В статье представлен опыт проведения исследования особенностей ольфакторного (обонятельного) восприятия у лиц с различными ментальными нарушениями (расстройством аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости). Представлены результаты диагностики, разработана программа сопровождения с указанием ограничений в ее использовании. Автором представлено экспериментальное пособие по развитию ольфакторного восприятия лиц с ОВЗ.
Ключевые слова: ольфакторное восприятие, обоняние, одорант, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, индивидуальная программа развития.
Несмотря на то, что с возрастом роль и значение обоняния в жизни человека существенно ослабевает, по мнению большинства авторов, занимающихся исследованием сенсорного восприятия и ольфакторного восприятия, в частности, одоранты способны воздействовать на функционирование различных систем организма, центральную и вегетативную нервные системы, а через них на эмоции и психологическое состояние в целом. Однако большинство практико-ориентированных исследований, посвященных сенсорному развитию работе с детьми либо не считают нужным включать в методические программы упражнения, направленные на развитие обонятельного восприятия, либо не учитывают психологические особенности той или иной возрастной категории и ориентируются исключительно на анатомо-физиологические показатели, повышая остроту обоняния и развивая способность к дифференцированному восприятию запахов через регулярное вдыхание сложных эфирных масел и их композиций.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о необходимости разработки системной программы последовательного развития разноуровневых сенсорных навыков. Подключение обонятельного анализатора может стать дополнительным каналом приема информации и благотворно воздействовать на состояние таких психических процессов как память, внимание, эмоциональный подъем, работоспособность или наоборот способность к релаксации. Осуществленная деятельность является инновацией в организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, так как основывается на мало используемой в коррекционно-развивающей работе способности к восприятию запахов как одной из сенсорных систем.
Целью исследования является изучение особенностей обонятельного восприятия у лиц юношеского возраста с РАС и легкой степенью умственной отсталости. Исследование выполнено на базе Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройством аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития (РРЦ РАС ТМНР) Хабаровского края в рамках прохождения производственной практики (научно-исследовательской работы).
Проведенный анализ научной литературы [1–6] дал нам основания считать обоснованным то, что необходимость учета каждой анализаторной системы, определяется их взаимосвязью и становлением по принципу иерархии, поскольку все они образуют полисенсорную лестницу коммуникативно-познавательных языков. Так человек с гармонично развитым полисенсорным восприятием пользуется всей гаммой чувств [1]. В условиях отсутствия необходимых сенсорных сигналов, не активные пути доставки информации постепенно ослабевают или дистрофируются, что может привести к задержке психического развития, в условиях сенсорной депривации. Кроме того, в результате опоры преимущественно на зрение и слух и, следовательно, сужение спектра ощущений, возникает сенсорная и информационная перегрузка левого полушария и неактивность многих правополушарных процессов головного мозга, ответственных за удержание сведений на основе действенно-образного восприятия [1; 3]. Вследствие этого могут возникнуть существенные коммуникативные проблемы [4], обусловленные отсутствием способности к восприятию сенсорного языка своего собеседника. В связи с этим именно организация как коррекционно-развивающего процесса, так и воспитательной работы в принципе должна происходить в полисенсорном режиме, с целью предупреждения сенсомоторной недостаточности. Возникает необходимость в усвоении разноуровневых сенсорных навыков [3].
Исследования Г. В. Паниной по развитию обонятельных ощущений у детей с множественными тяжелыми нарушениями развития показали, что занятия способствуют положительной динамике в способности детей воспринимать, различать и успешно использовать запахи для получения более полной информации о происходящем вокруг, а также помогают лучше ориентироваться в пространстве и быту [5]. Разработанная нами программа имеет скорее характер сенсорного тренинга и предназначена, в первую очередь, для развития активности восприятия и воображения, а также обонятельной чувствительности и ольфакторного восприятия. Тренинг включает дидактические манипулятивные игры и проблемные ситуации творческого характера, в основном на формирование ассоциативных связей. Программа выполняет три главных функции: стимуляция психической активности; релаксация, снятие напряженности, стресса; создание основы для развития высших психических функций.
Среди приемов по развитию обонятельного восприятия, которые использовались нами при составлении программы и в работе с детьми были следующие: рассматривание (обследование) предмета, определение запаха предмета, жестовое обозначение, определение цвета предмета, соотнесение предмета с предметом, соотнесение предмета с изображением, соотнесение предмета с карточкой, соотнесение с цветовой карточкой, работа с инструкциями, рисование и другие.
Пробы и методики, представленные в программе, могут быть использованы как самостоятельно, независимо друг от друга, а также совместно с другими методиками, составляющими обширную коррекционно-развивающую программу сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии.
Перед осуществлением (реализацией) основной части коррекционно-развивающей программы предполагается проведение анкетирования среди родителей на наличие или отсутствие аллергической реакции на запахи, непереносимость отдельных компонентов эфирных масел или аффективных реакций в ответ на них.
На первом этапе реализации программы была осуществлена общая психолого-педагогическая диагностика, в рамках которой, помимо диагностики уровня развития основных психических функций было проведено обследование гнозиса (предметного, цветового) и праксиса, а также оценка остроты обонятельного восприятия и способности к дифференцировке запахов (оценка индивидуально-типологических особенностей обонятельного восприятия, определение возможных предпочтений и психоэмоционального отношения к запахам). На последующих этапах, включающих индивидуальные и групповые формы работы, были проведены следующие задания: «поиск пары», «цветные запахи (определение цветовых предпочтений, применительно к запахам), «опиши запах», «запахи времен года», «рисунок запаха».
Наиболее показательными оказались следующие задания: «рисунок запаха», направленные на развитие абстрактного мышления через придание запахам свойств предмета или форм и представления его в качестве рисунка, а также параллельное развитие обонятельного восприятия и снятие напряжения через включения элементов ароматерапии; «поиск пары», направленное на развитие способности дифференцировки запахов, а также способности к анализу и синтезу полученной информации; «запахи времен года», предполагающее формирование представлений о временах года на основе ассоциативной связи между запахами эфирных масел и воспоминаниями (образами, закрепленными в памяти).
В ходе проведения второго этапа исследования, направленного на разработку и реализацию отдельных этапов программы по развитию обонятельной чувствительности и активности восприятия вообще были сделаны следующие выводы об особенностях организации проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми разной нозологии (с разным типом дизонтогенеза). Так специфика программы заключается как в характере и форме стимульного материала (в частности, используемых в работе эфирных масел), так и в особенностях его предъявления, а также проведения занятий вообще. Особое внимание уделяется работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), что связано (обусловленно), в первую очередь, с трудностями установления контакта и получения ответной эмоционально окрашенной реакции на стимул в виде соответствующего запаха. Во-вторых, особое значение имело наличие стереотипных действий, а также трудности восприятия инструкций. В связи с чем ранее разработанная программа подвергалась некоторым существенным изменениям, как структурной, так и содержательной части. Например, в качестве одной из рекомендаций является расположение эфирных масел в хаотичном порядке, для предупреждения стереотипного построения флаконов, без осмысления задания.
С целью оптимизации программы и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия была разработана экспериментальная модель пособия по развитию обонятельного восприятия и расширению представлений о запахах у лиц с нарушением интеллекта. В качестве основного инструментария (стимульного материала) выступает дерево, включающее несколько составляющих, активно использующихся в работе, как в качестве самостоятельного пособия, так и в рамках базовой (заданной) программы. Само дерево и отдельные его составляющие изготовлены вручную из габардина. В качестве наполнителя послужил поролон. Дерево является исключительно абстрактной моделью, а размер листьев значительно превышает необходимые в непосредственной работе с детьми. Размеры как самого дерева, так и листьев могут варьироваться в зависимости от возраста и психофизиологических особенностей; кроме того, листья рекомендуется делать крупными для сохранения более устойчивого и выраженного запаха, исходящего от сухоцветов, поскольку размер листьев прямо пропорционален количеству наполнителя, который будет использован. Подобный способ предъявления стимульного материала, в данном случае специй и сухоцветов, позволяет ребенку наиболее тесно ознакомиться с объектами, активизируя все анализаторные системы (через кинестетические, обонятельные и зрительные каналы восприятия), что позволяет сформировать целостный образ источника запаха и закрепить полученные знания (повысить точность и длительность сохранения и воспроизведения запечатленной в памяти информации).
В спектр задач, решаемых с помощью пособия входит: сенсорная интеграция; формирование познавательного интереса к решению поставленных специалистом задач; стимуляция психической активности не только за счет соответствующих запахов и их воздействия на нервную систему, но и через использование красочного методического материала и его разнонаправленности и многозадачности, предполагающей параллельное косвенное развитие ВПФ, таких как внимание и память, а также моторных навыков (крупной и мелкой моторики).
Следует помнить, что перед применением пособия необходимо проведение опроса среди родителей или лиц их заменяющих для определения проблем сенсорной интеграции и исключения возможной аллергической реакции на природные материалы, используемые в ходе работы (занятий). Однако наличие аллергических реакций не единственное ограничение в использовании пособия. На основе результатов предыдущих исследований [6] нами были установлено, что его использование в работе с детьми и подростками с расстройством аутистического спектра не дали ощутимых результатов, в то время как участники с умственной отсталостью давали качественный отклик. В этой связи мы рекомендуем использовать данное пособие в работе с детьми-подростками-взрослыми с легкой степенью умственной отсталости, не предполагающие наличие грубой речевой патологии, ограничивающей возможность установления вербальной коммуникации и получения соответствующей ответной реакции. Для лиц с грубыми нарушениями интеллекта умеренной и тяжелой степени выраженности, а также в работе с безречевыми детьми-подростками-взрослыми пособие может быть использовано исключительно с целью снятия эмоционального напряжения и стимуляции психической активности.
Подводя итоги проведенной работы отметим:
– в ходе исследования были выявлены типологические особенности ольфакторного восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости: в числе наиболее характерных отмечается ориентированность на несущественные признаки при установлении ассоциативной связи между запахом и временем года, а также использования преимущественно зрительного анализатора вне зависимости от данной специалистом установки;
– в ходе проведенной работы доказана эффективность применения коррекционно-развивающей программы по развитию обонятельного восприятия у детей и подростков с ОВЗ, описаны особенности организации и проведения занятий;
– сформулированы для специалистов и родителей практические рекомендации по организации деятельности, направленной на развитие обонятельной чувствительности: наиболее эффективным она будет в работе с детьми с негрубыми нарушениями интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) в том случае, если войдет в состав обширной коррекционно-развивающей программы сенсорного развития;
– разработанное нами экспериментальное пособие по развитию обонятельного восприятия является эффективным и адекватным сформулированным цели и задачам.
Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении поиска новых приемов и средств развития ольфакторного восприятия лиц с различными вариантами дизонтогенеза.
Литература:
- Березина, Т. Н. Эмоционально-обонятельный язык бессознательной коммуникации / Т. Н. Березина // Национальный психологический журнал. — 2013. — № 4 (12). — С. 20–30 с.
- Богдашина, О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / О. Б. Богдашина // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2 (6). — 24 с.
- Ванюхина, Г. А. Секреты-советы связной речи. Помощник Речецветика / Г. А. Ванюхина. — Екатеринбург: Русич, 2005. — 68 с.
- Максимова, Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна / Е. В. Максимова. — М.: Диалог — МИФИ, 2008. — 288 с.
- Панина, Г. В. Развитие обонятельных ощущений у детей с множественными тяжелыми нарушениями развития. Верхнепышминская школа-интернат им. С. А. Мартиросяна.
- Чебарыкова, С. В. Обонятельный язык как средство коммуникации с ребенком-аутистом / С. В. Чебарыкова, О. Ю. Пухова // Человек с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: развитие инклюзивной культуры и практики / под ред. Т. Г. Луковенко. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. — С. 128–132.