Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая проводилась педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения в период пандемии.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сайт группы, сидимдома, удаленный доступ, дошкольники.
В период сложной эпидемиологической обстановки в регионе (самоизоляция) педагогический коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно — коммуникационные сети, т. е. работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».
Цель дистанционных образовательных технологий: оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации. Вовлечь родителей в учебный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
Цель статьи
Поделиться опытом работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции.
Целевая аудитория дистанционного обучения дошкольников — это дети совместно с родителями.
Изложение основного материала
В современной социальной и эпидемиологической обстановке дистанционные образовательные технологии стали актуальны и востребованы.
Наше образовательное учреждение реализует образовательную программу на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
На официальном сайте учреждения был создан раздел «#сидим дома: взаимодействие в период самоизоляции». В данном разделе выделены вкладки для каждой группы воспитанников и отдельно вкладки специалистов детского сада, где в соответствии с программным содержанием и тематическим планом размещался учебный-методический материал в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате. Материал был представлен в виде обучающих презентаций и мастер-классов для детей: по аппликации, рисованию, конструированию. Размещались видео материалы и увлекательные мультфильмы по безопасности. Для родителей публиковались консультаций и рекомендаций по проблемам и особенностям развития детей разного возраста, по проблемам семейных взаимоотношений, а также по безопасности детей. Педагоги размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми дома, а также материал для чтения малышам, в соответствии программой обучения и воспитания. Были охвачены все области развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Помимо материалов по образовательной программе воспитатели привлекали детей к участию в творческих конкурсах различного уровня: уровень ДОУ, региональный и федеральный уровни, флэшмобах. Дошкольники вместе с родителями рисовали, делали поделки, учили стихотворения и присылали фото и видео отчеты педагогам. Для эффективности обратной связи использовали группы в социальной сети и мессенджеры. Например, родителям предлагалось заучить с ребенком стихотворение и с помощью мессенджера Viber или социальной сети ВКонтакте отправить педагогу видеофайл. Видеофайлы обрабатывались педагогами и публиковались на официальном сайте учреждения в каждой возрастной группе.
Так как ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, поэтому мы применяли различные онлайн игры. Родителям предлагалась ссылка на онлайн игру в соответствии с возрастом ребенка. Или педагоги предлагали подборку игр, на которую они снимали видео ролик. Например, Нейроигры «Нос — ухо», «Коза», игра с мячами и многое другое.
Так же педагоги организовывали игры марафоны. Игра марафон состояла из трех-четырех заданий (по одному заданию в день). Каждый день родители передавали детям задания, те в течении дня их выполняли и отправляли на сайт группы, а в конце дня определяли победителя.
Положительные моменты данной формы заключаются в следующем:
– Родители не ограничены во времени, они могут в любое время изучить предлагаемую информацию, поучаствовать в конкурсах;
– Родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами их обучения и развития их детей;
– Родителям предоставляется возможность посещать мастер-классы, консультации, семинары, не выходя из дома.
Особо хочется выделить работу педагогов по развитию физической активности детей, которая была актуальна в период самоизоляции, так как детям дошкольного возраста по природе не свойственна малоподвижность, но в условиях самоизоляции многие столкнулись с данной проблемой. Инструктор по физической культуре ежедневно размещал на комплекс упражнений утренней гимнастики, разминок для каждой возрастной группы в веселой игровой форме, доступные для детей. Инструктор по физической культуре проводила работу и с родителями. Для них были подготовлены видеообращения и презентации по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. Даны ссылки занятий физической культурой дома во время самоизоляции. Инструктор по физической культуре рекомендовала родителям устроить «Домашний стадион» или спортивный уголок для совместных занятий, где будет размещаться спортивный инвентарь как приобретенный в магазине, так и изготовленный самостоятельно. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг, способствует укреплению здоровья, а главное — способствует формированию положительных взаимоотношений в семье.
Работа педагога дополнительного образования по хореографии так же была направлена на развитие физической активности детей, с использованием видео-презентаций, подборок мультфильмов с веселой музыкой, под которую дети вместе с родителями устраивали онлайн-дискотеки и мульт-танцы, танцы в парах и танцевальные игры. На своей странице хореограф публиковала такие рекомендации для родителей как: «С какого возраста можно начинать заниматься танцами», «Гимнастика и танцы», «Одежда и обувь для занятий танцами», «Музыкально-ритмические движения для каждой возрастной группы», «Хореография для мальчиков и для девочек».
В разделе «#сидим дома: взаимодействие в период самоизоляции» вел свою работу учитель-логопед. Организация логопедической помощи во время режима самоизоляции оказалась весьма непривычной, так как работа логопеда предполагает постоянное контактное присутствие, постоянный контроль и ведение ребенка как на протяжении одного занятия, так и на протяжении определенного образовательного цикла. В рамках режима самоизоляции учителю-логопеду пришлось освоить новые формы работы с детьми и родителями. Учитель-логопед на своей странице официального сайта дошкольного учреждения организовывала видеорубрики с занятиями, а также, используя социальные сети и мессенджеры, лично работала с каждым ребенком. Актуальность и польза данной формы взаимодействия с детьми и родителями высока. Родители получали четкий план действий и не оставались просто наблюдателями, они вместе с ребенком прорабатывали материал и готовили отчёты. Благодаря такой форме работы дети оставались включёнными в образовательных процесс, закреплялись полученные знания и умения.
В период пандемии остро стоит вопрос детско-родительских отношений. Работа педагога-психолога нашего детского сада была очень значительна. Специалистом проводилась просветительская и консультационная работа по снижению тревожности, апатии, страхов, депрессии и агрессии детей и взрослых. Для решения этих проблем, педагог-психолог организовывала работу использую личную страничку на сайте ДОУ для наглядных консультаций, а также мессенджеры, телефонные контакты и электронную почту. Давала рекомендации по организации режима дня дома, совместных занятиях с детьми, организации игровой, трудовой и художественно-продуктивной деятельности советовала, как общаться в семье и о необходимости общения друзьями и знакомыми.
В результате работы в дистанционном взаимодействии активность родителей увеличилась, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы молодые родители. Проводимая дистанционная работа по взаимодействию с детьми и родителями позволит легче и качественнее начать работу после окончания периода самоизоляции.