Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Ключевые слова: документальное кино, интеллектуальная компетентность, киноклуб, кинолекторий.
В нашем несовершенном мире на фоне процессов отчуждения молодёжи в обществе одним из путей формирования ценностного представления о жизни, о её уникальности и невосполнимости является просмотр документального кино.
В последние годы особенно остро ощущается необходимость обращения документальных форм кинематографа к глобальным проблемам современности, в частности: человек как носитель духовной и материальной культуры; острейшие противоречия и трудности в исторически сложившихся отношениях общества и природы; экологическая деятельность человека и проблема ответственности; рефлексия как механизм формирования критического мышления и саморазвития личности и др.
Достоверно установлено, документальное кино способствует формированию устойчивой системы ценностей, становлению самосознания и формирования социального статуса личности; даёт интересный и обширный материал для переработки и усвоения огромного потока информации; позволяет максимально «выйти за пределы сформировавшихся стереотипов» (по выражению Ю. Н. Усова); вызывает состояние катарсиса.
Преимущества документального кино заключаются в том, что в основе его содержания лежит комплексный многоаспектный информационный подход при изучении явлений жизненной реальности, базирующийся на конкретно-образном и эмоционально-оценочном восприятии окружающего мира, отражении в сознании людей впечатлений, «объективных причинно-следственных связей в окружающем реальном мире» (А. И. Берг, Ю. И. Черняк) и создании устойчивых убеждений.
Инициируемый и проводимый сотрудниками отдела развития инновационной и научно-исследовательской работы КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» киноклуба «Наука без границ» реализуется в образовательно-просветительском процессе подготовки студентов профессионально образовательных учреждений города Хабаровска и Хабаровского края с 2016 года. Целью его является формирование у студентов профессионально образовательных учреждений интеллектуальной компетентности личности, культуры интеллекта в целом.
Интеллектуальная компетентность, по В. Ю. Кричевскому, является одним из видов профессиональной компетентности и выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей [4].
Совершенно очевидно, просмотр документального кино является альтернативным, по отношению к традиционным, способом получения, переработки и преобразования информации, удовлетворения познавательных интересов и поисковой активности молодёжи.
Экранное повествование реальности открывает благоприятные возможности для развития когнитивных ресурсов студентов профессиональных образовательных учреждений (далее ПОУ). Прежде всего, знакомство с экранной документалистикой ведёт к преодолению стереотипов и шаблонов мышления; развивает навыки интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; создает реальные условия для интеллектуальной самоактуализации, повышения квалификации студентов посредством интеграции полученных знаний в профессиональную сферу деятельности.
Опираясь на принцип рекурсивности в образовании формат киноклуба обеспечивает условия для интенсивного развития интеллектуальных способностей его участников. Так, например, были выделены следующие стратегические позиции:
- Интеллектуальные способности необходимо развивать, активируя основные проявления человеческой психики, эмоциональной и мыслительной активности. Формирование интеллекта осуществляется посредством реализации знаний, умений и навыков через решение проблемных, познавательных, конструктивных задач. Программа развивающих занятий для студентов ПОУ по современной кинематографической документалистике в формате киноклуба создана с целью, прежде всего, преодоления стереотипов и шаблонов мышления, интеллектуальной пассивности и интеллектуальной ригидности мыслительных процессов, а также, изменения мотива интеллектуальной деятельности и формирования критического мышления.
- Оптимальным способом достижения и получения принципиально нового для студента результата после просмотра документального кино являются творческие задания в виде эссе, в процессе написания которых будущие специалисты в различных областях профессиональной деятельности формируют собственное критическое суждение и накапливают опыт поисков новых приёмов «принятия интеллектуальных решений» (Т. В. Корнилова). При этом, дидактически обоснованная в программе киноклуба система самостоятельных творческих заданий нацелена на совершенствование интеллектуальной деятельности и поведения студентов ПОУ, имеет тенденцию к усложнению и учитывает уровни интеллектуального развития личности.
- Формирование и преобразование интеллектуальных способностей студентов ПОУ посредством документального кино осуществляется специфическими процедурами, такими как: самостоятельный перенос знаний, полученных в результате просмотра документального кино, в новую ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью; видение драматургии сюжета экранной реальности и определение функционального значения каждого её элемента, анализ и оценка; комбинирование известных способов «развитых интеллектуальных действий» (П. Я. Гальперин) в новые; определение перспектив развития конкретного человека, общества, природы, технологий.
- Наиболее важными психологическими показателями интеллектуальной готовности студентов ПОУ к обучению посредством анализа документального кино являются восприятие, воображение, наблюдательность, память, внимание и мышление.
Способность концентрации внимания, интеллектуальной и эмоциональной деятельности на центральном объекте экранного повествования занимает особое место в воспитании культуры интеллекта. Именно детальное и устойчивое восприятие и осмысление информации помогают участникам киноклуба проникнуть в суть проблемы показанной средствами кинодокументалистики.
Показательно, студент с большим интеллектуальным потенциалом умеет сохранять в памяти отдельные штрихи и нюансы полноты ощущений после просмотра документального кино; умеет обращать внимание на интонационно-смысловые оттенки сюжетной драматургии экранной реальности (художественные, эстетические, музыкальные и др.); умеет на основе жизненных впечатлений и эмоциональной памяти предложить оригинальную трактовку и интерпретацию конкретного произведения киноискусства.
Специального внимания заслуживает развитие критического мышления. Эта способность прямо связана с опытом восприятия и анализа документального кино. Учитываются особенности восприятия экранного повествования студентами ПОУ (дифференцированность восприятия, проникновение в содержание, эмоциональность), достоверный логический аргументированный анализ документальной реальности, глубина уровня самосознания и мировоззрения.
- Интеллектуальная активность отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов, выступает в качестве интегрального свойства личности студентов ПОУ, которое определяется и профессиональными способностями (гностические, проектированные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и др.), и мотивами деятельности (желание повысить общий уровень интеллекта, качество знаний, умений и навыков, их интеграция в профессиональную деятельность; формирование позитивной установки относительно необходимости повышения интеллектуальной компетентности и развития оригинального мышления).
Конечно, программа киноклуба «Наука без границ» не исчерпывает всех аспектов работы по формированию интеллектуальной компетентности и культуры интеллекта в целом у студентов ПОУ. Её трехлетняя апробация ставит перед разработчиками и организаторами новые проблемы:
необходимость разработки содержания программ кинолектория для таких видов кинематографических произведений как киножурнал, кинохроника, научное кино, художественное (игровое) кино;
формирование критического суждения студентов посредством участия в дебатах по итогам просмотра кинопроизведения;
обучение студентов рациональным мыслительным действиям и технологиям принятия решения на вебинарах и мастер-классах.
Литература:
- Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. — М.: Экономика, 1996. — С. 44.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1998. — С. 272–317.
- Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие / Т. В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 287 с.
- Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования / В. Ю. Кричевский // Автореф. д.п.н. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 36 с.
- Усов Ю. Н. Экранные искусства — новый вид мышления / Ю. Н. Усов // Искусство и образования. — М., 2000. — № 3. — С. 48–69.