Коррупция является актуальной проблемой в Российской Федерации. Тема коррупции является острой как для населения страны, так и для правительства. Для более эффективной борьбы с коррупцией необходимо бороться и с её причинами. В данной статье раскрывается история и причина появления коррупции в России, а также методы борьбы с коррупцией в современное время.
Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, история, государство, Россия, борьба с коррупцией, наказание, взяточничество.
Коррупция — использование должностным лицом своих полномочий во власти и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом возможностей и связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В коррупции есть взаимная выгода как для должностного лица, которое получает материальную выгоду, так и для заинтересованного в коррупции лица, в виде облегчения поставленных перед ним задач, что должно быть хорошо. Но при коррупции является противоправным деянием, которое ставит лиц, не участвовавшие в коррупционных действиях в невыгодное положение, противореча закону и морали, а в некоторых случаях коррупция подвергает третьих лиц риску.
Для ситуации коррупционной направленности характерны ряд признаков: наличие противоправного решения, которое закон или общественные нормы, действие сторон по обоюдному согласию, имея в итоге противозаконную выгоду или преимущества, над теми лицами, что не участвовали в процессе принятия данного решение, а также сокрытие своих действий [1, c. 8].
Многие исследователи подчеркивают, что коррупция представляет из себя многоаспектное, многоуровневое, организованное в систему социальное явление, имеющее экономическую, политическую, социальную, управленческую, юридическую, этическую составные части [2, c. 11].
Коррупция в российском государстве имеет долгую историю. Первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, отражаются в Двинской уставной грамоте 1397–1398 годов, шестая статья которой изрекала: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто, изымав татя с поличным, а посул себе возьмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет». Иначе говоря, в данном статье говорится о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий, что означает самосуд. При этом самосудом признается незаконное получение компенсации в виде денег, причитавшейся наместнику, на которого было возложено осуществление правосудия. Тем не менее большинство исследователей истории российского законодательства предполагают, что понятие посуда входит в оборот под смыслом взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 г., статья 4 которой гласила: «А князь посадник на вече суду не судять, судити им у князя на синих, взирая в правду по крестному целованью. А не вьсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». Упоминания о посулах встречается в Новгородской Судной грамоте и в Судебнике 1497 г., в статьях 33 и 34 которые относились к недельщикам, то есть должностным лицом, обязанное вызывать в суд стороны, обвиняемых и передавать в суд дела о кражах, организовывать судебного поединка и исполнять решения суда. Статьи 33 и 34 запрещали брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя.
До 1715 г. предоставление подношений государственным служащим являлось естественной практикой и основной их доходов. Чиновники, по факту, жили «кормлениями» на средства лиц, что были заинтересованы в их деятельности. Государевы люди не обладали фиксированным жалованием и получали финансы доступными методами. Начиная с 1715 года, чиновники начали получать фиксированное жалованье, и получение взяток стало считаться преступлением. Однако при этом объемный канцелярский аппарат требовал на для своего содержания больших денежных средств, которых в казне часто было недостаточно по причине частых военных действий, что опустошали казну. Потому для государева служащих, особенного для чиновников низшего ранга, получение взяток могло быть вопросом выживания. При Петре Великом впервые против взяточников стали применяться жесточайшие меры, такие как: битьё батогами, клеймление, ссылки и даже казни. Но эти меры не дали серьезных результатов. Уже после Петра из-за дефицита средств стране пришлось снова вернуться к старой системе обеспечения чиновников — «кормлению». На протяжении всей истории Российской Империи с коррупцией боролись с переменным успехом. С одной стороны, стали действовать новые законы, ужесточались наказания, особенно в сфере оборонных заказов. С другой же стороны, аппарат чиновников рос и потому требовал на своё содержание всё больших средств, которых нередко было недостаточно [3, c. 1].
В России и в современном периоде причины появления коррупции никуда не исчезли как со времен княжества, так и со времен империи. Сложная структура органов власти и существование крайне запутанных бюрократические процедуры, отсутствие внешнего и внутреннего контроля в организациях над деятельностью аппаратов органов государственной власти. Положение осложняется также тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных между служащими служащих, однозначно определенного распределения компетенций, имеет место как повторение одних, так и совмещение нескольких функциональных обязанностей. Это приводит в итоге к небывалой медлительности, волоките, связанных как с недостатками в сфере организации, так и со слишком низкой профессиональной компетентностью у персонала. Провести границу между беспорядком в организации и поощрением коррупционного поведения у граждан бывает, в некоторых случаях, невозможно. Коррупцию создают чрезмерно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты гражданских интересов людей, что вовлечены в деятельность органов государственной власти [4, c. 2].
По статистике Генеральной прокуратуры РФ количество преступлений в направлении коррупции за период январь-декабрь 2018 года составило 30495, показав прирост на 2,9 % по сравнению с предыдущим годом. Причем удельный вес преступлений, совершенных по статьям 290 и 291 УК РФ (взяточничество) составил 0,6 %, а по ст. 285 УК РФ и вовсе 0,1 % (злоупотребление должностными полномочиями) от всех зарегистрированных в 2018 г. преступлений. Динамика преступлений, совершенных по ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ (взяточничество) показала рост на 3,4 %, а по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) на 0,8 % за 2018 год. Доля преступлений коррупционной направленности, уголовные дела о которых направлены в суд, от общего количества предварительно расследованных преступлений указанной категории в Российской Федерации — всего 27997 (направлено в суд 82,8 %), из них получение взятки 2784 дача взятки — 2299 посредничество во взяточничестве — 691, мелкое взяточничество — 5715. Несмотря на снижение в 2017 г. на 10 % количества коррупционных преступлений по сравнению с 2016 г., в 2018 г. наблюдался рост данного вида преступлений на 2,9 % [5, c. 535].
Эффективная модель борьбы с коррупцией обозначается равенством всех перед законом и судом вне зависимости, от должности которую занимает коррупционер и положения, в том числе финансовом. Именно неотвратимость наказания каждого из субъектов коррупционных отношений является одним из ключевых аспектов борьбы с коррупцией. При этом от государства требуется обеспечение самостоятельности судов, то есть их независимости от исполнительной власти и обеспечения избирательности правосудия, что должно позволит повысить авторитет судебной власти.
В юридической научной литературе отмечается, что «полная реализация принципа равенства перед законом и судом потребует принятия необходимых законом об уточнении или устранении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц за нарушения уголовных законов и о ликвидации необоснованных уголовно-процессуальных привилегий государственных должностных лиц всех ветвей власти». В этой связи разумно поддержать действующего председателя СК РФ Александра Ивановича Бастрыкина, который предлагал исключить часть лиц, имеющих особым правовым статусом, из главы 52 УПК РФ. Таким образом, при вступлении этого предложения в юридическую силу главным принципом противодействия коррупции станет принцип вне исключений из правил.
На сегодняшний день в России одной из мер по борьбе с коррупционными проявлениями, представляется обязательная ежегодная отчетность государственных служащих и их родственников о своих доходах и имуществе. Указом Президента России от 18 мая 2009 г. № 5557 был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых государственные служащие должны представлять данные о своих доходах, а также о доходах своих супругов и своих детей до восемнадцати лет. Является необходимым включить в правовую систему эффективные механизмы реально действующей ответственности за незаконное обогащение, то есть за существование у должностного лица активов и собственности, происхождение которых данное должностное лицо не может логичным образом объяснить. Определенное движение в эту сторону уже было сделано: прокуратура стала иметь право на обращение в судебные органы с требованием об изъятии имущества, которое должностное лицо приобрело в итоге необоснованного обогащения. Но при следует признать, что контроль за активностью средств публичных должностных лиц и их членов семей действует с недостаточно большой эффективностью, в следствии чего требуется обеспечивать реализацию контрольных мероприятий в полном соответствии с требованиями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [6, c. 2].
Для более эффективной работы антикоррупционной системы были предложены такие меры как: Осуществлять на постоянной основе анализ нормативных актов на предмет выявления неурегулированных секторов, появление которых связано с новыми требованиями международного сообщества и действующей обстановкой внутри государства. Запустить полноценный механизм не только поиска активов, но и возврата последних собственнику, частным лицам, государству, для чего необходимо использовать возможности финансовых разведок. Запустить целостный механизм формирования списка публичных лиц, контроль за которыми нужно установить в соответствии с требованиями ФАТФ. Усилить взаимодействие между министерствами и ведомствами, направленное на передачу между ними информации, выработку одних подходов, по оценке рисков принимаемых ими мер.
Антикоррупционная политика предусматривает прозрачность как в работе органов государственной власти, так и местного самоуправления, а также максимально возможное избавление от персонализации во взаимодействии государственных служащих с гражданами и организациями, к примеру, путем введения системы для электронного обмена информацией, главной целью которых является предоставление качественных услуг,администраций на различных уровнях и повышении прозрачности их работы. В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением секретной.
В заключении можно сказать, что коррупция всегда будет сопровождать государство и общество, невозможно полностью уничтожить это явление. Но даже в таком государстве как Россия можно минимизировать коррупцию и прекратить его негативное воздействие на государство и его жителей. Для борьбы с коррупцией необходим системный подход. Нужно бороться не с каждым отдельным её элементом. Нужно бороться со всеми проявлениями коррупции для улучшения ситуации в лучшую сторону.
Литература:
- Пудаков, Е. Р. Государственная политика Российской Федерации по противодействию коррупции / Е. Р. Пудаков. — Уфа: Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2015. — 166 c.
- Социально-психологические исследования коррупции / Е. Е. Гаврина, А. Л. Журавлев, Д. А. Китова [и др.]; под редакцией А. Л. Журавлев, Д. А. Китова, В. А. Соснина. — Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2017. — 288 c.
- Литвяк Лариса Геннадиевна, Плыгунов Константин Андреевич, Катасонов Андрей Викторович Коррупция в России: история и современность // ИСОМ. 2015. № 4. — 5 c.
- Бурцев Ю. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // ТДР. 2017. № 2. — 2 c.
- Рекунова Н. Ф. Эффективность применения и исполнения наказания в виде штрафов за коррупционные преступления // Молодой ученый. — 2019. — № 23. — 640 с.
- Кумышева Марина Кадировна Борьба с коррупцией в России на современном этапе // Вестник ГУУ. 2016. № 3. — 4 c.