по делу; расследование преступлений; организация и проведение следственных действий; кооперация работы иных лиц, участвующих в расследовании; сбор необходимой информации по делу и т. д. Помимо выше указанного, при изучении профессиограммы необходимо обратить внимание на личностные качества работника с точки зрения психологического аспекта, опыта работа в данной сфере, уровня образования и юридическо-правовых особенностей.
Очевидно, к профессионально важным основным качествам кандидата на должность следователя, независимо от их ведомственной принадлежности, относят: развитое воображение, психологическую выносливость, гибкость и критичность ума, развитое воображение, повышенную наблюдательность, эмоционально-волевую устойчивость, наличие чувства гражданской ответственности и отсутствие деформации правосознания. Общепризнано, что результаты работы сотрудников правоохранительных органов зависят от системности и правильности их правовых установок, так как именно это помогает следователю оценить действительность и принять верное решение, это также помогает лучше осознавать перспективы и значимость своей работы [2].
Особенностью требований, предъявляемой к данной профессии, относят их законодательное закрепление. Согласно ФЗ от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации», сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности [3]. Останавливаясь на профессиональной подготовке кандидата и получении им высшего юридического образования, отметим, что в Российской Федерации функционирует Академия Следственного Комитета РФ с 2014 года. Главная задача данного учебного учреждения — обучение будущих следователей как базовым юридическим дисциплинам, так и теоретическим и практическим знаниям в области расследования преступлений [4]. Помимо этого, лицензии на подготовку следователей имеют такие всем известные ВУЗы, как МГЮА и СГАП, а также ведомственные: МВД, ФСБ И ФСИН, некоторые из которых реализуют программы по специальности «Правоохранительная деятельность». [5] Таким образом, будущих следователей готовят гражданские и ведомственные юридические вузы.
В заключении, хотелось бы отметить, что в профессиограмме следователя ведущая роль отведена социальной направленности деятельности, так как именно эта категория способствует корректному отбору кандидатов на должность сотрудника правоохранительного органа.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. От (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 24.12.2001. — № 52 (ч. I). — ст. 4921
- Игнатов С. Д. Требования, предъявляемые к личности следователя // Вестник Удмурдского Университета // Экономика и право, 2014 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-lichnosti-sledovatelya/viewer (дата обращения 20.06.2020)
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565 (дата обращения 21.06.2020)
- Багмет А. М. Академия Следственного комитета Российской Федерации // Lex Russica // Визитная карточка, № 4 (113) апреля 2016 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademiya-sledstvennogo-komiteta-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения 22.06.2020)
- Шишкина Е. В. Профессиональная подготовка следователей в условиях современной образовательной политики // Российское право ОБРАЗОВАНИЯ ПРАКТИКА НАУКА // Юридическое образование, 2018. № 2 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-sledovateley-v-usloviyah-sovremennoy-obrazovatelnoy-politiki/viewer (дата обращения 23.06.2020)