В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.
Ключевые слова: профессиональное образование, кинематограф и его роль, профессиональная гордость.
В современных динамичных условиях развития высшего и среднего профессионального образования возникает ряд проблем, при подготовке высококвалифицированных специалистов различных экономических сфер. Однако, это не значит, что невозможно, в силу этих условий обстоятельств, подготовить специалиста, который был бы способен не только добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, но и мог бы творчески развиваться и быть ориентиром для других. Развитие же отрасли связи без подготовки профессионалов, также невозможно. Одной из задач при подготовке специалиста является развитие и воспитание в нём профессиональной гордости и профессионального патриотизма.
На формирование личности студента и на выбор профессии выпускником школы влияют множество факторов. Например, удалённость учебных заведений от места основного проживания. Даже при положительном решении возникает ряд дополнительных обстоятельств: новое окружение, дискомфорт, акклиматизация и пр. Второй фактор — материальное благополучие и все дополнительные элементы этой стороны обучения. Третьим важным фактором объективного характера можно назвать влияние средств массовой информации (далее СМИ) во всех их проявлениях — телевидение, радио, Интернет и пр.; искусства — кино, литературы и т. д.; влияние окружающего социума. В любом случае возникает вопрос — станет ли будущий студент, после выпуска, отличным специалистом-профессионалом?
Кино как сильное средство психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия может формировать чувство профессиональной гордости и профессионального патриотизма, благодаря отражению важности этой профессии в фильмах. И не только в спорах с представителями других профессий, а осознанно — на основе понимания необходимости и важности совершаемых им профессиональных действий. В фильме «Время первых», рассказывающем о подвиге космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева, отражается сущность этих профессиональных качеств. Именно о подвиге, «…потому что в полёте у Леонова и Беляева всё пошло не так и домой они вообще могли не вернуться. Раздулся скафандр, отказала автоматика и отключилась связь с Землёй, космонавты чуть не умерли от кислородного отравления, а затем едва не замёрзли в тайге». Не смотря на тяжелые обстоятельства, Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос в скафандре. Это упрочило лидерство СССР в сфере освоения космоса. Таким образом в кинематографе, через производственный жанр в частности, отражается уважение к профессионализму как к личностному качеству, наглядно демонстрирует проблемы работы в редких специализациях, воспитываются личностные качества.
Профессиональная гордость — это чувство, связанное с переживанием человеком своих успехов. Задачей высшего и среднего профессионального учебного заведения является воспитание у студентов чувства профессиональной гордости на его традициях, знакомство молодых людей с высокими достижениями выдающихся лиц, работавших или работающих в определенной сфере общественной деятельности. Например, ленты о Великой Отечественной войне ярко отражают значимость профессии связиста. Деятельность связистов достаточно незаметна, но как только возникают трудности со связью, сразу образуется ряд проблем и кажется, что без данной профессии уже не возможна полноценная жизнь современного общества.
В профессиограмме связиста основной объём занимают дисциплины технического плана, которые формируют основной пласт знаний. Значительное время уделяется учебной и производственной практике — для формирования профессиональных навыков и умений. Но необходимо любить свою работу, дело, профессию. И в этом направлении СМИ и искусство могут сформировать «позитивные стереотипы о профессии». В данном аспекте проявляются понятия «профессиональный патриотизм», «профессиональный долг, честь, этика». Дисциплин с подобными названиями в учебных заведениях сферы связи нет. Формированием этих качеств характера профессионала занимаются преподаватели профильных предметов (связисты-технари), но этим должны заниматься и преподаватели-гуманитарии.
Конечно, мы не имеем права утверждать, что кинематограф способен кардинально изменить человеческую сущность, просмотрев несколько кинолент содержащих в себе пропагандирующую идеологию важности профессии, профессиональных качеств человека. Но просмотр подобного материала может повлиять, направить, нацелить на определенные сферы профессий, идеи и даже психологические качества.
Среди функций искусства как мощной воздействующей на психику человека силы (в т. ч. и кинематографа) выделяют следующие: воспитательную, познавательную, эстетическую, а в рамках теорий современного искусствоведения ещё развлекательной. По силе воздействия на мышление и формирование таких чувств и качеств, как профессиональный долг, профессиональный патриотизм, профессиональная гордость максимальное воздействие имеют воспитательная и познавательная функции. К сожалению эстетическое воздействие на среднестатистическую единицу молодёжного сообщества влияет минимально. И дело даже не в том, что отсутствуют эстетические ориентиры — просто они очень быстро меняются. Развлекательная функция становится просто «магнитом», т. е. проблема многофункциональности заключается в сокрытии под «маской развлечения» других функций. При подборе киноматериала для учебно-воспитательных целей, необходимо рассмотреть жанровые и тематические особенности кинематографа, их содержание и привлекательность. Это важно для ведения внеучебной работы (киноклубов, литературных, философских кружков и т. д.). Кино в постиндустриальное время имеет очень высокое значение в сфере массовой коммуникации. Печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, сейчас видео и киноматериал формирует негативные и позитивные стереотипы, определяет и наше отношение к реальности, и саму реальность.
В целом видеоматериал является: 1) дополнительным источником информации; 2) элементом повышения наглядности материала; 3) элементом развития эстетического восприятия и воспитания нравственно-этических качеств. По данным исследовательских групп ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15 % речевой информации, а когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65 % сведений. Таким образом, киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он даёт обучающемуся одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие.
Все фильмы можно разделить на четыре основных вида: первый вид — художественный или игровой фильм, второй — документальное кино, третий — научно-популярное кино, включающее и учебное кино и четвертый — Мультипликационное кино. Советский кинематограф был «ориентирован на то, чтобы поднимать самые серьёзные общественные проблемы. В своё время кино помогало успешно решать многие грандиозные задачи: провести коллективизацию и индустриализацию, значительно повысить образованность населения, воспитать новое поколение молодёжи, популяризация профессий и что для сегодняшнего дня актуально — прорыву в космос.
При подборе киноматериала для просмотра необходимо ориентироваться на следующие определённые нами параметры (учитывая, что зрелищность и развлекательная функция является лишь способом привлечения внимания, а инструментарий воспитания профессиональной гордости и патриотизма заключается в анализе содержания сюжета фильма):
- Связь, как значимый элемент сюжета (т. е. без существования современной связи между персонажами нет развития сюжета);
- Связь, как главный элемент сюжета (т. е. существование связи влияет на жизнь главных персонажей кинофильма);
- Связь, как символический элемент сюжета (т. е. элемент связи — телефонный звонок, телеграмма, радиограмма, радио- и телевизионное или почтовое сообщение является толчком к началу развития, развязки, кульминации, финала сюжета);
- Один из главных героев является связистом (радистом, почтальоном, телефонистом, IT-специалистом);
- На принципах радио, телевидения, компьютерных технологий основан сюжет фильма;
- В фильме представляются новые (ранее не существовавшие) принципы связи — телепортация, перемещение во времени и пр.;
- Фильм мотивирует и «подталкивает» зрителя на мысль создания, испытания, изучения средств связи.
Следует учитывать максимальное количество критериев, входящих в перечень. Кроме этого необходимо ориентировать студентов на последующие вопросы после просмотра. Вопросы в свою очередь должны касаться сферы связи и предполагать дальнейшие размышления на данную тему. Государственный заказ на специалистов различных сфер экономики существует. Может быть не в таких масштабах как при плановой экономике. Следовательно, затраты на обучение (в т. ч. и связистов, IT-специалистов и других работников инфокоммуникационного сегмента) могут не оправдаться, если выпускник не испытывает к своей специальности уважения, не имеет чувства профессиональной гордости.
Таким образом, подтверждается предположение о том, что на психологию студентов и мировоззрение в частности могут повлиять различные факторы. Нужно поддерживать молодежь, возможно создать проект(ы), помогающий определится с родом профессиональной деятельности и всячески мотивировать будущих специалистов, нацеливая на успешное будущее. Мотивирующим, созидательным фактором дальнейшего образования, успешного обучения и профессионального роста после получения диплома являются позитивные образы кино, которые (впрочем, как и литература, влияние родителей и СМИ) развивают стремление к росту, создают ориентир для подражания. В данном направлении необходимо рассмотреть жанровые особенности кинематографа, содержание и тематическую принадлежность, возможность использования в рамках образовательных программ и учебных планов, а также реализацию по созданию кино- и литературных клубов в вузах и ссузах (учитывая интересы студентов).
Подобная работа не только хорошо отразится на заинтересованности студентов о своей профессии, но и успешно может развивать, как и творческие способности, так и интеллектуальные умения участников подобных мероприятий. В частности, на базе киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК (ф-л «СибГУТИ) еженедельно проводились просмотры не только учебного (в рамках литературы, биологии, истории, географии и пр.) киноматериала, но кинолент «мотивационного» плана. В киноклубе в течение 3-х лет демонстрировались различные ленты отечественного и зарубежного производства, содержание которых так или иначе касалось инфокоммуникационной сферы (в популяризаторском, познавательном и воспитательном плане). Киноматериал подбирался руководителем клуба совместно с учащимися. Последующий анализ и обсуждение и приводит к необходимым выводам о дальнейшем развитии своих профессиональных и морально-психологических качеств.
Результат деятельности — за время работы киноклуба (а мы учитываем, что своими знаниями и информацией полученными во внеучебное время в киноклубе студенты распространяют в своей среде) в другие учебные заведения не перевёлся ни один учащийся, каждый четвёртый учащийся — член киноклуба получил дополнительную военную специализацию (сертификаты, курсы повышения квалификации и т. п.) самостоятельно изыскивая возможности получения дополнительного образования в рамках специальности.
Литература:
- Кривцун О. Эстетика: учебник для академического бакалавриата /. О. А. Кривцун. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательство. Юрайт, 2014. С.10–25.
- Осипова, Я.В., Тарасов, О. Ю. Морально–психологические особенности подготовки специалистов сферы связи. Возможности воздействия на формирование профессионала. // Материалы IV межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Социальные проблемы молодёжи: от образования до занятости» — 2018. г. Уфа, «Дендра». — С.350–354.
- Харитонова, И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. / И. В. Харитонова — Пермь: Меркурий, 2011. — С.197–198. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 24.01.2019).