Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипова, Я. В. Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи / Я. В. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72278/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Ключевые слова: профессиональное образование, кинематограф и его роль, профессиональная гордость.

В современных динамичных условиях развития высшего и среднего профессионального образования возникает ряд проблем, при подготовке высококвалифицированных специалистов различных экономических сфер. Однако, это не значит, что невозможно, в силу этих условий обстоятельств, подготовить специалиста, который был бы способен не только добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, но и мог бы творчески развиваться и быть ориентиром для других. Развитие же отрасли связи без подготовки профессионалов, также невозможно. Одной из задач при подготовке специалиста является развитие и воспитание в нём профессиональной гордости и профессионального патриотизма.

На формирование личности студента и на выбор профессии выпускником школы влияют множество факторов. Например, удалённость учебных заведений от места основного проживания. Даже при положительном решении возникает ряд дополнительных обстоятельств: новое окружение, дискомфорт, акклиматизация и пр. Второй фактор — материальное благополучие и все дополнительные элементы этой стороны обучения. Третьим важным фактором объективного характера можно назвать влияние средств массовой информации (далее СМИ) во всех их проявлениях — телевидение, радио, Интернет и пр.; искусства — кино, литературы и т. д.; влияние окружающего социума. В любом случае возникает вопрос — станет ли будущий студент, после выпуска, отличным специалистом-профессионалом?

Кино как сильное средство психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия может формировать чувство профессиональной гордости и профессионального патриотизма, благодаря отражению важности этой профессии в фильмах. И не только в спорах с представителями других профессий, а осознанно — на основе понимания необходимости и важности совершаемых им профессиональных действий. В фильме «Время первых», рассказывающем о подвиге космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева, отражается сущность этих профессиональных качеств. Именно о подвиге, «…потому что в полёте у Леонова и Беляева всё пошло не так и домой они вообще могли не вернуться. Раздулся скафандр, отказала автоматика и отключилась связь с Землёй, космонавты чуть не умерли от кислородного отравления, а затем едва не замёрзли в тайге». Не смотря на тяжелые обстоятельства, Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос в скафандре. Это упрочило лидерство СССР в сфере освоения космоса. Таким образом в кинематографе, через производственный жанр в частности, отражается уважение к профессионализму как к личностному качеству, наглядно демонстрирует проблемы работы в редких специализациях, воспитываются личностные качества.

Профессиональная гордость — это чувство, связанное с переживанием человеком своих успехов. Задачей высшего и среднего профессионального учебного заведения является воспитание у студентов чувства профессиональной гордости на его традициях, знакомство молодых людей с высокими достижениями выдающихся лиц, работавших или работающих в определенной сфере общественной деятельности. Например, ленты о Великой Отечественной войне ярко отражают значимость профессии связиста. Деятельность связистов достаточно незаметна, но как только возникают трудности со связью, сразу образуется ряд проблем и кажется, что без данной профессии уже не возможна полноценная жизнь современного общества.

В профессиограмме связиста основной объём занимают дисциплины технического плана, которые формируют основной пласт знаний. Значительное время уделяется учебной и производственной практике — для формирования профессиональных навыков и умений. Но необходимо любить свою работу, дело, профессию. И в этом направлении СМИ и искусство могут сформировать «позитивные стереотипы о профессии». В данном аспекте проявляются понятия «профессиональный патриотизм», «профессиональный долг, честь, этика». Дисциплин с подобными названиями в учебных заведениях сферы связи нет. Формированием этих качеств характера профессионала занимаются преподаватели профильных предметов (связисты-технари), но этим должны заниматься и преподаватели-гуманитарии.

Конечно, мы не имеем права утверждать, что кинематограф способен кардинально изменить человеческую сущность, просмотрев несколько кинолент содержащих в себе пропагандирующую идеологию важности профессии, профессиональных качеств человека. Но просмотр подобного материала может повлиять, направить, нацелить на определенные сферы профессий, идеи и даже психологические качества.

Среди функций искусства как мощной воздействующей на психику человека силы (в т. ч. и кинематографа) выделяют следующие: воспитательную, познавательную, эстетическую, а в рамках теорий современного искусствоведения ещё развлекательной. По силе воздействия на мышление и формирование таких чувств и качеств, как профессиональный долг, профессиональный патриотизм, профессиональная гордость максимальное воздействие имеют воспитательная и познавательная функции. К сожалению эстетическое воздействие на среднестатистическую единицу молодёжного сообщества влияет минимально. И дело даже не в том, что отсутствуют эстетические ориентиры — просто они очень быстро меняются. Развлекательная функция становится просто «магнитом», т. е. проблема многофункциональности заключается в сокрытии под «маской развлечения» других функций. При подборе киноматериала для учебно-воспитательных целей, необходимо рассмотреть жанровые и тематические особенности кинематографа, их содержание и привлекательность. Это важно для ведения внеучебной работы (киноклубов, литературных, философских кружков и т. д.). Кино в постиндустриальное время имеет очень высокое значение в сфере массовой коммуникации. Печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, сейчас видео и киноматериал формирует негативные и позитивные стереотипы, определяет и наше отношение к реальности, и саму реальность.

В целом видеоматериал является: 1) дополнительным источником информации; 2) элементом повышения наглядности материала; 3) элементом развития эстетического восприятия и воспитания нравственно-этических качеств. По данным исследовательских групп ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15 % речевой информации, а когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65 % сведений. Таким образом, киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он даёт обучающемуся одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие.

Все фильмы можно разделить на четыре основных вида: первый вид — художественный или игровой фильм, второй — документальное кино, третий — научно-популярное кино, включающее и учебное кино и четвертый — Мультипликационное кино. Советский кинематограф был «ориентирован на то, чтобы поднимать самые серьёзные общественные проблемы. В своё время кино помогало успешно решать многие грандиозные задачи: провести коллективизацию и индустриализацию, значительно повысить образованность населения, воспитать новое поколение молодёжи, популяризация профессий и что для сегодняшнего дня актуально — прорыву в космос.

При подборе киноматериала для просмотра необходимо ориентироваться на следующие определённые нами параметры (учитывая, что зрелищность и развлекательная функция является лишь способом привлечения внимания, а инструментарий воспитания профессиональной гордости и патриотизма заключается в анализе содержания сюжета фильма):

  1. Связь, как значимый элемент сюжета (т. е. без существования современной связи между персонажами нет развития сюжета);
  2. Связь, как главный элемент сюжета (т. е. существование связи влияет на жизнь главных персонажей кинофильма);
  3. Связь, как символический элемент сюжета (т. е. элемент связи — телефонный звонок, телеграмма, радиограмма, радио- и телевизионное или почтовое сообщение является толчком к началу развития, развязки, кульминации, финала сюжета);
  4. Один из главных героев является связистом (радистом, почтальоном, телефонистом, IT-специалистом);
  5. На принципах радио, телевидения, компьютерных технологий основан сюжет фильма;
  6. В фильме представляются новые (ранее не существовавшие) принципы связи — телепортация, перемещение во времени и пр.;
  7. Фильм мотивирует и «подталкивает» зрителя на мысль создания, испытания, изучения средств связи.

Следует учитывать максимальное количество критериев, входящих в перечень. Кроме этого необходимо ориентировать студентов на последующие вопросы после просмотра. Вопросы в свою очередь должны касаться сферы связи и предполагать дальнейшие размышления на данную тему. Государственный заказ на специалистов различных сфер экономики существует. Может быть не в таких масштабах как при плановой экономике. Следовательно, затраты на обучение (в т. ч. и связистов, IT-специалистов и других работников инфокоммуникационного сегмента) могут не оправдаться, если выпускник не испытывает к своей специальности уважения, не имеет чувства профессиональной гордости.

Таким образом, подтверждается предположение о том, что на психологию студентов и мировоззрение в частности могут повлиять различные факторы. Нужно поддерживать молодежь, возможно создать проект(ы), помогающий определится с родом профессиональной деятельности и всячески мотивировать будущих специалистов, нацеливая на успешное будущее. Мотивирующим, созидательным фактором дальнейшего образования, успешного обучения и профессионального роста после получения диплома являются позитивные образы кино, которые (впрочем, как и литература, влияние родителей и СМИ) развивают стремление к росту, создают ориентир для подражания. В данном направлении необходимо рассмотреть жанровые особенности кинематографа, содержание и тематическую принадлежность, возможность использования в рамках образовательных программ и учебных планов, а также реализацию по созданию кино- и литературных клубов в вузах и ссузах (учитывая интересы студентов).

Подобная работа не только хорошо отразится на заинтересованности студентов о своей профессии, но и успешно может развивать, как и творческие способности, так и интеллектуальные умения участников подобных мероприятий. В частности, на базе киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК (ф-л «СибГУТИ) еженедельно проводились просмотры не только учебного (в рамках литературы, биологии, истории, географии и пр.) киноматериала, но кинолент «мотивационного» плана. В киноклубе в течение 3-х лет демонстрировались различные ленты отечественного и зарубежного производства, содержание которых так или иначе касалось инфокоммуникационной сферы (в популяризаторском, познавательном и воспитательном плане). Киноматериал подбирался руководителем клуба совместно с учащимися. Последующий анализ и обсуждение и приводит к необходимым выводам о дальнейшем развитии своих профессиональных и морально-психологических качеств.

Результат деятельности — за время работы киноклуба (а мы учитываем, что своими знаниями и информацией полученными во внеучебное время в киноклубе студенты распространяют в своей среде) в другие учебные заведения не перевёлся ни один учащийся, каждый четвёртый учащийся — член киноклуба получил дополнительную военную специализацию (сертификаты, курсы повышения квалификации и т. п.) самостоятельно изыскивая возможности получения дополнительного образования в рамках специальности.

Литература:

  1. Кривцун О. Эстетика: учебник для академического бакалавриата /. О. А. Кривцун. — 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательство. Юрайт, 2014. С.10–25.
  2. Осипова, Я.В., Тарасов, О. Ю. Морально–психологические особенности подготовки специалистов сферы связи. Возможности воздействия на формирование профессионала. // Материалы IV межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Социальные проблемы молодёжи: от образования до занятости» — 2018. г. Уфа, «Дендра». — С.350–354.
  3. Харитонова, И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. / И. В. Харитонова — Пермь: Меркурий, 2011. — С.197–198. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 24.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная гордость, профессиональный патриотизм, Беляево, качество, подбор киноматериала, профессиональное образование, профессиональный долг, развлекательная функция, ряд проблем, сфера связи.


Ключевые слова

профессиональное образование, кинематограф и его роль, профессиональная гордость

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся

В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Потенциал учебного предмета «Технология» в профессиональном самоопределении обучающихся

В статье авторы пытаются обратить внимание на необходимость обновления системы профессиональной ориентации.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Задать вопрос