В данной статье представлены основные методы для оценки криминализации бизнеса. А также, прописаны меры контроля поступления денежных средств.
Ключевые слова: методы, оценка, криминализация бизнеса, меры контроля.
Для анализа мер декриминализации бизнеса в Калининградской области надо исследовать методы для измерения данного явления. Конечно, давно учеными выработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые объединяются в две большие группы: прямые и косвенные. Прямой метод дает ясный, четкий и односложный результат. Косвенные применяются при разных уровнях развития той или иной сферы (бюджетной, финансовой, социальной). Но они также характеризуют явление в целом. Конечно, оценка криминализации экономики во многих случаях носит приблизительный характер, с той или иной долей вероятности. Идеального метода невозможно придумать. И все они имеют свои преимущества и недостатки.
Из косвенных методов можно выделить балансовый метод, ресурсный метод, экспертный. Все они в отдельности носят разрозненный характер. Нам представляется, что применение того или иного метода необходимо применять в совокупности, это и даст возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения. Отличие прямых от косвенных методов в показателях только в одном направлении — прямые методы занижают, a косвенные методы завышают оценку криминализации бизнеса.
Для оценки криминализации бизнеса на уровне региона учитывается и его географическое местоположение, исторические особенности развития, демографическая ситуация, политическое устройство, уровень жизни населения, степень расслоения. И конечно, такое явление, как экономическое руководство региона (прямое и скрытое).
Прямые методы — это, например, опрос, бухгалтерский анализ, сопоставление, расчет денежного оборота, метод учета движения средств. Российская статистика из всех методов использует, прежде всего, метод изучения данных о занятости населения. Росстат работу организует в соответствии с методологией международной статистики (СНС-93).
Конечно, декриминализацию бизнеса в Калининградской области невозможно проанализировать, не соприкоснувшись с антикоррупционной политикой, которая поставила перед собой следующие задачи:
− организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
− сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
− увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
− влияние на мотивы коррупционного поведения;
− создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Общая мысль антикоррупционной программы заключается в том, что она должна быть направлена не только на борьбу правоохранительных органов с непосредственными уже совершенными преступлениями. Но должна быть сосредоточена и на сужении масштабов сфер, на которые распространяется коррупция. Если взять сферу финансирования проектов, то положительный переход к реальным данным ликвидирует дефицит бюджета. В настоящее время в этой сфере присутствует личное усмотрение при принятии решений. Обеспечение прав субъектов операций, прозрачность системы финансирования бизнеса дают возможность для выполнения всех действий на основе законодательства, уменьшают шансы коррупционных действий.
Кроме того, уменьшение криминализации бизнеса способствует и совершенствование налогового законодательства. Но в данном случае должно быть сокращение наличного оборота денежных средств, внедрении усовершенствованных форм отчетности, усиление контроля за движением безналичных расчетов предупреждают коррупционность и тем самым блокируют криминализацию экономики. Нельзя забывать, что в коррупционной системе есть верхняя и нижняя составляющая, так называемая иерархия. Эти меры предотвращают, в первую очередь, низовую коррупцию. И тем самым разрывается связь с верхним коррупционным элементом.
Социальная сфера также может быть очищена от коррумпированности следующими методами. Рынок бизнеса при внедрении конкуренции превратиться в открытую сферу экономики. Конкуренция выступает в данном случае как фильтр для коррумпированности. Поэтому коммерциализация части услуг в социальной сфере позволит исключить криминализацию.
Далее возможно расширить применение интерактивных технологий при выдаче и осуществлении социальных услуг. Данный метод позволит исключить злоупотребление субъектов государственной службы и минимизировать их личное усмотрение.
Эффективным средством представляется и передача определенной части социальных задач институтам гражданского оборота, например, контроль за расходованием ресурсов. Общественные объединения менее подвержены криминализации, т. к. действует в большей мере общественный контроль. Они могут решать в совокупности сразу несколько задач. Во-первых, ограничение коррупции на местах. Во-вторых, повышение доверия и совершенствование механизма государственных социальных функций. И как следствие, в-третьих, возрастание уважения и доверия к действующим законам.
Конечно, без усиления судебной системы вряд ли возможно блокировать криминализацию бизнеса в полном объеме. Для этого необходимо реализовать государственную программу по реформированию судебной системы в арбитражном судопроизводстве и развить административную юстицию. И нам представляется, не бесполезным будет возврат надзорных функций за деятельностью государственных судебных и правоохранительных органов органам прокуратуры.
Производство товаров в домашних условиях, так называемом элементе теневой экономике, влияет на объем скрытой, неформальной деятельности, которую ведут юридические лица. Однако для государства и определения данных объемов применяются выборочные методы статистических подсчетов. Данные, полученные такими методами, имеют вероятностный характер. И даже при анализе статистики раскрываемости преступлений в данной сфере невозможно получить достоверные данные. Большая часть остается скрытой. Даже при наличии оперативной информации могут пройти или завышение или занижение численных показателей.
Надо отметить, что приказ МВД № 1156 утвердил положения, согласно которым подразделение полиции «в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с иными подразделениями территориального органа МВД России, подразделениями иных правоохранительных органов, государственных органов и органов местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами» исключительно в рамках компетенции полиции». Этот документ имеет перечень контрольных мер (проверок), основная часть которых должна осуществляться в плановом режиме. A ежегодные планы утверждаются органами прокуратуры. Также как и проведение внеплановых проверок идет с утверждением органов прокуратуры.
В УПК РФ в 2011 году были внесены изменения в главу возбуждение уголовного дела в отношении налоговых преступлений. Законодатель посчитал, что это полномочия исключительно Федеральной налоговой службы РФ, тем самым нарушил систему полномочий правоохранительных органов. Конечно, в тот период существовала рациональное объяснение данным изменениям. Это и сфабрикованность некоторых налоговых правонарушений. Это и более мягкое распределение нагрузки по раскрываемости преступлений. Это и блокирование перекрестных поводов к возбуждению уголовного дела. Все это являлось обоснованным и справедливым. Однако нарушение системы правоохранительных органов не позволило до настоящего времени иметь такой институт в действующем законодательстве. Поэтому с 2018 года возбуждением уголовных дел по налоговым основаниям нарушений относится к полномочиям ОВД.
Исходя из этого, нам представляются необходимыми следующие меры контроля за источниками поступлений средств в бюджет:
− меры исходящие от правоохранительных органов по собираемости налогов, через раскрываемость налоговых преступлений (усиление штрафных санкций, типа конфискация денежных средств);
− повышение качества проводимых контрольных проверок (исключение взаимовыгодных условий субъектов проверок и их объектов);
− рокировка ресурсов контрольных органов и объектов контроля;
− контроль за процессом обращения товаров теневой экономики;
− усиление контроля за наличным обращением денежных расчетов;
− контроль за разницей доходов и расходов лиц, особенно из органов государственной власти и правоохранительной структуры.
Конечно, надо отметить, что декриминализация бизнеса не поддается эффективному расчету. Но предложенные меры смогут дать положительный эффект при условии наличия затрат на обеспечительную деятельность органов внутренних дел. Декриминализация будет отчетливо видна, как только повысится количество «малых» предпринимателей и уменьшится показатель совершения налоговых преступлений. И безусловно, в основном показателе результатов декриминализации бизнеса должен быть рост поступлений в бюджет за счет штрафов и пошлин.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
- Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 13.05.2019) «О мерах по противодействию коррупции» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/ Учебники, монографии, брошюры
- Верин В. П. Преступления в сфере экономики. — М.: Дело, 2014.
- Герасин А. Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства. — М.: Бизнес-Пресс. 2018.
- Канцеров Р. А., Глушков В. В. Условия, механизмы, направления и динамика распространения теневой экономики в современной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 9.
- Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. — М.: Юристъ, 2014.