В работе приведен обзор причин с исторической подоплёкой, по которым английский язык стал международным и как он проник в русскую речь, в каких сферах мы его встречаем. Для понимания масштаба распространения английского языка изучена статистика его использования в современном мире, проведён он-лайн опрос студентов, подтверждающий гипотезу, и создан ряд образовательных продуктов, позволяющий расширить английскую окружающую среду.
Ключевые слова: английская окружающая среда, англицизмы, создание языковой среды, он-лайн опрос, вывески — названия кабинетов, интерактивные упражнения, LearningApps, профессиональная викторина, Kahoot, онлайн редактор Canva.
Кто не мечтал поехать в англоговорящую страну и целиком и полностью погрузиться в английский язык, попрактиковаться в ведении беседы с настоящим иностранцем и вернуться домой не только отдохнувшим, но и с запасом новых фраз в кладовой своих знаний? Однако не у каждого есть желание и возможность куда-то ехать, зато, может быть, не сложно увидеть и создать языковую среду для изучения английского языка дома, на учёбе, на работе и на улице.
Многие люди спрашивают себя: «Помимо сдачи экзаменов, как я могу использовать английский, которому научился? Смогу ли я разговаривать с иностранцами или подружиться с ними? Смогу ли я полностью применить английский, как инструмент общения для поездок и на рабочем месте? Английский язык — это не просто школьный предмет; это также инструмент коммуникации и форма культурного самовыражения.
Актуальность р аботы заключается в том, что в наше время мы — современные подростки, называемые поколением Z, понимаем необходимость владеть английским языком, с которым мы сталкиваемся не только на уроках и в заграничных поездках, а так же и в окружающей ежедневной действительности. Мы осознаём, что английский язык — это не просто школьный предмет; это также инструмент коммуникации и форма культурного самовыражения, который мы применяем как в реальной жизни, так и в «компьютерной». И эффективное взаимодействие, как с естественной, так и с искусственно созданной английской окружающей средой, является неотъемлемой частью жизни поколения Z. Мы решили рассмотреть английский язык в современной окружающей среде и насытить её своими разработками на иностранном языке.
Что же такое языковая среда? Языковая среда — это, говоря простыми словами окружение, в котором происходит изучение иностранного языка. Нужна она для того, чтобы значительно улучшить знания и даже совершить некоторый «прорыв» в английском.
Цель исследования — изучить и расширить возможности применения английского языка в повседневной жизни, а так же распространить полученный опыт на мероприятиях различного масштаба и распространить созданные образовательные продукты
Для достижения данной цели, была проделана следующая работа:
изучены причинно-следственные связи становления английского языка международным;
проведен анализ причин массового изучения английского языка в России;
обозначены сферы жизни, в которых мы встречаем английский язык, употребляем англицизмы;
проанализированы числовые данные распространения английского языка;
введено толкование понятия языковой среды и способы её организации;
подготовлен и проведен он-лайн опрос, подтверждающий проникновение английского языка в нашу жизнь в нашем городе;
приведен обзор английских слов, встречающиеся в обычной жизни (бытовой словарь), в учебной жизни (учебный словарь), в профессиональной жизни (технический словарь);
созданы образовательные продукты на английском языке, способствующие его изучению, распространить их и полученный опыт на мероприятиях различного масштаба.
В рамках исследования нами использовались следующие методы: поиск и теоретический анализ информации; сравнительно-сопоставительный анализ изученной информации; социологический интернет опрос в сервисе Survio; анализ статистического материала, построение диаграмм; работа в различных средах с целью создания образовательных продуктов разных форматов, работа с интернет приложениями и компьютерными программами.
Для того чтобы выяснить насколько сильно английский язык проник в нашу жизнь, нами было проведен интернет-опрос среди студентов. В нем приняли участие 100 учеников нашего колледжа. Студенты переходили по ссылке на сайт «survio».
Рис.1. Опрос
В ходе проведенного опроса, были получены следующие результаты:
иностранные слова используют в повседневной жизни около половины опрошенных — 54 %, не используют — 14 %, используют иногда — 32 %;
замечают иностранные слова на улицах, на работе/учебе, в интернете и т. д. больше половины опрошенных — 67 %, не замечают — 13 %, замечают иногда — 20 %;
ищут иностранные слова в разных местах специально для изучения языка или для запоминания и не делают этого примерно одинаковое количество опрошенных — 39 %, не ищут — 29 %, ищут иногда — 32 %.
То, что английский язык является повсеместно используемым в нашей стране в западной части (рис.2), является неоспоримым фактом. В результате опроса мы видим, что английский язык также глубоко проник во все сферы жизни и в нашем городе.
Также, мы обращали внимание на наше окружение, чтобы найти примеры английской среды в нашей жизни. Выяснилось, что английских слов в нашей жизни достаточно много, причем в разных её сферах: названия магазинов, канцтовары, на бытовых приборах, на упаковках, на съедобных и несъедобных продуктах, в СМИ, интернете и т. д.
Рис. 2. Сферы использования английского языка
С целью расширить английскую окружающую среду были созданы следующие образовательные продукты:
брошюра — обзор [теоретическая часть + примеры, рекомендации] — представляет собой информационную выборку проекта;
вывески — названия кабинетов на английском языке. Адрес доступа: https://drive.google.com/open?id=1gH-KIDgeaoQY9BWXHa7IWiRzgy4NZRRz
тематические словари — учебный, бытовой, технический (профессиональный) — собраны применительно к нашей окружающей среде и представлены в разных цифровых форматах (все изначально представлены в документе MS WORD). Адрес доступа: https://drive.google.com/open?id=1gH-KIDgeaoQY9BWXHa7IWiRzgy4NZRRz
словарь Учебный: “Учеба — study” оформлен на сайте LearningApps.org в виде интерактивного упражнения на подбор правильного перевода слов на русский язык. Адрес доступа https://learningapps.org/display?v=p0873vcu319
словарь Учебный: «The names of rooms at school or college. (general names) — Названия помещений в школе или колледже» оформлен на сайте LearningApps.org в виде интерактивного упражнения на подбор правильного перевода слов как с русского на английский, так и наоборот. Адрес доступа: https://learningapps.org/display?v=pwd3zp2ak19
словарь Технический (профессиональный): «Aircraft — Летательные аппараты» оформлен на сайте LearningApps.org в виде интерактивного упражнения на соотнесение слова с его переводом или картинкой. Адрес доступа: https://learningapps.org/6594257
интерактивная Профессиональная викторина, созданная на сервисе Kahoot, для отработки лексических единиц (из словаря) по теме «Авиастроение — конструкция самолёта». Была проведена для студентов 4 курса. Адрес доступа: https://create.kahoot.it/share/aircraft-structure/d411b6df-dd6d-4298–8bfa-66e597c2a8eb
электронный бытовой словарь «Дом. House». фотоальбом, созданный в он-лайн редакторе Canva. Адрес доступа https://drive.google.com/open?id=1gH-KIDgeaoQY9BWXHa7IWiRzgy4NZRRz.
Практическая значимость . Данная работа позволит учащимся нашего колледжа и другим людям, изучающим английский язык: определить свою цель и способы изучения языка; углубить свои знания английского языка, изучив тематические словари и опробовав интерактивные упражнения и викторину; опыт, полученный в ходе исследовательской работы, позволит нам применять навыки создания электронных образовательных продуктов и в отношении других изучаемых дисциплин.
Как было сказано выше, языковая среда — это окружение, в котором изучается язык. Хорошо когда есть возможность поехать в Великобританию и окружить себя настоящей англоязычной средой. Но такая возможность есть не у всех, в таком случае есть выход — создать вокруг себя искусственную языковую среду. В рамках нашего исследования, мы создали вокруг себя такую среду как в учебном заведении (названия кабинетов и надписей на английском языке), так и дома, наклеив английские названия на предметы. Каждый из вас найдет минимум 2–3 причины, чтобы изучать английский. Что касается нас, нам будет необходим английский т. к. он является международным языком в авиастроении, то есть вся документация и спецификация оформляется на английском языке вне зависимости от страны.
Исходя из вышесказанного, мы выяснили, что английский язык проник в нашу повседневную жизнь и все её сферы. Поэтому изучение английского языка в наше время весьма актуально.
Литература:
- Антрушина Г. Б. Лексикология английского языка: Учебное пособие для студентов. — 3-е издание. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Аракин В. Д. История английского языка: Учебное пособие. — М., 1985
- Гальперин И. Р. и др. Лексикология английского языка. М.. 3-е издание. — М., 2000.
- Горбатенко О. Как создать языковую среду для изучения английского языка./О. Горбатенко// englex.ru-2015. Web: https://englex.ru/how-to-create-the-english-language-environment.
- Логинова С. Почему английский — международный язык?/С. Логинова//englex.ru — 2015. Web: https://englex.ru/english-as-an-international-language.
- Английский язык — немного статистики//lengish.com. Web: https://lengish.com/articles.html.
- Кубарькова И. Английский язык в мире./ И. Кубарькова // engblog — 2016.
- Черноголовина Т. Г., Худякова Н. В. Новейшие англицизмы в современном русском языке // Молодой ученый. — 2017. — № 47. — С. 255–258. — URL https://moluch.ru/archive/181/46693/ (дата обращения: 21.02.2019).