В статье рассматривается психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности, изучается феномен отношения к ситуации неопределённости.
Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, ситуация неопределенности.
В современном обществе не прекращается эпоха быстрых социально-экономических изменений. Поэтому скорость, с которой изменяются требования к будущим специалистам, а как следствие к образовательным учреждениям, также быстра. Поступая, абитуриент не может обладать полной информацией о требованиях, предъявляемых к профессии. Образы профессии являются актуальными на момент поступления в вуз, представления о требованиях к студенту как к профессионалу расширяются во время обучения. При этом заканчивая обучение, выпускник сталкивается с неготовностью в полной мере соответствовать данным требованиям, в связи с быстрыми изменениями требований, предъявляемых к профессии. В этой связи одной из важнейших проблем высшего образования становится поиск новых подходов к подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, целеустремленных, умеющих мобилизовать себя для решения профессиональных задач, готовых к профессиональной деятельности.
Проблема неопределенности обсуждается в современной науке в самых различных контекстах. Это вызвано, усложнением связей между происходящими явлениями, неоднозначностью, как причин, так и следствий событий. Данная тенденция делает актуальным изучение психологии человека, находящегося в ситуации неопределенности. А. Г. Асмолов подчеркивает важность ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития [1].
Как следствие, назрела необходимость исследования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в ситуации неопределенности. Во-первых, проблема неопределенности в современном обществе стоит крайне остро. Изменения происходят крайне быстро. Требования к будущим специалистам меняются и, поступая, нынешний студент представляет себе устоявшийся образ профессионала актуальный на данный момент, а заканчивая вуз, сталкивается с тем, что за время обучения требования к его профессии изменились. Во-вторых, о профессиональной готовности говорят довольно много, но не в рамках ситуации неопределенности, в этом ключе, тема практически не освещается
Целью нашего исследования выступило изучение уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов с разным отношением к ситуации неопределенности. Мы предположили, что студенты с разным отношением к ситуации неопределенности будут иметь различия в психологической готовности к профессиональной деятельности, а именно у студентов толерантных к ситуации неопределенности будет наблюдаться высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, у студентов с высоким уровнем межличностной интолерантности к неопределенности — низкий уровень развития психологической готовности.
В нашей работе мы использовали следующие психодиагностические методики: опросник «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева и др.; методика диагностики уровня развития рефлективности А. В. Карпова; новый опросник «Толерантности-интолерантности к неопределенности» Т. В. Корниловой. В исследовании принял участие 101 человек, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета магистратуры.
Анализ полученных данных показал, что основная часть общей выборки имеет средний и ниже среднего уровни психологической готовности к деятельности, что составляет 30,7 % и 28,8 % соответственно. Что говорит нам о возможных трудностях в становлении студента как профессионала. Данная группа студентов, еще не в полной мере овладела специфическими умениями и навыками, которые требуются для успешного выполнения профессиональных задач. Так же уровень развитие личностных качеств, которые требуются в их деятельности как профессионалов, возможно, окажется недостаточным.
В свою очередь высокий уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности имеют 9,8 % выборки, уровень выше среднего — 24,8 % выборки. Важным условием для успешного вхождения в профессиональную деятельность выступает высокий уровень психологической готовности к ней. Для успешной профессиональной подготовки компетентных кадров необходимо учитывать уровень личностного развития студентов, ценностные ориентации, а также приобретаемые установки на профессиональную деятельность. Все это повышает продуктивность усвоения студентами необходимых, для деятельности, компетенций.
Низкий уровень готовности имеют всего лишь 5,9 % от общей массы испытуемых. Что может свидетельствовать о недостаточном усвоении программы профессионального обучения. А также об осознании респондентами ошибочном выборе профессии.
Останавливаясь на результатах групп студентов разных программ обучения, обращаем внимание, что у студентов бакалавриата большинство участников исследования имеют средний и выше среднего уровни психологической готовности к профессиональной деятельности — 40,5 % и 32,5 % соответственно. В данной группе у 13,5 % студентов выявлен высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности. Уровни развития ниже среднего и низкий имеют 10.8 % и 2,7 % соответственно, данная группа студентов в большей степени является психологически подготовленной к профессиональной деятельности относительно оставшихся 2-ух групп студентов специалитета и магистратуры.
Таблица 1
Распределение студентов по уровням психологической готовности к профессиональной деятельности
Психологическая готовность к профессиональной деятельности |
||||||
Высокий уровень |
Уровень выше среднего |
Средний уровень |
Уровень ниже среднего |
Низкий уровень |
||
Бакалавриат |
КЧ |
5 |
12 |
15 |
4 |
1 |
% |
13,5 |
32,5 |
40,5 |
10,8 |
2,7 |
|
Специалитет |
КЧ |
3 |
5 |
6 |
1 |
3 |
% |
8,2 |
13,9 |
16,8 |
52,9 |
8,2 |
|
Магистратура |
КЧ |
2 |
8 |
10 |
6 |
2 |
% |
7,1 |
28,6 |
35,7 |
21,5 |
7,1 |
|
Всего |
КЧ |
10 |
25 |
31 |
29 |
6 |
% |
9,8 |
24,8 |
30,7 |
28,8 |
5,9 |
|
Условные обозначения: КЧ — количество человек
У студентов специалитета 52,9 % участников исследования имеют уровень психологической готовности ниже среднего. Вопреки ожиданиям, высокий и выше среднего уровни психологической готовности имеют в сумме 22,1 % от общего числа студентов специалитета.
Переходим к показателям студентов магистратуры. В общем, тенденция положительная. В целом большая часть студентов имеют достаточный уровень развитости психологической готовности к профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности имеют 7,1 %, выше среднего — 28,6 %, средний уровень — 35,7. Эти результаты свидетельствуют нам о достаточном уровне усвоения специфических профессиональных знаний. Данные студенты обладают необходимыми навыками для успешной профессиональной деятельности. В сумме 28,6 % от общего числа студентов магистратуры имеют недостаточный уровень психологической готовности для успешной профессиональной деятельности.
Изучение связи уровня толерантности к неопределенности и уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов показало сильную прямую зависимость (r=0,6335, p≤0,05). Данный факт ожидаемо свидетельствует о том, что чем сильнее необходимость студента в новизне и оригинальности, чем предпочтительнее трудная, сложно решаемая задача, тем более успешен будет студент в профессиональной деятельности. Иметь необходимость самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений, свидетельствует о готовности работать в условиях нешаблонной задачи.
При исследовании степени зависимости уровня интолерантности к неопределенности и уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов коэффициент корреляции оказался равен r=0,985 при уровне статистической значимости p≤0,05. Полученный результат позволяет сделать вывод о незначительном влиянии данной величины на уровень психологической готовности к профессиональной деятельности студентов. Полученные результаты легко объясняются, при высоком уровне интолерантности возникает невозможность выполнения профессиональных задач качественно. Желание респондента, с высоким уровнем развития интолерантности к неопределенности, все контролировать, преобладание шаблонных действий при решении рабочих задач, резко снижает качество выполняемой деятельности.
Логичным является наличие отрицательного коэффициента корреляции (r=-0,4859, p≤0,05) между уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и межличностной интолерантностью к неопределенности). Действительно, чем выше уровень межличностной интолерантности к неопределенности, тем ниже уровень психологической готовности к профессиональной деятельности. Данные результаты объясняются важностью межличностных отношений их развитием, данные люди не терпят неопределенности в отношениях с другими людьми. Как итог, для подобных людей не важны профессиональные задачи в условиях неопределенности социальных связей в коллективе.
Все вышеперечисленное, подтверждает выдвинутую нами гипотезу о линейной корреляции в уровнях психологической готовности к профессиональной деятельности и уровнях разного отношения к неопределенности.
Литература:
- Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2000. — 256 с.