В связи с возникающими проблемами при реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, предусматривающего возможность однократного получения гражданами РФ и лицами без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельного участка в ДФО в исследовательской работе привлечено внимание к изучению проблем и поиском путей их устранения.
Ключевые слова: Дальний Восток, Российская Федерация, дальневосточный гектар, Дальневосточный федеральный округ, государственная программа, земельный участок, добровольное переселение, освоение земли.
Для решения ряда дальневосточных проблем, в том числе и демографической, был принят Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который вступил в силу с 01.06.2016.
Данный закон предполагает выделение бесплатных земельных участков, площадью один гектар на территории Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалина. Право выбрать земельный участок в муниципальном образовании своего субъекта ДВФО вначале предоставлялось лишь жителям Дальнего Востока, но позже оно было дано всем гражданам страны, независимо от прописки. После изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 503-ФЗ, право на Дальневосточный гектар предоставляется и иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Несмотря на реализацию проекта по привлечению жителей на Дальний Восток, численность населения Дальнего Востока продолжает сокращаться. Так, численность населения ДФО в 2015 г. составляла 6 211 021 чел., в 2017 г. — 6 182 679 чел. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, на 01 января 2017 года в целом по России, плотность населения составляет 8,6 человек на 1 кв.км., в Дальневосточном федеральном округе — 1,0 человек на 1кв.км. Данный показатель является минимальным в России.
Дальневосточники понимают, что жить и работать на территории Дальнего Востока не так просто, как кажется на первый взгляд. Удаленность от столицы, суровые климатические условия, зона рискованного земледелия и иные факторы усложняют проживание на Дальнем Востоке, в связи с чем, многие дальневосточники отказываются от реализации права на «дальневосточный гектар».
В целях определения проблем реализации права на «дальневосточный гектар» при содействии преподавателей правовых дисциплин был проведен опрос студентов Хабаровского торгово-экономического техникума.
Количественную сторону исследования составили 100 студентов из четырех групп ХТЭТ. Качественная сторона обеспечивалась за счет однородности респондентов.
Исследование проводилось в виде анкетирования. Анкета включала в себя два закрытых и один открытый вопрос, что позволило более широко интерпретировать полученные в ходе исследования данные.
Опрашиваемым задавали следующие вопросы:
ДА НЕТ
ДА НЕТ
|
По результатам опроса установлено, что из 100 опрошенных — 99 не реализовали право на ДВ гектар, у 3 опрошенных — есть знакомые, подавшие заявки на получение ДВ гектара, и ни у одного из опрошенных нет знакомого, получившего ДВ гектар.
Среди причин, по которым опрошенные отказались от реализации права на «дальневосточный гектар», выделены следующие:
– Нехватка информации об участках и недостоверная информация о них -26 %;
– Отсутствие инфраструктуры — 30 %;
– Небольшой промежуток времени для освоения земли -9 %;
– Финансовая нагрузка -38 %.
Рис. 1. Основные проблемы реализации права на ДВ гектар
Анализ результата опроса, и практики показывает, что проблемных вопросов несколько и они в значительной мере могут стать препятствием на пути эффективности действия государственной программы и её правоприменения.
Проблема № 1: Нехватка информации об участках и недостоверная информация о них. Не все жители России знают о существовании возможности получить бесплатный гектар на Дальнем Востоке. Жителям России необходимо предоставлять достаточное количество информации о возможностях Дальнего Востока, о новой экономической политике, которая реализуется. Требуют уточнения и картографические данные не только по границам самих территорий, но и по их предположительному использованию. Часть пригодных для освоения земель являются недоступными, имея отношение к землям Минобороны или, например, планировочным зонам рекреации растущего поселения.
Кроме того, карты Росреестра настолько неактуальны, что на предполагаемых территориях уже есть здания, а сами территории используются без ведома органов местного самоуправления уже несколько лет. Кроме того, необходимо уточнить картографические данные по границам территорий и их предположительному использованию.
Проблема № 2: Отсутствие инфраструктуры. Первостепенным и дорогим фактором освоения дальневосточных земель служит строительство инфраструктуры, объекты которой зачастую отсутствуют в предложенных по программе районах. К предлагаемым гектарам нет даже дорог. Непригодная для претворения в жизнь данная идея является в основном с точки зрения экономической обоснованности для переселенцев, её рентабельности, так как на тех землях, которые выделены «под раздачу» в основном отсутствует инфраструктура для развития региона.
Практическое решение: Отсутствие четкой инфраструктуры в большинстве районов Дальневосточного федерального округа требует разработки четкого плана её развития.
Развитие транспортной инфраструктуры как нельзя кстати, окажет положительное влияние на освоение всех предлагаемых территорий, обеспечив доступ к крупным транспортным магистралям федерального значения и, соответственно материальной составляющей городов, предоставить рынки сбыта производимой продукции, для развитие среднего бизнеса. Проще решается этот вопрос в случае организации поселения, что гораздо выгодней обеспечит подключение основных коммуникаций: электрификация, водоотведение, канализация и так далее.
Проблема № 3:Небольшой промежуток времени для освоения земли.
Земельный участок передаётся в безвозмездное пользование на пять лет. На протяжении этого срока землю нельзя продавать, дарить или отдавать кому-нибудь в аренду. Через пять лет в случае освоения участка, гражданин получает право оформить его в собственность или аренду. А если за пять лет гектар так и остался не освоенным его забирают. Решить эту проблему можно только увеличением промежутка времени для его освоения, хотя бы до десяти лет. И кроме того предоставить гражданам возможность продлить срок для бесплатного освоения гектара, при условии начала его освоения, то есть работы на участке уже ведутся, но ещё не окончены.
Проблема № 4: Финансовая нагрузка. Главным зачином любой деятельности служит ориентировочная финансовая нагрузка предполагаемой реализации проекта на участке. Если говорить о поселении, необходима организация жилого фонда, а затем производственного, или рабочего места. В обоих случаях ситуация в крае решается сложно. Решение: ввести льготное (беспроцентное) кредитование участников госпрограммы для освоения дальневосточных гектаров (для развития инфраструктуры, постройки жилых домов, развития бизнеса и т. д.) Предусмотреть льготное налогообложение для освоивших гектары, хотя бы первые 10 лет после их освоения.
С экрана телевизора на нас смотрят довольные фермеры, получившие дальневосточный гектар на Дальнем Востоке, но есть и «отрицательная» практика по освоению гектаров. Так, например, возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.260 УК РФ — «Незаконная вырубка зеленых насаждений», в соответствии с которым Александру Кудинову грозит наказание от штрафа в размере 1,5 млн. рублей до 4 лет лишения свободы. Оказывается, многие не знают, что согласно п.2 ст. 8 ФЗ № 119-ФЗ обладатель «дальневосточного гектара» перед тем, как начать его освоение должен получить разрешение на вырубку древесно-кустарниковой растительности и растений, не отнесенных к лесным насаждениям. Одним из решений данной проблемы являются поправки в № 119-ФЗ, согласно которым обладателям «дальневосточного гектара» не требуется разрешение на вырубку древесно-кустарных растений.
Подводя итоги можно утверждать, что право на «дальневосточный гектар» является уникальной возможностью для России в сложившейся экономической ситуации поднять экономику Дальневосточного федерального округа на новый уровень. При реализации права на «дальневосточный гектар» необходимо учитывать выявленные в ходе настоящего исследования проблемы и пути их решения.
Литература:
- Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 308(ред. от 31.08.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”
- Ефременко А. А., Фещенко Н. В. //«Дальневосточный гектар» Проблемы и перспективы (социологический аспект)
- Рыжова Н. П., Журавская Т. Н., Феоктистова К. И. // «Дальневосточный гектар»: эксперемент по формированию института прав собственности на землю?
- Гладкий Ю. Н. // «Дальневосточный гектар»: Благая идея при завышенных ожиданиях
- Кикоть Е. А., Казыренко Н. Е. // Проблемы планирования территории при освоении дальневосточного гектара