Основополагающей задачей данной статьи является рассмотрение и анализ отношения современной студенческой молодежи к Хабаровскому краевому музею имени Н. И. Гродекова, анализ причин снижения интереса к посещению музея. В рамках работы выявлены основные ценностные приоритеты современной молодежи, проанализированы мнения и оценки студенчества в отношении роли музея в их жизни, разработаны практические предложения и рекомендации для руководства музея, направленные на повышение интереса студенческой молодежи к посещению музея.
Ключевые слова: студенческая молодежь, культура, музей, посещаемость, информированность, мотивация, ценности.
Культура и ее основные агенты (в частности музеи) играют одну из определяющих ролей в процессе социализации личности человека, ее становлении, формировании ценностей. В свою очередь, молодежь — это та особая социальная группа общества, которая ещё находится в стадии своего становления, только формирует свою систему ценностей, ее мировоззрение находится в активной фазе становления, процесс ее социализации обусловлен теми условиями, которые созданы в обществе для молодежи, в том числе и происходящими в жизни молодых людей событий. И от того, какими эти условия и события будут, во многом будут и определяться ее ценностные установки, непосредственно сами ценности, и что самое важное — ее культурное развитие. В конечном счете, от этого будет зависеть и развитие самого общества в целом.
Музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой; он доносит своими средствами до каждого отдельного человека комплекс духовных ценностей, идей, эмоций и, тем самым, включает его в культурно-исторический процесс.
В период с ноября 2018 года по февраль 2019 года я принимала участие в составе научного коллектива, который выполнял исследования по заказу Гродековского музея, и одна из многих проблем, обозначенных заказчиком — проблема низкого уровня посещения музея студенческой молодежью, что заинтересовало меня и стало основой для подготовки данной статьи.
В рамках нашего исследования было проведено 8 фокус-групп со студентами ведущих вузов г. Хабаровска с целью изучения их отношения к музею и разработки практических рекомендаций к повышению их интереса к музею.
Результаты проведенных фокус-групповых исследований позволяют сформулировать 4 ключевых вывода, характеризующих отношение студентов к музею.
- Посещаемость. Посещаемость Гродековского музея студенческой молодежью достаточно низкая. Наиболее распространенные ответы студентов: «Нет, я не была в музее»; «Была, около 10 лет назад, только один раз». У студентов сложилось деформированное представление о музее. В их понимании — музей — это хранилище старых экспонатов, на которые нет желания смотреть еще раз. Однако сейчас музей перестал быть статичной картиной. Он динамично развивается, представляя новые форматы коммуникационного пространства, проводя множество выставок, мастер-классов и мероприятий.
- Информированность. Мы выявили, что преобладающая часть студенческой молодежи слабо информированы о музее, его выставках, даже о его местонахождении. На вопрос: «Встречаете ли Вы где-нибудь информацию о музее, его выставках, экспозициях?», мы получили следующие ответы: «Ну так, слышал, название на слуху, но конкретного ничего»; «Не встречала нигде»; «На моей памяти — я не видела». Данные результаты свидетельствуют о слабых коммуникационных каналах музея, неразвитой рекламной кампании. До студентов информация о выставках и экспозициях практически не доходит.
- Интерес к каналам коммуникации. После небольшого эксперимента с анализом «Instagram»-аккаунта музея, мнения студентов разделились — есть положительные отзывы по поводу аккаунта музея: «Красиво, информативно»; «Хорошо, что есть часы работы и цены». Но также есть и то, над чем необходимо работать: «Когда только открываешь профиль, непонятно, куда ты попал. Описание сливается. Иногда текст идет сплошняком, а люди ленивые сейчас и не любят читать, тем самым не понимаешь, что написано». Некоторые проявили интерес и даже подписались на музей после данного эксперимента.
- Мотивация. Также результаты нашего исследования выявили еще одну важную проблему — современная студенческая молодежь практически никак не замотивирована на посещение музея. Большинству просто не интересен музей как способ проведения свободного времени, досуга, как способ развития себя: «Сейчас наши интересы — посидеть где-то, попить алкогольные напитки, посмотреть фильмы, залезть в Интернет, полистать ленту в Instagram, а не сходить просветиться».
Проанализировав мнения студентов, мы определили ряд предложений, которые можно разделить на 4 группы.
1) Сейчас наиболее популярными социальными сетями в России среди студенческой молодежи являются «ВКонтакте» и «Instagram». Большинство информации студенты как раз получают из этих социальных сетей. И чтобы музею донести всю ту информацию о предстоящих интересных мероприятиях как раз используется такая социальная сеть, как Инстаграм. И чтобы ее грамотно и красиво преподнести студентом, необходимо развивать аккаунт. Вот одно из предложений — единый стиль аккаунта, рациональное ведение аккаунта — деление на секции: «Необходимо сделать полностью единый стиль, цветовую гамму аккаунта». «Можно все разделить на 3 колонки, первая бы показывала, какие в музее есть объекты, вторая — фотографии с мероприятий, а третья — афиши выставок. Кстати, я бы добавила больше афиш, потому что обычные фотографии с уже прошедшего мероприятия не заинтересуют пользователей».
2) Неотъемлемой частью музея являются постоянно сменяемые выставки. Поинтересовавшись у студенческой молодежи, мы выявили некоторые их предложения по их модернизации, а также как сделать так, чтобы именно молодежи хотелось бы посмотреть на них. Некоторые из предложений:
– Новые технологии: «Я бы хотела посмотреть на выставку новых технологий».
– Выставки картин: «Картинная выставка тоже очень интересна. Если бы привезли известные картины, я бы точно сходил на такую выставку».
– Космос: «Я бы с удовольствием посетила бы что-то вроде планетария».
– Фотовыставки: «Меня очень привлекают фотовыставки с необычными фотографиями, когда ты 3 часа стоишь и разглядываешь именно фотографию». «Фотографии — сравнения, например, улица Карла-Маркса тогда и сегодня».
3) Что касается посещения, то основным вопросом является необходимость налаживания связи музея и высших учебных заведений, выстраивая их тесную коммуникацию. «Взаимодействие с ВУЗами очень важно, потому что там вся молодежь. Должно быть конкретное содействие». «Можно вообще сделать так: выделить один день в неделе и сделать скидки, например, понедельник — РАНХиГС, вторник — ДВГУПС, среда — ХГУЭП».
4) Одним из самых значимых и эффективных средств продвижения музея — реклама. Посредством хорошей рекламной кампании большее количество студенческой молодежи узнает о музее и начинает его посещать. Студенты выделили большое количество предложений по развитию и улучшению рекламной кампании музея. Мы выделили следующие:
– Привлечение внимания: «Вот если бы в рекламе было написано: «Вы такого еще никогда не видели…».
– Грамотное распространение: «Знаете, песни с реклам, которые заедают, мы все знаем. Что-то подобное можно сделать, чтобы стоять на остановке, пока ждешь автобус и слышать эту рекламу, чтобы уже наизусть знать. Все ведь дело в рекламе и ее распространении».
– Массовость: «Надо, чтобы рекламы было много по всему городу, чтобы она бросалась в глаза».
Опираясь на результаты нашего фокус-группового исследования мы выяснили, как в современном мире студенческая молодежь относится к музею. В целом, можно отметить незаинтересованность и незамотивированность студентов на посещение музея. Возможные причины этому: деформированное представление студентов о музее (молодежь считает, что это не то место, которое можно посетить больше одного раза); недостаточная информированность студенческой молодежи о музее и проводимых многочисленных сменяемых выставках, проведении уникальных молодежных мероприятий, переориентации музея в работе на развитие его коммуникационного пространства.
В целом, приняв во внимание результаты в виде оценок и предложений студенческой молодежи по поводу улучшения работы Хабаровского краевого музея имени И. Н. Гродекова, можно в действительности добиться поставленных целей музея и увеличить интерес студентов к самому музею, посещению его выставок. Наши результаты и предложения переданы руководству музея. Надеемся, что они станут основой для повышения интереса студентов к посещению современного коммуникационного пространства нашего музея.
Литература:
- Согомонов А.. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — с. 335.
- Чупров В. И. Молодежь // Социология молодежи: энциклопедический словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. — Москва: Academia, 2008. — с. 267.
- Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — с. 344.
- Ковалева А. И. Социализация // Социология молодежи: энциклопедический словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. — Москва: Academia, 2008. — с. 442.
- А. Г. Харчев. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). — М.: Политиздат, 1990. — с. 99.
- Фофин А. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности // Magister Dixit. — 2013. — с. 2–8.
- Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма: аналитическая записка / Авторы-сост.: М. Скирда, К. Чуева, А. Бойко [и др.]. — Киев, 2012 — с. 48.
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. — М.: ИНФРА-М, 2007. — с. 13.
- Гуркина А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 648–651.
- Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. — 2016. — № 2–1. — с. 205–212.
- Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. — 1994. — № 8–9. — С.3–15.
- Сейедтахер Г. А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи // Наука. Педагогика. — 2013. — с. 3–9.
- Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. — с. 28.
- Узакбаева Г., Маханова Б. Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1. — С. 91–92.