Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Далгатов, М. М. Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений / М. М. Далгатов, П. А. Амирмагомедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72250/ (дата обращения: 19.12.2024).



Область здравоохранения в России подвергается серьезным изменениям, однако качество оказываемой медицинской помощи стоит на одном уровне. Для оказания более качественной медицинской помощи, медицинский работник должен находится в состоянии социально-психологического благополучия, эмоционального равновесия, и проецировать позитивные ощущения на окружающих, коллег и пациентов. Поэтому изучение именно эмоционального состояния медработников актуально во все времена.

Труд медицинского работника имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь, эта профессия, по Е. А. Климову, относится к группе «человек-человек», это означает, что им приходится постоянно общаться с различными людьми, причем пациентами, испытывающим боль. И соответственно, к специалистам предъявляются очень высокие требования, так как объектом труда являются другие люди [5].

А. Л. Свенцицкий отмечал, что «специфика трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля реагирование работника, влияя на свойства его личности, могут приводить к так называемой «профессиональной деформации …» [6, с. 13].

Кроме того, как особый вид деформации ряд авторов выделяют эмоциональное выгорание, которое проявляется целым симптомокомплексом.

Эмоциональное выгорание, Э. Г. Эйдемиллер, рассматривает как защитный механизм, который вырабатывается личностью в ответ на психотравмирующие воздействия, проявляющиеся в сфере профессиональной деятельности. Это процесс, который развивается постепенно, в связи с механизмом развития стресса как реакции организма, вследствие чего человек может даже уйти из профессии. Вопрос о эмоциональном выгорании тесным образом связан с профессиональным здоровьем — процессом сохранения и развития регуляторных способностей организма, физического и психологического благополучия, обеспечивающих высокое качество и надежность профессиональной деятельности. [2].

Признаками эмоционального выгорания в деятельности медицинского работника являются:

– затруднения в сосредоточении на чем-либо; а это чревато серьезными последствиями, так как сама деятельность требует высокого уровня всех компонентов внимания-концентрации, распределения, объема;

– возможные ошибки в работе, что недопустимо в работе медработника;

– ухудшение всех процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения;

– возникновение чувства постоянной усталости;

– повышенная возбудимость, раздражительность, когда объекты деятельности — больные — раздражают;

– неудовлетворенность своей работой [2].

Эмоциональное выгорание имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности человека, от профессии.

Как симптом может проявляется эмоционально-нравственная дезориентация, то есть медицинские работники, забывая об основных положениях медицинской деонтологии, могут нарушать правила и нормы общения.

Как следствие эмоционального выгорания могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения, что проявляется на уровне физического и психического самочувствия, возникают бессонница, страхи, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита не справляется с нагрузками.

В своем исследовании, мы предполагаем, что в зависимости от форм собственности медицинских учреждений у работников может отличаться уровень эмоционального «выгорания». С целью того, чтобы проверить это предположение, мы использовали методику К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Водопьяновой.

На гистограмме (рис 1) представлены средние значения результатов диагностики выраженности компонентов профессионального «выгорания» у работников государственных и частных медицинских учреждений.

Гистограмма распределения средних значений результатов диагностики выраженности компонентов профессионального «выгорания» у работников государственных и частных медицинских учреждений

Рис. 1. Гистограмма распределения средних значений результатов диагностики выраженности компонентов профессионального «выгорания» у работников государственных и частных медицинских учреждений

В гистограмме (рис 1.), можно увидеть, что есть существенных различиях в выраженности компонентов профессионального «выгорания». О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по шкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие — по шкале «редукция персональных достижений».

Высокие показатели по шкале «эмоциональное истощение» указывают на угнетенность, апатию, высокое утомление, эмоциональная опустошенность.

«Деперсонализация» означает выраженность чёрствости, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. Шкала «редукция личных достижений» диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам.

По гистограмме (рис.1), можно увидеть, что все три шкалы имеют сильную выраженность у работников государственного медицинского учреждения.

Гистограмма распределения средних значений результатов методики диагностики профессионального «выгорания»

Рис. 2. Гистограмма распределения средних значений результатов методики диагностики профессионального «выгорания»

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений» были суммированы. Результаты представлены в гистограмме (рис.2).

Для того чтобы понять носят ли выявленные нами данные закономерный или случайный характер был проведен статистический анализ, с помощью критерия t-критерий Стьюдента, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные результаты сравнения отдельных компонентов профессионального «выгорания»

Критерий для независимых выборок

Критерий равенства дисперсий Ливиня

t-критерий равенства средних

F

Знч.

T

ст. св.

Знач.

95 % доверительный интервал для разности

Нижняя граница

Верхняя граница

Эмоциональное истощение

,414

,522

-1,701

78

,093

-4,99192

,39192

Деперсонализация

7,050

,010

-,287

78

,775

-1,98492

1,48492

Редукция личных достижений

1,567

,214

-2,988

78

,004

-9,24775

-1,85225

Профессиональное «выгорание»

1,720

,194

-2,516

78

,014

-14,51051

-1,68949

Как следует из данных таблицы 1, достоверные различия выявлены в отношении таких показателей, как редукция личных достижений (р=,004), и сам фактор «профессиональное выгорание» (р=,014). Высокие показатели по шкале «редукция личных достижений» (рис.1) наблюдаются у сотрудников государственного медицинского учреждения, что указывает на сниженное чувство компетентности, обесценивание своей деятельности, недовольство собой, а также на негативное восприятие себя в профессиональной сфере. Здесь еще речь идет о возникающем чувстве вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности и безразличия к работе. Высокие показатели по данной шкале также свидетельствуют о снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания.

Достоверность выявленных показателей по фактору профессиональное «выгорание» указывает на то, что и эмоциональное истощение, и деперсонализация имеет место быть. Следовательно, это исчерпание эмоциональных, физических, ресурсов сотрудника. Для выборки с высокими показателями по фактору психологическое «выгорание» может быть характерно хроническая усталость, равнодушие и холодность по отношению к объектам труда, в нашем случае, к пациентам. Если обратиться к гистограмме (рис.1), можно увидеть, что показатели преобладают у работников государственного медицинского учреждения, следовательно, наше предположение подтверждается.

Литература:

  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. — М., 1998. — 231–244 с.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Филинъ, 1996. — 256 с.
  3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. — 337 с.
  4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 2007.
  5. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — 2-е изд., — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  6. Свенцицкий, А. Л. Организационная психология: учебник для вузов. — М.: Изд. Юрайт, 2016–504 с.
  7. Носков О. Г., Ясько Б. А. О кризисах профессионально-личностного развития врача. // ВМУ.- Серия 14. Психология. — 2004. — № 2. — 21–30 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, государственное медицинское учреждение, медицинский работник, гистограмма, достижение, показатель, профессиональная деятельность, работа, работник, эмоциональное истощение.


Похожие статьи

Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Похожие статьи

Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Задать вопрос