Проблемы реализации права на Дальневосточный гектар. Пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ульянова, Д. А. Проблемы реализации права на Дальневосточный гектар. Пути решения / Д. А. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72282/ (дата обращения: 19.12.2024).



В связи с возникающими проблемами при реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, предусматривающего возможность однократного получения гражданами РФ и лицами без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельного участка в ДФО в исследовательской работе привлечено внимание к изучению проблем и поиском путей их устранения.

Ключевые слова: Дальний Восток, Российская Федерация, дальневосточный гектар, Дальневосточный федеральный округ, государственная программа, земельный участок, добровольное переселение, освоение земли.

Для решения ряда дальневосточных проблем, в том числе и демографической, был принят Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который вступил в силу с 01.06.2016.

Данный закон предполагает выделение бесплатных земельных участков, площадью один гектар на территории Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалина. Право выбрать земельный участок в муниципальном образовании своего субъекта ДВФО вначале предоставлялось лишь жителям Дальнего Востока, но позже оно было дано всем гражданам страны, независимо от прописки. После изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 503-ФЗ, право на Дальневосточный гектар предоставляется и иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Несмотря на реализацию проекта по привлечению жителей на Дальний Восток, численность населения Дальнего Востока продолжает сокращаться. Так, численность населения ДФО в 2015 г. составляла 6 211 021 чел., в 2017 г. — 6 182 679 чел. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, на 01 января 2017 года в целом по России, плотность населения составляет 8,6 человек на 1 кв.км., в Дальневосточном федеральном округе — 1,0 человек на 1кв.км. Данный показатель является минимальным в России.

Дальневосточники понимают, что жить и работать на территории Дальнего Востока не так просто, как кажется на первый взгляд. Удаленность от столицы, суровые климатические условия, зона рискованного земледелия и иные факторы усложняют проживание на Дальнем Востоке, в связи с чем, многие дальневосточники отказываются от реализации права на «дальневосточный гектар».

В целях определения проблем реализации права на «дальневосточный гектар» при содействии преподавателей правовых дисциплин был проведен опрос студентов Хабаровского торгово-экономического техникума.

Количественную сторону исследования составили 100 студентов из четырех групп ХТЭТ. Качественная сторона обеспечивалась за счет однородности респондентов.

Исследование проводилось в виде анкетирования. Анкета включала в себя два закрытых и один открытый вопрос, что позволило более широко интерпретировать полученные в ходе исследования данные.

Опрашиваемым задавали следующие вопросы:

  1. Есть ли у Вас знакомые, реализовавшие право на Дальневосточный гектар?

ДА

НЕТ

  1. Планируете ли Вы подать заявку на освоение Дальневосточного гектара?

ДА

НЕТ

  1. Назовите причину, по которой Вы или Ваши знакомые отказались от реализации права на Дальневосточный гектар.

По результатам опроса установлено, что из 100 опрошенных — 99 не реализовали право на ДВ гектар, у 3 опрошенных — есть знакомые, подавшие заявки на получение ДВ гектара, и ни у одного из опрошенных нет знакомого, получившего ДВ гектар.

Среди причин, по которым опрошенные отказались от реализации права на «дальневосточный гектар», выделены следующие:

– Нехватка информации об участках и недостоверная информация о них -26 %;

– Отсутствие инфраструктуры — 30 %;

– Небольшой промежуток времени для освоения земли -9 %;

– Финансовая нагрузка -38 %.

Основные проблемы реализации права на ДВ гектар

Рис. 1. Основные проблемы реализации права на ДВ гектар

Анализ результата опроса, и практики показывает, что проблемных вопросов несколько и они в значительной мере могут стать препятствием на пути эффективности действия государственной программы и её правоприменения.

Проблема № 1: Нехватка информации об участках и недостоверная информация о них. Не все жители России знают о существовании возможности получить бесплатный гектар на Дальнем Востоке. Жителям России необходимо предоставлять достаточное количество информации о возможностях Дальнего Востока, о новой экономической политике, которая реализуется. Требуют уточнения и картографические данные не только по границам самих территорий, но и по их предположительному использованию. Часть пригодных для освоения земель являются недоступными, имея отношение к землям Минобороны или, например, планировочным зонам рекреации растущего поселения.

Кроме того, карты Росреестра настолько неактуальны, что на предполагаемых территориях уже есть здания, а сами территории используются без ведома органов местного самоуправления уже несколько лет. Кроме того, необходимо уточнить картографические данные по границам территорий и их предположительному использованию.

Проблема № 2: Отсутствие инфраструктуры. Первостепенным и дорогим фактором освоения дальневосточных земель служит строительство инфраструктуры, объекты которой зачастую отсутствуют в предложенных по программе районах. К предлагаемым гектарам нет даже дорог. Непригодная для претворения в жизнь данная идея является в основном с точки зрения экономической обоснованности для переселенцев, её рентабельности, так как на тех землях, которые выделены «под раздачу» в основном отсутствует инфраструктура для развития региона.

Практическое решение: Отсутствие четкой инфраструктуры в большинстве районов Дальневосточного федерального округа требует разработки четкого плана её развития.

Развитие транспортной инфраструктуры как нельзя кстати, окажет положительное влияние на освоение всех предлагаемых территорий, обеспечив доступ к крупным транспортным магистралям федерального значения и, соответственно материальной составляющей городов, предоставить рынки сбыта производимой продукции, для развитие среднего бизнеса. Проще решается этот вопрос в случае организации поселения, что гораздо выгодней обеспечит подключение основных коммуникаций: электрификация, водоотведение, канализация и так далее.

Проблема № 3:Небольшой промежуток времени для освоения земли.

Земельный участок передаётся в безвозмездное пользование на пять лет. На протяжении этого срока землю нельзя продавать, дарить или отдавать кому-нибудь в аренду. Через пять лет в случае освоения участка, гражданин получает право оформить его в собственность или аренду. А если за пять лет гектар так и остался не освоенным его забирают. Решить эту проблему можно только увеличением промежутка времени для его освоения, хотя бы до десяти лет. И кроме того предоставить гражданам возможность продлить срок для бесплатного освоения гектара, при условии начала его освоения, то есть работы на участке уже ведутся, но ещё не окончены.

Проблема № 4: Финансовая нагрузка. Главным зачином любой деятельности служит ориентировочная финансовая нагрузка предполагаемой реализации проекта на участке. Если говорить о поселении, необходима организация жилого фонда, а затем производственного, или рабочего места. В обоих случаях ситуация в крае решается сложно. Решение: ввести льготное (беспроцентное) кредитование участников госпрограммы для освоения дальневосточных гектаров (для развития инфраструктуры, постройки жилых домов, развития бизнеса и т. д.) Предусмотреть льготное налогообложение для освоивших гектары, хотя бы первые 10 лет после их освоения.

С экрана телевизора на нас смотрят довольные фермеры, получившие дальневосточный гектар на Дальнем Востоке, но есть и «отрицательная» практика по освоению гектаров. Так, например, возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.260 УК РФ — «Незаконная вырубка зеленых насаждений», в соответствии с которым Александру Кудинову грозит наказание от штрафа в размере 1,5 млн. рублей до 4 лет лишения свободы. Оказывается, многие не знают, что согласно п.2 ст. 8 ФЗ № 119-ФЗ обладатель «дальневосточного гектара» перед тем, как начать его освоение должен получить разрешение на вырубку древесно-кустарниковой растительности и растений, не отнесенных к лесным насаждениям. Одним из решений данной проблемы являются поправки в № 119-ФЗ, согласно которым обладателям «дальневосточного гектара» не требуется разрешение на вырубку древесно-кустарных растений.

Подводя итоги можно утверждать, что право на «дальневосточный гектар» является уникальной возможностью для России в сложившейся экономической ситуации поднять экономику Дальневосточного федерального округа на новый уровень. При реализации права на «дальневосточный гектар» необходимо учитывать выявленные в ходе настоящего исследования проблемы и пути их решения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 308(ред. от 31.08.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”
  3. Ефременко А. А., Фещенко Н. В. //«Дальневосточный гектар» Проблемы и перспективы (социологический аспект)
  4. Рыжова Н. П., Журавская Т. Н., Феоктистова К. И. // «Дальневосточный гектар»: эксперемент по формированию института прав собственности на землю?
  5. Гладкий Ю. Н. // «Дальневосточный гектар»: Благая идея при завышенных ожиданиях
  6. Кикоть Е. А., Казыренко Н. Е. // Проблемы планирования территории при освоении дальневосточного гектара
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, дальневосточный гектар, Российская Федерация, государственная программа, Дальневосточный федеральный округ, земельный участок, гектар, добровольное переселение, освоение земли, Россия.


Похожие статьи

Коллизии в правовом регулировании жилищных прав инвалидов (на примере Тюменской области)

Статья посвящена исследованию проблем, с которыми могут столкнуться инвалиды при реализации своих жилищных прав на территории Тюменской области. В связи с чем, был проведен сравнительный анализ нормативного правового массива и положений судебной прак...

Защита прав несовершеннолетних при продаже недвижимости

В данной статье рассмотрены особенности защиты жилищных прав несовершеннолетних в аспекте умаления их при продаже недвижимого имущества, которое приобреталась с использованием материнского капитала.

Современное состояние правового регулирования компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы компенсации проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. Рассмотрены проблемы, ...

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является регулирование процесса прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Также по сей день одним из важнейших и менее исследованных...

Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает противоречия в законодательстве, регулирующем предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 л...

Права на землю иностранных граждан и иностранных юридических лиц по законодательству РФ

В статье охарактеризованы особенности предоставления иностранным гражданам и юридическим лицам в собственность и аренду земельных участков. Особое внимание уделено ограничениям, налагаемым на иностранных субъектов в рамках исследуемых отношений. Сдел...

Развитие бесплатного предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности в Курской области

В статье рассматривается вопрос бесплатного предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности на территории Курской области, анализируются положения Федерального и регионального законодательства, предлагается внесение...

Меры социальной поддержки по обеспечению права на жилище

В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на жилище в Российской Федерации. Определены основные юридические возможности реализации права на жилище. А также рассмотрены меры поддержки по обеспечению жильем и земельными участками отдельных кат...

К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции населения

Положение иностранных граждан, прибывших на территорию России, регулируется как на федеральном уровне государственной власти, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Участие субъектов Российской Федерации возможно при соблюдении ряда условий.

Практический опыт исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по ликвидации в течение трех лет очереди многодетных семей на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка

В статье изучаются основные механизмы, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей в Свердловской области, анализируется их практическая целесообразность. Проводится анализ современного законодательства Свердловской области.

Похожие статьи

Коллизии в правовом регулировании жилищных прав инвалидов (на примере Тюменской области)

Статья посвящена исследованию проблем, с которыми могут столкнуться инвалиды при реализации своих жилищных прав на территории Тюменской области. В связи с чем, был проведен сравнительный анализ нормативного правового массива и положений судебной прак...

Защита прав несовершеннолетних при продаже недвижимости

В данной статье рассмотрены особенности защиты жилищных прав несовершеннолетних в аспекте умаления их при продаже недвижимого имущества, которое приобреталась с использованием материнского капитала.

Современное состояние правового регулирования компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы компенсации проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. Рассмотрены проблемы, ...

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является регулирование процесса прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Также по сей день одним из важнейших и менее исследованных...

Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает противоречия в законодательстве, регулирующем предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 л...

Права на землю иностранных граждан и иностранных юридических лиц по законодательству РФ

В статье охарактеризованы особенности предоставления иностранным гражданам и юридическим лицам в собственность и аренду земельных участков. Особое внимание уделено ограничениям, налагаемым на иностранных субъектов в рамках исследуемых отношений. Сдел...

Развитие бесплатного предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности в Курской области

В статье рассматривается вопрос бесплатного предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности на территории Курской области, анализируются положения Федерального и регионального законодательства, предлагается внесение...

Меры социальной поддержки по обеспечению права на жилище

В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на жилище в Российской Федерации. Определены основные юридические возможности реализации права на жилище. А также рассмотрены меры поддержки по обеспечению жильем и земельными участками отдельных кат...

К вопросу о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции населения

Положение иностранных граждан, прибывших на территорию России, регулируется как на федеральном уровне государственной власти, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Участие субъектов Российской Федерации возможно при соблюдении ряда условий.

Практический опыт исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по ликвидации в течение трех лет очереди многодетных семей на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка

В статье изучаются основные механизмы, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей в Свердловской области, анализируется их практическая целесообразность. Проводится анализ современного законодательства Свердловской области.

Задать вопрос