В статье представлены результаты анализа экологической ситуации в мире, Российской Федерации и г. Комсомольске-на-Амуре, связанной с переработкой изношенных автомобильных шин, существующих способов механической переработки, технологий и оборудования. Авторами предложен проект механической переработки изношенных автомобильных шин в резиновую крошку, как вариант улучшения экологической обстановки региона.
Ключевые слова: утилизация отходов, экосознание, резинотехнические изделия, бизнес-план.
«Человечество погибнет не в атомном кошмаре — оно задохнется в собственных отходах» — такую фразу в середине прошлого столетия произнес знаменитый ученый Нильс Бор, которая практически стала афоризмом. Глобальной проблемой современности является значительный рост объемов бытовых и промышленных отходов. Природа до определенного времени справлялась с переработкой отходов сама, но технический прогресс человечества сыграл важную роль в этом моменте. Появились новые материалы, разложение или переработка, которых естественным путем может длиться не одну сотню лет, а с такими антропогенными нагрузками природа не в силах справиться.
В современном мире существуют различные способы борьбы с бытовыми и промышленными отходами: захоронение на специальных полигонах, сжигание, сортировка и переработка. В России из всего количества образующихся твердых бытовых отходов (свыше 60 млн. тонн) лишь десятая часть подвергается промышленной переработке либо сжигается. Все остальное вывозится на специальные полигоны для последующего захоронения. Такой подход к твердым бытовым отходам (ТБО) отличается нашу страну от позиции большинства развитых государств.
Статистика показывает, что в России 91 % твердых бытовых отходов подвергаются захоронению, на полигонах США — 55 %, в Италии — 46 %, а в Японии только 3 %. Таким образом, проблемы по переработке мусора стоят остро во всем мире, но многие страны достаточно рано осознали какую экологическую угрозу представляют ТБО и разработали пути решения.
Например, в Германии с 1991 года действует система «Duales System Deutschland GmbH», которая позволила немцам избежать экологической катастрофы. Именно с этого времени немецкие фирмы на законодательном уровне обязаны по возможности уменьшать размер упаковок для своих товаров. Был введен для них обязательный сбор за утилизацию отходов.
Японцы придумали множество способов переработки мусора, позволяющих использовать его в качестве вторичного сырья для производства многих вещей, тем самым разрешая накопившиеся экологические проблемы.
Успешнее всего обстоят дела по переработке отходов в Швеции. Эта страна даже зарабатывает на утилизации мусора, ввозя его из других стран. По данным местной ассоциации по управлению отходами Avfall Sverige, в Швеции утилизируется 99 % бытовых отходов. Это один из самых высоких показателей в мире.
В России с 2019 г. началась реализация мусорной реформы, согласно которой разработаны новые способы сортировки, переработки и утилизации. Для решения экологической проблемы недостаточно лишь сортировать и перерабатывать мусор, а следует грамотно распределить водные ресурсы, закрыть несанкционированные свалки, привлечь внимание властей к существующим экологическим проблемам.
В проекте «Создание предприятия по переработке резинотехнических (РТИ) изделий на примере переработки изношенных автомобильных шин, как фактор улучшения экологической обстановки в Комсомольске — на Амуре и прилегающих территорий» предлагается одно из направлений решения проблемы экологической обстановки в Комсомольске-на-Амуре и прилегающих территориях.
Комсомольск-на–Амуре — промышленный город, имеющий статус территории опережающего развития. Это предполагает рост населения, рост предприятий города, создание новых предприятий и, как следствие, увеличение промышленных и твердых бытовых отходов.
На данный момент под захоронение ТБО в Комсомольске-на-Амуре выделено 31 гектар, объем вместимости приближается к 100 % заполнения. В результате возникают нелегальные свалки мусора, которых на данный момент существует около130. Например, на Малой Хапсоли, Старой площадке, поселке Старт, по берегам реки Силинка.
При разработке проекта мы посетили полигон городской свалки. Первое, что бросается в глаза, это горы автомобильных покрышек. Такую же картину можно увидеть на автотранспортных предприятиях города, где студенты колледжа проходят учебную и преддипломную практики, в мастерских, где выполняется шиномонтаж легкового и грузового транспорта. На полигоне нам рассказали, что в городе нет предприятий для переработки автомобильных покрышек, поэтому на данный момент они только складируются. Статистика показывает, что в Российской Федерации перерабатывается только 10 % изношенных автомобильных шин.
Анализ положения дел перерабатывающей отрасли на территории Комсомольска-на-Амуре показал, что переработкой резинотехнических изделий (РТИ) в городе не занимается ни одно предприятие. В то же время, даже организованное хранение большого количества шин представляет собой постоянный источник загрязнения окружающей среды, повышенной вероятности неконтролируемого возгорания. Шины практически не подвержены биологическому разложению. При складировании, захоронении служат идеальным местом для размножения грызунов и кровососущих насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний.
Таким образом, создание производства по переработке крупногабаритных шин и других РТИ решит экологические задачи: переработку опасных отходов, сохранение природных ресурсов, сокращение территорий, выделенных под полигоны, создание новых рабочих мест.
В рамках решения данной проблемы студенты нашего колледжа разработали проект. Работа проводилась по следующим направлениям:
- Определение потенциальных потребителей продукции.
В нашем городе Комсомольске-на-Амуре планируется ремонт трассы Комсомольск — Хабаровск, строительство и ремонт дорог в черте города. В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году отремонтируют 21 улицу общей протяженностью 24 км. Следовательно, необходимо будет увеличить производительность старых асфальтовых заводов и строительство новых, что приведет к увеличению потребности продукции, которую планируется выпускать на проектируемом предприятии.
- Выбор технологии переработки ТБО, подбор основного и вспомогательного оборудования для неё.
В качестве основного оборудования выбрали линию по переработке шин «ALPHA-TIRE-RECYCLING / ATR 500» — автоматическая линия, оборудование для которой сделано в России в соответствии с мировыми стандартами. Отличается от другого аналогичного оборудования тем, что предназначена для измельчения изношенных автомобильных шин с металлическим и тканевым кордом. Отсутствуют какие-либо вредные выбросы и выделения в процессе механического дробления шин.
- Определение численности персонала, необходимого для нормального функционирования производства.
- Расчет прибыльности проекта.
- Выполнение SWOT — анализа проекта с определением способов минимизации рисков.
Мы считаем, что количество складируемых шин на полигонах и свалках значительно уменьшится, улучшится качество дорожного покрытия, возрастёт уровень благоустройства города. Проект является экологически эффективным и экономически выгодным по результатам исследований, проведенных компанией «АЛЬФА-СПК», привлекательным для инвестиций.
Литература:
- Трифонова, Т. А. Экологический менеджмент // Учеб. Пособие / Владимир. гос. ун-т. — Владимир. — 2016. — 300 с.
- Телтерекова Т. М. Переработка вторичного сырья: проблемы и перспективы / Т. М. Телтерекова. — 2015. — С. 431–432.
- Ещенко Д. В. Утилизация и переработка автомобильных шин / Ещенко Д. В. // Наука, образование, инновации: пути развития: сб. науч. тр. конф. / Камчатский гос. тех. ун-т — Петропавловск-Камчатский — 2017. _ С. 65–67.