В статье рассматриваются характерные особенности одной из самых популярных ныне социальных сетей — Instagram сквозь призму технических возможностей, предоставляемых ею пользователю. Современные технологии, позволяющие особым образом обрабатывать фото, снимать и форматировать видео, создавать «истории» и размещать данный контент в социальной сети, обеспечивают конкурентное преимущество Instagram среди близких интернет-площадок.
Ключевые слова: социальная сеть, Instagram, технические возможности
В современном мире коммуникаций прочно обосновалось явление, получившее название «новые медиа». Точные дефиниции понятия до сих пор не определены и обсуждаются, однако не подвергается сомнению, что в него входят информационные ресурсы, объединяемые общим критерием — «Интернет как технологическая и коммуникативная среда существования» [3]. Исследователи неоднократно отмечали, что «интернет-издания, блоги и социальные сети постепенно стали неотъемлемой частью современной медиареальности. Они учитывают и используют не только давние и неплохо изученные традиции работы «старых» СМИ, но и порождают новые методы и приемы, например, взаимодействия с целевой аудиторией, обусловленные спецификой своего канала распространения — глобальной сетью» [2]. Одним из самых динамично развивающихся представителей новых медиа, безусловно, являются социальные сети, среди которых приоритетом у большинства молодых пользователей пользуется Instagram. Причиной тому являются особые технические возможности, которые предоставляет эта площадка.
Изначальная идея сети Instagram — обмен фотографиями и видео между пользователями с применением к ним различных графических фильтров и эффектов при помощи специального встроенного редактора. Сеть позволяет пользователю делиться своими фото и видео: в «ленте» — до 1 минуты, в специальном разделе Instagram TV — до 10 минут.
Первоначально данная социальная сеть обладала важной технической особенностью, привлекавшей многих пользователей, — это особый способ обработки фото и видео: при съемке фотографии для размещения в сети или для вставки в аккаунт уже имеющегося в телефоне фото мобильное приложение Instagram «обрезало» изображение в соотношении сторон 1:1, создавая тем самым квадрат, напоминающий фотографии, сделанные ретро-камерами «Кодак» и «Полароид». Выглядели такие фото очень привлекательно и пользовались популярностью у подписчиков. На современном этапе в приложении допустим как такой формат, так и более традиционный с соотношением 4:5 — это сохранило тренд на ретро-стиль со времен основания сети, а также принесло моду на «пленочные» фотографии в современный Instagram. Размер медиафайлов в «историях» и на IGTV совсем необычный — 9:16, по мысли создателей, занимающий полный экран.
Изначально приложение было доступно только на устройствах компании Apple (iPhone, iPad и iPod touch). На современном этапе оно доступно устройствам на базе операционных систем iOS, Android, OS Windows Phone, а также активно совершенствуется версия Instagram для ПК.
В 2012 году Instagram купил владелец и создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, что способствовало не просто масштабному обновлению сервиса, а его полной модернизации. Хотя мотивация покупки была неоднозначной, социальной сети это пошло только на пользу [5].
Сегодня социальная сеть Instagram предоставляет следующие возможности:
− мгновенная обработка фотографий;
− наложение на фото различных фильтров;
− использование фотографий и видео высокого разрешения;
− изменение границ фото- и видеофайлов;
− поворот, изменение наклона фото;
− добавление хэштегов;
− возможность отыскивать нужные фото по запросу, комментировать;
− возможность снимать и обрабатывать в реальном времени видеоролики;
− возможность отмечать на снимках, себя, своих друзей, интересные места и бренды;
− оценка фото и видео;
− подписка на интересующие аккаунты;
− уведомление о новых отметках «лайк», «подписка», «комментарий»;
− интеграция или синхронизация с другими социальными сетями (Вконтакте, Facebook, Twitter, Tumblr и Flickr);
− создание коротких роликов и коллажей в специальном плейсменте — «истории» Instagram;
− загрузка и просмотр длинных роликов на IGTV — своеобразном «близнеце» YouTube’а;
− создание, загрузка и использование «масок» — особых фильтров для использования в «историях».
На момент появления этой впоследствии совершившей революцию в мире медиакоммуникаций социальной сети идея площадки, существующей для обмена фотоконтентом, была действительно уникальной и удивительной для большинства интернет-пользователей. Долгое время площадка не претерпевала серьезных изменений, и публикации состояли из квадратных фото и коротких подписей. Первым обновлением стала возможность выкладывать короткие видео такого же формата 1:1 — длительностью до 15 секунд. Уже намного позднее допустимое время увеличили, а ограничения на формат изменили.
Однако самым инновационным внедрением стали «истории», которые появились на этой площадке впервые — до того, как добавить эту функцию в Facebook, разработчики протестировали ее в Instagram [4]. Это стало поворотным моментом в развитии социальной сети: в настоящий момент именно этот плейсмент является самым популярным на площадке. Большинство пользователей все реже делают постоянные публикации, предпочитая выкладывать материалы в суточный доступ. Помимо перечисленного, «истории» содержат самостоятельный встроенный редактор медиафайлов, который позволяет изменять цветовую гамму, добавлять текст и даже интерактивные объекты.
Следующим нововведением стало Instagram TV — лучшим определением этого плейсмента будет «площадка внутри площадки» [6]. Видеоматериалы, добавленные в IGTV, имеют значительно большую максимальную длительность. Изначально эта опция задумана разработчиками Facebook ради создания конкуренции знаменитой площадке YouTube. Хотя никакого ограничения по направленности контента нет, среди пользователей существуют определенные общепризнанные форматы видео, попадающих на эту площадку.
Самым последним на момент 2020 года техническим новшеством в сети Instagram стали «маски» — специальные модифицирующие изображения фильтры, которые используются как для эстетики и развлечения, так и для заработка на площадке, а также для огласки некоторых социальных проблем.
Ограничения на площадке Instagram — особый аспект, который нужно учитывать, размещая контент. Под запрет к публикации попадают некоторые логичные вещи: упоминания алкогольной, табачной и других зависимостей, оскорбительные и шокирующие материалы. Однако есть и действительно необъяснимые ограничения: например, при создании «маски» для «историй» существует запрет на статичный текст, так как любой объект должен быть привязан к появляющемуся в кадре лицу человека.
Очевидно, что такие возможности не могли остаться не замеченными современными брендами, поэтому практически все марки модной одежды, обуви, аксессуаров и т. п. обязательно имеют свое представительство в Instagram и активно используют ресурсы социальной сети в продвижении своих товаров: «Пользователи социальных сетей с удовольствием подписываются на микроблоги и страницы компаний из-за желания оказать поддержку любимым брендам и для того, чтобы узнавать о новых продуктах, скидках и акциях, быть в курсе последних новостей, получать подарки, купоны и бонусы» [1]. Более того, в настоящий момент Instagram является мощнейшей маркетинговой площадкой как для традиционного бизнеса, так и для такого типично «инстаграмного» явления, как инфобизнес.
Начавшееся на YouTube явление блогинга набрало новую силу в Instagram. Сейчас эта площадка является лидирующей по развитию данного вида инфобизнеса. Стоит принять во внимание важный факт: в отличие от YouTube, в Instagram не существует монетизации от площадки. По этой причине пользователи выстраивают свой заработок косвенными способами. Помимо прямых продаж товаров и услуг, именно в этой социальной сети впервые появилось такое явление, как продажа «инфопродуктов» — ценной информации в различных сферах, основанных на узкопрофильных знаниях и личном опыте авторов. Большую популярность обрели разнообразные «курсы»: начиная от направленных на улучшение физической формы и заканчивая уборкой помещений. Наиболее выгодным направлением деятельности в инфобизнесе в настоящее время является обучение по ведению собственного блога и, соответственно, заработка на площадке Instagram, а также на новой, перспективной и быстроразвивающейся площадке — Tik-Tok.
Технические возможности современных социальных сетей, прежде всего, Instagram — это весомое, если не главное, конкурентное преимущество в борьбе за новую аудиторию и удержание лояльности уже имеющейся. В этой гонке возможностей, которая происходит на наших глазах, потребитель может выбирать близкие ему лично или эффективные для ведения бизнеса ресурсы. На данный момент следует констатировать, что именно технические свойства сети Instagram делают ее лидером этой гонки.
Литература:
- Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
- Коломийцева Е. Ю. Актуальные тренды развития новых медиа // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 4. С. 122–129.
- Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С.39–47.
- Делюкин Е. Stories — лучшее решение в истории Instagram // Vc.ru. — 21.08.2018 [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/social/44084-stories-luchshee-reshenie-v-istorii-instagram (дата обращения: 25.06.2020).
- Левин М. Зачем Facebook купила Instagram: «Цукерберг просто испугался» // Forbes. — 10.04.2012 [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/tehno/internet-i-telekommunikatsii/80866-zachem-facebook-nuzhen-instagram-tsukerberg-prosto-ispugals (дата обращения: 25.06.2020).
- IGTV: справочный центр Instagram // Instagram [Электронный ресурс] URL: https://help.instagram.com/381435875695118 (дата обращения: 25.06.2020).