Перспективы обучения студентов основам автоматического управления с помощью средств разработки на языке CFD | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 30.06.2020

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Круглов, Р. М. Перспективы обучения студентов основам автоматического управления с помощью средств разработки на языке CFD / Р. М. Круглов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72228/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью обучения студентов не связанных на прямую со сферой информационных технологий методам и приемам программирования программируемых логических контроллеров с применением языка CFD. В статье предложено применение среды разработки с низким порогом вхождения, рассмотрен пример реализации порогового регулятора, даны рекомендации по дальнейшему внедрению решений на базе языка CFD в учебный процесс.

Ключевые слова: программируемый логический контроллер, язык функциональных блоковых диаграмм, обучение.

Введение. Процесс цифровизации экономики приводит к изменению социально-экономической парадигмы, в связи с чем актуальным становится вопрос о подготовке кадров способных в полной мере воспользоваться преимуществами её изменения [1]. Современный рынок онлайн-обучения воспринял данные тенденции, одним из наиболее крупных сегментов рынка открытых онлайн курсов является именно сегмент учебных программ в области информационных технологий [2]. Однако, зачастую при выборе языка программирования для обучения акцент смещается в пользу его популярности, таким образом зачастую студенту предлагается изучить один из популярных языков, например Java, C#, C++, Python [3] и другие. Вместе с тем цифровая экономика не ограничивается только сервисной сферой, в которой наиболее популярны вышеуказанные языки, не следует забывать о производящих и обрабатывающих отраслях экономики, а также о транспортной отрасли, в которых активное применение находят программируемые логические контроллеры [4].

При этом зачастую программирование логических контроллеров, организовано в более доступной для обучения форме, как правило при обучении основам программирования логических контроллеров не требуется изучение основ парадигмы объектно-ориентированного или функционального программирования. Существуют графические языки для программирования микроконтроллеров, в частности язык функциональных блоковых диаграмм (FBD) и близкие к нему по парадигме языки.

Применение графических языков программирования на базе функциональных блоковых диаграмм для обучения автоматическому управлению.

На российском рынке представлены различные микроконтроллеры, программируемые на языке FBD [5], данный язык востребован поскольку достаточно нагляден и прост для освоения профессионалами, имеющими опыт работы с микроконтроллерами, однако для лиц только начинающих обучаться нередко сложность освоения и визуальная составляющая интерфейса, могут снизить мотивацию к обучению. Рассмотрим интерфейс (рисунок 1) одной из популярных систем программирования микроконтроллеров в том числе на языке FBD — CoDeSys [6].

Фрагмент рабочего окна CoDeSys при работе с программой на языке FBD

Рис. 1. Фрагмент рабочего окна CoDeSys при работе с программой на языке FBD

Несмотря на свою функциональность интерфейс программы может для неопытного пользователя показаться «перегруженным», поэтому целесообразно перед изучением данного инструмента, ознакомится с более простой и наглядной средой разработки, основанной на аналогичных принципах работы.

В качестве такой среды разработки в данной статье предлагается рассмотреть программу CannyLab, которая является интегрированной средой разработки на языке Canny Function Diagram (CFD). Язык CFD основан на языке FBD, при его разработке учитывался стандарт МЭК 61131–3 [7]. Внешний вид интерфейса CannyLab показан на рисунке 2.

Несмотря на то, что CannyLab и язык CFD предназначены только для программирования контроллеров CANNY, в программе присутствует режим симулятора, в котором можно провести моделирование распространенных функциональных блоков, достаточных для имитации различных автоматических регуляторов. Также определенным преимуществом данной среды разработки является, то, что её не надо устанавливать на компьютер пользователя, достаточно распаковать архив с программой и запустить.exe файл. Данный фактор может быть полезен в условиях ограниченных прав пользователя, в соответствии с различными политиками информационной безопасности учебного заведения.

Фрагмент рабочего окна CannyLab при работе с программой на языке CFD

Рис. 2. Фрагмент рабочего окна CannyLab при работе с программой на языке CFD

Рассмотрим пример реализации порогового регулятора на языке CFD в режиме симулятора CannyLab (рисунок 3).

Пример реализации порогового регулятора в режиме симулятора CannyLab

Рис. 3. Пример реализации порогового регулятора в режиме симулятора CannyLab

В данном примере может быть использовано практически любое сочетание датчика и исполнительного устройства, например фоторезистор и светодиодная матрица, включение которой производится при снижении светового потока поступающего на измерительный орган датчика ниже определённого порога.

Дальнейшим развитием практики применения языка CFD в учебном процессе может стать организация различных учебных стендов (макетов) переводящих обучение из исключительно виртуальной плоскости симуляции в физическое воплощение, аналогично примерам учебных стендов для обучения на языке FBD [8]. Учитывая схожесть языка CFD и FBD в дальнейшем возможно будет продолжить обучение именно на языке FBD.

Заключение. Вусловиях постепенного повышения степени цифровизации экономики РФ актуальной становится задача не толькообучения языкам программирования, распространённым в сфере сервисной автоматизации, но и языкам программирования, связанным с обеспечением реального сектора экономики, в том числе языку FBD. В случае если студенты имеют низкую способность к освоению языков программирования или низкую мотивацию, целесообразно начать обучение с более наглядного языка CFD.

Литература:

1. Басаев З. В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. 2018. № 4. C. 32–38.

2. Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173–197.

3. Наумов Родион Владимирович Актуальные языки программирования // Academy. 2016. № 1 (4). С.49–50

4. Банников Евгений Викторович Использование ПЛК в промышленности // International scientific review. — 2019. № LV. С. 25–28.

5. Лещёв В. С., Шилин А. А., Светлаков А. А. Современные промышленные контроллеры и их программирование на языке функциональных блоковых диаграмм FBD // Доклады ТУСУР. 2007. № 2 (16). С. 62–67

6. Новиков С. О. Возможности системы программирования CoDeSys при разработке программного обеспечения и проектировании микропроцессорных систем управления // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2009. № 1. С. 27–35

7. Язык CFD. — Текст: электронный // Canny.ru: [сайт]. — URL: https://wiki.canny.ru/index.php?title= %D0 %AF %D0 %B7 %D1 %8B %D0 %BA_CFD (дата обращения: 21.06.2020).

8. Ежов В. Д., Дубоделов В. Е., Крышнев Ю. В. Обучающий комплекс для промышленных систем управления // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2013. № 1. С. 17–25.

Основные термины (генерируются автоматически): CFD, FBD, язык, обучение, пороговый регулятор, режим симулятора, среда разработки, CANNY, рабочее окно, учебный процесс.


Ключевые слова

обучение, программируемый логический контроллер, язык функциональных блоковых диаграмм

Похожие статьи

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Моделирование технологических процессов производства электронной аппаратуры инструментами когнитивной графики

В статье рассмотрены особенности моделирования технологических процессов производства электронной аппаратуры инструментами когнитивной графики. Проанализированы этапы концептуально-абстрактного и структурно-функционального моделирования. В качестве п...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Решение задач классификации методами машинного обучения

В данной работе проанализирована актуальность методов машинного обучения для решения задач классификации, определены понятия машинного обучения, нейронной сети. Выявлена необходимая информация для анализа машинного обучения. Определены понятия класси...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Интеллектуальное управления квадрокоптеров с применением технологий мягких вычислений

В данной статье рассматриваются методы интеллектуального управления беспилотным воздушным судном, в частности квадрокоптером. Рассмотрена процедура предполётной настройки контроллера, обучения регуляторов стабилизации. Представлена информационная тех...

Сравнение моделей качества программного обеспечения

В данной статье приводится пример разработки плана развития использования облачных технологий на предприятии на основе разработанной модели с использованием методов оптимизации — многокритериального линейного программирования, а также метода ограниче...

Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе

В статье рассматриваются перспективы самонаправленного обучения языкам с использованием мобильных приложений, описываются методы оценки его эффективности, возможности интеграции в учебный процесс вузов и возможности для совершенствования метода самон...

Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений

В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...

Похожие статьи

Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку

В статье обосновывается важность внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс. Основной акцент делается на обучение английскому языку студентов неязқковқх вузов. Здесь подчеркивается, что преподавателю нового поколения недостато...

Моделирование технологических процессов производства электронной аппаратуры инструментами когнитивной графики

В статье рассмотрены особенности моделирования технологических процессов производства электронной аппаратуры инструментами когнитивной графики. Проанализированы этапы концептуально-абстрактного и структурно-функционального моделирования. В качестве п...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Решение задач классификации методами машинного обучения

В данной работе проанализирована актуальность методов машинного обучения для решения задач классификации, определены понятия машинного обучения, нейронной сети. Выявлена необходимая информация для анализа машинного обучения. Определены понятия класси...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Интеллектуальное управления квадрокоптеров с применением технологий мягких вычислений

В данной статье рассматриваются методы интеллектуального управления беспилотным воздушным судном, в частности квадрокоптером. Рассмотрена процедура предполётной настройки контроллера, обучения регуляторов стабилизации. Представлена информационная тех...

Сравнение моделей качества программного обеспечения

В данной статье приводится пример разработки плана развития использования облачных технологий на предприятии на основе разработанной модели с использованием методов оптимизации — многокритериального линейного программирования, а также метода ограниче...

Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе

В статье рассматриваются перспективы самонаправленного обучения языкам с использованием мобильных приложений, описываются методы оценки его эффективности, возможности интеграции в учебный процесс вузов и возможности для совершенствования метода самон...

Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений

В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...

Задать вопрос