Улучшение инвестиционного климата Хабаровского края: проблемы и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Приятелева, А. О. Улучшение инвестиционного климата Хабаровского края: проблемы и перспективы развития / А. О. Приятелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72289/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена проблеме привлечения инвестиций в Хабаровский край и улучшения инвестиционного климата региона. Проводится анализ инвестиционной деятельности края, выделяются основные факторы и проблемы, влияющие на деловой климат и на приток инвестиций. Разрешительная документация является одним из таких факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат края, в частности разрешение на строительство как один из показателей, учитывающийся Агентством стратегических инициатив при оценке инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. Предложен проект упрощения процедуры получения разрешительной документации в сфере строительства, оптимизирующий деятельность органов власти, ресурсоснабжающих организаций и застройщиков.

Ключевые основа : инвестиционный климат, инвестиции, административные барьеры, получение разрешения на строительство.

Одним из приоритетных направлений экономического роста Российской Федерации, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2019 года, является улучшение делового инвестиционного климата субъектов РФ для эффективного роста инвестиций в пределах 6–7 %, а также снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и раскрытия потенциалов регионов страны. Несомненно, одним из необходимых условий стабильного функционирования и развития как хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, отдельных регионов, так и государства в целом являются инвестиции. Наиболее общим критерием для принятия решения об инвестировании является оценка инвестиционного климата на макроуровне по ряду показателей, разработанных Агентством стратегических инициатив.

Под инвестиционным климатом понимается совокупность общественных и институциональных условий, при которых субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности обладают возможностями и стимулом к инвестированию.

Процесс создания благоприятного инвестиционного климата состоит из многих взаимосвязанных компонентов. Во-первых, создание необходимых правовых предпосылок — принятие региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантии инвесторам при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во-вторых, обеспечение доступной инвестиционной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов инвесторов, включающей различные инвестиционные площадки. В-третьих, предоставление государственных услуг в сфере строительства, которые являются административными барьерами, отталкивающих потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в развитие региона.

Создание той самой необходимой институциональной и инфраструктурной среды инвестиционного климата, что обозначено в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, является неким фундаментом или основой для активизации инвестиционной активности.

По данным Агентства стратегических инициатив Хабаровский край в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2018 году вошел в двадцатку регионов с наилучшим инвестиционным климатом, причем ни один из субъектов ДФО в это число не попал. За последние три года макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста инвестиций в экономику.

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае с 2015 по 2017 годы

Показатель

2015 год

2016 год

Темп роста в 2016 г. к 2015., %

2017 год

Темп ростав 2017 г. к 2016 г., %

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

114008,1

120091,1

105,36

117191,9

97,58

По объему инвестиций в основной капитал в 2015–2017 гг. край занимал 4-ое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Общий темп роста инвестиций в 2017 году по сравнению с 2015 составил 2,8 %, тогда как по ДФО — 34,5 %. Доля инвестиций Хабаровского края в общем объеме инвестиций ДФО составляет около 10–12 %, что значительно уступает Сахалинской области с 25 % и Республике Саха (Якутия) — 30 %.

Одним из аспектов инвестиционной деятельности является привлечение инвестиций в строительную отрасль. Можно сказать, что инвестиции в сфере строительства занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций Хабаровского края, в 2015 году доля составляла 6,79 %, а к 2017–2,9 %. Что касается субъектов ДФО, то эта доля также несущественна и насчитывает около 5 %.

Таблица 2

Динамика инвестиций в основные фонды в сфере строительства Хабаровского края в 2015–2017 годы

2015 год

2016 год

2017год

Инвестиции в основной капитал в сфере строительства, млн. руб.

7752,5

2593,5

3398,6

Доля в общем объеме инвестиций в основные фонды, %

6,79

2,16

2,9

Таким образом, темпы роста инвестиционной деятельности Хабаровского края по основным макроэкономическим показателям значительно отстают от средних по Дальневосточному федеральному округу, в частности от Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). Отсюда возникает вопрос: инвестиционный климат края оценивается как благоприятный, а притока инвестиций, по сравнению с другими регионами, не наблюдается.

Несмотря на то, что в крае уже созданы все необходимые условия, обозначенные в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, немало важной проблемой, отталкивающей потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в край, остается качество регуляторной среды, т. е. предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в частности в сфере строительства.

К данной группе факторов, влияющих на инвестиционный климат, относятся четыре вида услуг: регистрация юридических лиц; регистрация прав собственности; подключение к электроэнергии и получение разрешения на строительство. Что касается первых трех позиций, то в Хабаровском крае они реализуются достаточно эффективно и оценены Экспертной группой Национального рейтинга на категорию «А» и «В», что является высоким показателям среди субъектов РФ. Тогда как получение разрешения на строительство относится к группе отстающих параметров, которое характеризуется оценкой «D» и не изменяется на протяжении трех лет, тем самым сдерживает рост бизнес-привлекательности края.

Таким образом, на сегодняшний день в Хабаровском крае существует проблема, связанная с длительностью получения разрешения на строительство, препятствующая улучшению инвестиционного климата края, а, следовательно, и привлечению инвестиций.

Количество процедур и сроки их прохождения в каждом субъекте РФ различны. Получение разрешения на строительство в Хабаровском крае по состоянию на 2018 год составляет 160 дней и включает в себя 13 основных процедур, что намного дольше, чем в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге срок получения разрешения меньше на 50 дней, а в Татарстане — на 119 дней.

Сроки получения разрешения на строительство в субъектах РФ на 2018 г.

Рис. 1. Сроки получения разрешения на строительство в субъектах РФ на 2018 г.

Следовательно, получение разрешения на строительство в Хабаровском крае достаточно долгий и сложный процесс, требующий получения целого ряда сопутствующих документов и неоднократного посещения соответствующих органов застройщиком.

Для упрощения получения разрешения на строительство необходимо внедрить новую форму взаимодействия для всех заинтересованных сторон. Предлагается создать «Единый центр строительства Хабаровского края» — это электронная система, основанная по принципу «одного окна», которая объединяет в себе процедуры, необходимые для получения разрешения на строительство, и дает возможность застройщикам получить их в электронном виде. Система представляет собой государственную информационную систему, обеспечивающую обмен информацией в электронном виде, между исполнительными органами государственной власти края, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, органами МСУ, а также физическими и юридическими лицами, являющимися субъектами отношений в сфере строительства на территории края.

Основные целями создания данной системы:

 минимизация сроков получения разрешения на строительство и повышение прозрачности процессов в сфере строительства в Хабаровском крае;

 контроль процессов в сфере строительства в крае;

 создание единого информационного пространства в сфере строительства в крае.

Данная система напрямую будет связана с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг Хабаровского края» — «Услуги27». Подача заявления на получение комплекса процедур будет осуществлять на региональном портале государственных услуг. Далее застройщику будет предоставляться доступ в «Едином центре строительства», где в дальнейшем он будет отслеживать весь ход предоставления услуг.

На начальном этапе застройщик составляет «технологическую цепочку» процедур в сфере строительства, которые ему необходимо получить на конечном этапе, и выгружает в сеть документы, собранные им ранее. Органы власти и ведомственные структуры, в свою очередь, реализуют межведомственный электронный документооборот, позволяющий согласовывать, запрашивать и передавать между собой документы, уже имеющиеся в системе и полученные от застройщика в рамках других процедур. Таким образом, обеспечивается межведомственное взаимодействие, нет необходимости запрашивать у заявителя дополнительные документы. При этом посещение застройщиком органов власти сводится к минимуму, а контроль осуществляется в любое время в онлайн-режиме, а все свои действия и заявители, и органы государственной власти заверяют электронной подписью. Также Система фиксирует сроки, в которые исполнители отработали запрос, а также ведет учет принятых по процедурам решений, в том числе отрицательных. В конечном итоге заявитель получает пакет документов, как в электронном виде, так и печатном.

На Портале в открытом доступе будут предоставляться инструкции и подсказки для правильного заполнения заявлений, что в дальнейшем позволит избежать ошибок и возврата документов на доработку. В рамках системы также можно будет получить консультацию от органов государственной власти и органов МСУ края по интересующим вопросы и рекомендации по получению услуг в сфере строительства, касающиеся не только разрешения на строительство. Также предлагается внедрить «калькулятор процедур»  это информационные материалы для застройщика, раскрывающие информацию о количестве, сроках и порядке получения услуг в градостроительной сфере при строительстве, а так же органах власти предоставляющих данные услуги.

Так как получение разрешения на строительство на объекты инвестиционного строительства может осуществлять как на уровне местного самоуправления, так и на региональном, то предполагается объединить все уполномоченные органы данных уровне в одном Портале, а именно профильное министерство края, 17 администраций муниципальных районов и 2 администрации городских округов. Главным координатором деятельности является Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, осуществляющее мониторинг и контроль за функционированием Портала, а также оценку и анализ результатов внедрения новой модели взаимодействия застройщиков и органов власти. Также в данной системе происходит взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями муниципальных образований края, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края».

Таким образом, Портал «Единый центр строительства Хабаровского края» — это электронный аналог «одного окна», новый эффективный инструмент для взаимодействия в целях улучшения инвестиционного климата края. Внедрение «Единого центра строительства» позволит улучшить одну из составляющих инвестиционного климата края и войти в десятку лучших регионов страны в Национальном рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/.
  2. Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № 642-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — 2016. — URL. http://docs.cntd.ru/document/420348678.
  3. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/. (дата обращения: 20.03.2019).
  4. Синявин В. Ю. Инвестиционный климат как фактор роста инвестиционной активности в России и регионах // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2019. — № 28. — С. 540–543.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, сфера строительства, инвестиционный климат, получение разрешения, инвестиционный климат края, строительство, инвестиционная деятельность, орган власти, основной капитал, субъект РФ.


Ключевые слова

инвестиции, инвестиционный климат, административные барьеры, получение разрешения на строительство

Похожие статьи

Анализ и перспективы развития инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар

В статье рассматривается состояние, тенденции развития и ключевые показатели инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар. Представлены мероприятия, направленные на реализацию целей и задач, закрепленных в Стратегии инв...

К вопросу об инвестиционной привлекательности Приморского края

В данной статье проводится анализ динамики инвестиций в основной капитал Приморского края за 2010–2016 гг., рассматриваются рейтинги состояния инвестиционного климата регионов и их результаты, выявляются проблемы повышения инвестиционной привлекатель...

Оценка инвестиционного климата в Калужской области

В статье изучаются ключевые факторы, влияющие на принятие решения иностранного инвестора об инвестициях в Калужскую область.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области

В настоящей статье на основании анализа исследуются особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Автор выявляет причины для инвестирования в проекты на территории Оренбургской области, правовые меры для разв...

Инвестиционный климат Оренбургской области

В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...

Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта

В статье рассматриваются примеры инвестиционных проектов. Предлагается ряд мер, относящийся к экономической и социальной сфере. Предлагаются меры по снижению административных барьеров в инвестиционной среде.

Оценка инвестиционной привлекательности Калужской области

Цель статьи — проанализировать факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона. Выявить направления и меры повышения инвестиционной привлекательности Калужской области. Сформулировать проблемы экономического развития региона. Дать рейти...

Законодательная составляющая инвестиционного климата Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.

Факторы, способствующие развитию рыночных территорий малых городов на примере г. Невьянска

В данной работе исследуются основные факторы, способствующие развитию рыночных территорий малых городов на примере города Невьянск. Авторы анализируют особенности экономического развития малых городов и выявляют ключевые факторы, которые оказывают вл...

Развитие инвестиционного климата в Севастополе

В статье рассматривается развитие инвестиционного потенциала Севастополя, его ключевые факторы и будущее развитие, приводится объем инвестиций в регион, а также меры направленные на его поддержку.

Похожие статьи

Анализ и перспективы развития инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар

В статье рассматривается состояние, тенденции развития и ключевые показатели инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар. Представлены мероприятия, направленные на реализацию целей и задач, закрепленных в Стратегии инв...

К вопросу об инвестиционной привлекательности Приморского края

В данной статье проводится анализ динамики инвестиций в основной капитал Приморского края за 2010–2016 гг., рассматриваются рейтинги состояния инвестиционного климата регионов и их результаты, выявляются проблемы повышения инвестиционной привлекатель...

Оценка инвестиционного климата в Калужской области

В статье изучаются ключевые факторы, влияющие на принятие решения иностранного инвестора об инвестициях в Калужскую область.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области

В настоящей статье на основании анализа исследуются особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Автор выявляет причины для инвестирования в проекты на территории Оренбургской области, правовые меры для разв...

Инвестиционный климат Оренбургской области

В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...

Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта

В статье рассматриваются примеры инвестиционных проектов. Предлагается ряд мер, относящийся к экономической и социальной сфере. Предлагаются меры по снижению административных барьеров в инвестиционной среде.

Оценка инвестиционной привлекательности Калужской области

Цель статьи — проанализировать факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона. Выявить направления и меры повышения инвестиционной привлекательности Калужской области. Сформулировать проблемы экономического развития региона. Дать рейти...

Законодательная составляющая инвестиционного климата Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.

Факторы, способствующие развитию рыночных территорий малых городов на примере г. Невьянска

В данной работе исследуются основные факторы, способствующие развитию рыночных территорий малых городов на примере города Невьянск. Авторы анализируют особенности экономического развития малых городов и выявляют ключевые факторы, которые оказывают вл...

Развитие инвестиционного климата в Севастополе

В статье рассматривается развитие инвестиционного потенциала Севастополя, его ключевые факторы и будущее развитие, приводится объем инвестиций в регион, а также меры направленные на его поддержку.

Задать вопрос