Область здравоохранения в России подвергается серьезным изменениям, однако качество оказываемой медицинской помощи стоит на одном уровне. Для оказания более качественной медицинской помощи, медицинский работник должен находится в состоянии социально-психологического благополучия, эмоционального равновесия, и проецировать позитивные ощущения на окружающих, коллег и пациентов. Поэтому изучение именно эмоционального состояния медработников актуально во все времена.
Труд медицинского работника имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь, эта профессия, по Е. А. Климову, относится к группе «человек-человек», это означает, что им приходится постоянно общаться с различными людьми, причем пациентами, испытывающим боль. И соответственно, к специалистам предъявляются очень высокие требования, так как объектом труда являются другие люди [5].
А. Л. Свенцицкий отмечал, что «специфика трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля реагирование работника, влияя на свойства его личности, могут приводить к так называемой «профессиональной деформации …» [6, с. 13].
Кроме того, как особый вид деформации ряд авторов выделяют эмоциональное выгорание, которое проявляется целым симптомокомплексом.
Эмоциональное выгорание, Э. Г. Эйдемиллер, рассматривает как защитный механизм, который вырабатывается личностью в ответ на психотравмирующие воздействия, проявляющиеся в сфере профессиональной деятельности. Это процесс, который развивается постепенно, в связи с механизмом развития стресса как реакции организма, вследствие чего человек может даже уйти из профессии. Вопрос о эмоциональном выгорании тесным образом связан с профессиональным здоровьем — процессом сохранения и развития регуляторных способностей организма, физического и психологического благополучия, обеспечивающих высокое качество и надежность профессиональной деятельности. [2].
Признаками эмоционального выгорания в деятельности медицинского работника являются:
– затруднения в сосредоточении на чем-либо; а это чревато серьезными последствиями, так как сама деятельность требует высокого уровня всех компонентов внимания-концентрации, распределения, объема;
– возможные ошибки в работе, что недопустимо в работе медработника;
– ухудшение всех процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения;
– возникновение чувства постоянной усталости;
– повышенная возбудимость, раздражительность, когда объекты деятельности — больные — раздражают;
– неудовлетворенность своей работой [2].
Эмоциональное выгорание имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности человека, от профессии.
Как симптом может проявляется эмоционально-нравственная дезориентация, то есть медицинские работники, забывая об основных положениях медицинской деонтологии, могут нарушать правила и нормы общения.
Как следствие эмоционального выгорания могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения, что проявляется на уровне физического и психического самочувствия, возникают бессонница, страхи, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита не справляется с нагрузками.
В своем исследовании, мы предполагаем, что в зависимости от форм собственности медицинских учреждений у работников может отличаться уровень эмоционального «выгорания». С целью того, чтобы проверить это предположение, мы использовали методику К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Водопьяновой.
На гистограмме (рис 1) представлены средние значения результатов диагностики выраженности компонентов профессионального «выгорания» у работников государственных и частных медицинских учреждений.
Рис. 1. Гистограмма распределения средних значений результатов диагностики выраженности компонентов профессионального «выгорания» у работников государственных и частных медицинских учреждений
В гистограмме (рис 1.), можно увидеть, что есть существенных различиях в выраженности компонентов профессионального «выгорания». О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по шкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие — по шкале «редукция персональных достижений».
Высокие показатели по шкале «эмоциональное истощение» указывают на угнетенность, апатию, высокое утомление, эмоциональная опустошенность.
«Деперсонализация» означает выраженность чёрствости, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. Шкала «редукция личных достижений» диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам.
По гистограмме (рис.1), можно увидеть, что все три шкалы имеют сильную выраженность у работников государственного медицинского учреждения.
Рис. 2. Гистограмма распределения средних значений результатов методики диагностики профессионального «выгорания»
Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений» были суммированы. Результаты представлены в гистограмме (рис.2).
Для того чтобы понять носят ли выявленные нами данные закономерный или случайный характер был проведен статистический анализ, с помощью критерия t-критерий Стьюдента, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные результаты сравнения отдельных компонентов профессионального «выгорания»
Критерий для независимых выборок |
|||||||
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий равенства средних |
||||||
F |
Знч. |
T |
ст. св. |
Знач. |
95 % доверительный интервал для разности |
||
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||||
Эмоциональное истощение |
,414 |
,522 |
-1,701 |
78 |
,093 |
-4,99192 |
,39192 |
Деперсонализация |
7,050 |
,010 |
-,287 |
78 |
,775 |
-1,98492 |
1,48492 |
Редукция личных достижений |
1,567 |
,214 |
-2,988 |
78 |
,004 |
-9,24775 |
-1,85225 |
Профессиональное «выгорание» |
1,720 |
,194 |
-2,516 |
78 |
,014 |
-14,51051 |
-1,68949 |
Как следует из данных таблицы 1, достоверные различия выявлены в отношении таких показателей, как редукция личных достижений (р=,004), и сам фактор «профессиональное выгорание» (р=,014). Высокие показатели по шкале «редукция личных достижений» (рис.1) наблюдаются у сотрудников государственного медицинского учреждения, что указывает на сниженное чувство компетентности, обесценивание своей деятельности, недовольство собой, а также на негативное восприятие себя в профессиональной сфере. Здесь еще речь идет о возникающем чувстве вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности и безразличия к работе. Высокие показатели по данной шкале также свидетельствуют о снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания.
Достоверность выявленных показателей по фактору профессиональное «выгорание» указывает на то, что и эмоциональное истощение, и деперсонализация имеет место быть. Следовательно, это исчерпание эмоциональных, физических, ресурсов сотрудника. Для выборки с высокими показателями по фактору психологическое «выгорание» может быть характерно хроническая усталость, равнодушие и холодность по отношению к объектам труда, в нашем случае, к пациентам. Если обратиться к гистограмме (рис.1), можно увидеть, что показатели преобладают у работников государственного медицинского учреждения, следовательно, наше предположение подтверждается.
Литература:
- Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. — М., 1998. — 231–244 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Филинъ, 1996. — 256 с.
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. — 337 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 2007.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — 2-е изд., — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Свенцицкий, А. Л. Организационная психология: учебник для вузов. — М.: Изд. Юрайт, 2016–504 с.
- Носков О. Г., Ясько Б. А. О кризисах профессионально-личностного развития врача. // ВМУ.- Серия 14. Психология. — 2004. — № 2. — 21–30 с.